Цели:
- Ознакомить с вычислением площади прямоугольника и формулой вычисления площади прямоугольника.
- Совершенствование вычислительных навыков, чертежных навыков.
- Развитие аналитического мышления, умения находить сходство и различие через исследовательскую деятельность.
- Развитие способности к быстрому темпу работы, воспитание навыков самоконтроля.
Оборудование:
- классная доска,
- тетради,
- учебники,
- раздаточный материал (геометрические фигуры разных размеров, квадратные сантиметры),
- таблица “изучаем площади”,
- палетка,
- чертежные инструменты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Содержание урока.
1. Коррекционные упражнения:
“Собрать правильно часть”
(ПЛОЩАДЬ)
Какое слово получилось?
Что значит площадь?
Покажите.
А почему мы говорим о площади?
(изучаем площадь)
2. Слово учителя:
- Действительно, мы изучаем тему “Площадь”.
- Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например слово “площадь”.
- Все зависит от того, какие слова стоят рядом (показываю фотографии: Красная площадь, площадь Ленина в г. Алдане, площадь в п. Куранах возле ДК “Металлург”).
- Когда мы говорим: Красная площадь, площадь Ленина в Алдане, площадь в Куранахе возле ДК “Металлург” мы имеем ввиду определенное место в городе, поселке с таким названием.
- Но, когда мы говорим: площадь комнаты, зала, доски, мы имеем ввиду совсем другое, а именно – сколько единиц площади размещается на поверхности пола (потолка) комнаты, зала, на поверхности доски. Хотя, конечно, и Красную площадь, и площадь Ленина мы тоже можем измерить с помощью единиц площади.
3. Сообщение темы:
Сегодны мы продолжим изучение данной темы, а конкретно – мы должны научиться вычислять площадь прямоугольника и вывести формулу площади прямоугольника. А в конце урока вы должны, сделать вывод о необходимости формулы вычисления площади прямоугольника.
III. Практическая работа.
1. Измерение длин отрезков в сантиметрах:
1) работа с карточками: – измерить длину отрезков и записать
1 отрезок –
2 отрезок –
3 отрезок –
2) вывод: отрезки можно измерять и определять длину.
Сравнение фигур (конверты с раздаточным материалом):
а) треугольников:
(на доске) большой и маленький
Какая фигура больше?
Почему?
Как доказать? (наложить меньший на больший)
б) конверт №1:
- круги,
- многоугольники
(берем цветные фигуры)
сравниваем по такому же плану.
в) крышки столов, обложки учебников, площадь пола и доски
г) сравниваем площади прямоугольников разной формы (обратная сторона разделена на прямоугольники одинаковой длины и ширины)
Накладываем, делаем вывод.
(невозможно сравнить)
Переворачиваю на обратную сторону. Сравниваем.
Площади равны.
Берем неравновеликие два прямоугольника и сравниваем.
Вывод: площади прямоугольников неравны.
д) Сравнение площадей фигур из клетчатой бумаги (по клеточкам)
- А всегда ли можно таким образом вычислить площадь? (нет)
е) знакомство с палеткой (показываю)
Палетка – сетка, выполненная на кальке, прозрачной пленке, оргстекле и т.д. (на любом прозрачном материале), разделенная на квадратные сантиметры.
ж) Таблица “Измеряем площади”. Учащиеся при помощи палетки измеряют площади изображенных предметов и геометрических фигур. Делают вывод.
(измерение палеткой)
Вывод:
- не всегда возможно и удобно измерить площадь предмета при помощи палетки.
з) работа в тетради:
Начертить прямоугольник со сторонами: 2 см и 4 см.
1. Выложить квадратиками.
Что означают эти квадратики?
(квадратные сантиметры)
2. Чему равна площадь этого прямоугольника?
Начертить второй прямоугольник со сторонами 5см и 3см и вычислить площадь по алгоритму.
Сравните площади. Площадь какого прямоугольника больше, а какого меньше.
3. Вывод формулы площади прямоугольника.
1) Задание: начертить прямоугольник со сторонами 8 см. и 4 см.
Вычислить площадь данного прямоугольника с помощью палетки. Чему равна площадь данного прямоугольника? (32 кв.см)
2) Расчерчивание данного прямоугольника на квадраты со стороной в 1см. сначала по нижнему ряду и боковым сторонам. Сосчитать сколько получилось квадратов. (32 квадрата)
3) вывод: не всегда удобно пользоваться данными приемами.
Обращаю внимание детей на расчерченный прямоугольник и задаю вопросы: “Какова длина прямоугольника? Сколько квадратных сантиметров уложилось вдоль основания? Какова ширина прямоугольника? Сколько рядов квадратных сантиметров уложилось по боковой стороне прямоугольника?”
Вывод: чтобы определить площадь прямоугольника, надо измерить его длину (определить, сколько квадратных сантиметров уложиться в один ряд) и ширину (определить, сколько уложится таких рядов) и эти числа перемножить.
Площадь прямоугольника обозначается буквой S, длина буквой a, а ширина буквой b, формула площади прямоугольника будет записана так: Sпр =ab (кв.ед.) (формула вывешивается на доску)
4. Закрепление
- Фронтальная работа: Вычислить площадь прямоугольника, если а=15см, а b=7см. (работа у доски и в тетрадях)
- Работа с учебником: стр.78 № 236 (№1,2,3)
- Работа с раздаточным материалом (задания выдаются индивидуально)
IV. Итог:
- С чем познакомились на уроке?
- Чему научились?
- А теперь ответьте на вопрос: нужно ли было выводить формулу вычисления площади прямоугольника? Назовите ее.
V. Оценивание