Урок геометрии в 8-м классе СКОШ и VIII вида на тему "Вычисление площади прямоугольника. Вывод формулы"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Ознакомить с вычислением площади прямоугольника и формулой вычисления площади прямоугольника.
  2. Совершенствование вычислительных навыков, чертежных навыков.
  3. Развитие аналитического мышления, умения находить сходство и различие через исследовательскую деятельность.
  4. Развитие способности к быстрому темпу работы, воспитание навыков самоконтроля.

Оборудование:

  • классная доска,
  • тетради,
  • учебники,
  • раздаточный материал (геометрические фигуры разных размеров, квадратные сантиметры),
  • таблица “изучаем площади”,
  • палетка,
  • чертежные инструменты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Содержание урока.

1. Коррекционные упражнения:

“Собрать правильно часть”

(ПЛОЩАДЬ)

Какое слово получилось?

Что значит площадь?

Покажите.

А почему мы говорим о площади?

(изучаем площадь)

2. Слово учителя:

  • Действительно, мы изучаем тему “Площадь”.
  • Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например слово “площадь”.
  • Все зависит от того, какие слова стоят рядом (показываю фотографии: Красная площадь, площадь Ленина в г. Алдане, площадь в п. Куранах возле ДК “Металлург”).
  • Когда мы говорим: Красная площадь, площадь Ленина в Алдане, площадь в Куранахе возле ДК “Металлург” мы имеем ввиду определенное место в городе, поселке с таким названием.
  • Но, когда мы говорим: площадь комнаты, зала, доски, мы имеем ввиду совсем другое, а именно – сколько единиц площади размещается на поверхности пола (потолка) комнаты, зала, на поверхности доски. Хотя, конечно, и Красную площадь, и площадь Ленина мы тоже можем измерить с помощью единиц площади.

3. Сообщение темы:

Сегодны мы продолжим изучение данной темы, а конкретно – мы должны научиться вычислять площадь прямоугольника и вывести формулу площади прямоугольника. А в конце урока вы должны, сделать вывод о необходимости формулы вычисления площади прямоугольника.

III. Практическая работа.

1. Измерение длин отрезков в сантиметрах:

1) работа с карточками: – измерить длину отрезков и записать

1 отрезок –

2 отрезок –

3 отрезок –

2) вывод: отрезки можно измерять и определять длину.

Сравнение фигур (конверты с раздаточным материалом):

а) треугольников:

(на доске) большой и маленький

Какая фигура больше?

Почему?

Как доказать? (наложить меньший на больший)

б) конверт №1:

- круги,

- многоугольники

(берем цветные фигуры)

сравниваем по такому же плану.

в) крышки столов, обложки учебников, площадь пола и доски

г) сравниваем площади прямоугольников разной формы (обратная сторона разделена на прямоугольники одинаковой длины и ширины)

     
     
         

Накладываем, делаем вывод.

(невозможно сравнить)

Переворачиваю на обратную сторону. Сравниваем.

Площади равны.

Берем неравновеликие два прямоугольника и сравниваем.

Вывод: площади прямоугольников неравны.

д) Сравнение площадей фигур из клетчатой бумаги (по клеточкам)

- А всегда ли можно таким образом вычислить площадь? (нет)

е) знакомство с палеткой (показываю)

Палетка – сетка, выполненная на кальке, прозрачной пленке, оргстекле и т.д. (на любом прозрачном материале), разделенная на квадратные сантиметры.

ж) Таблица “Измеряем площади”. Учащиеся при помощи палетки измеряют площади изображенных предметов и геометрических фигур. Делают вывод.

(измерение палеткой)

Вывод:

- не всегда возможно и удобно измерить площадь предмета при помощи палетки.

з) работа в тетради:

Начертить прямоугольник со сторонами: 2 см и 4 см.

1. Выложить квадратиками.

Что означают эти квадратики?

(квадратные сантиметры)

2. Чему равна площадь этого прямоугольника?

Начертить второй прямоугольник со сторонами 5см и 3см и вычислить площадь по алгоритму.

Сравните площади. Площадь какого прямоугольника больше, а какого меньше.

3. Вывод формулы площади прямоугольника.

1) Задание: начертить прямоугольник со сторонами 8 см. и 4 см.

Вычислить площадь данного прямоугольника с помощью палетки. Чему равна площадь данного прямоугольника? (32 кв.см)

2) Расчерчивание данного прямоугольника на квадраты со стороной в 1см. сначала по нижнему ряду и боковым сторонам. Сосчитать сколько получилось квадратов. (32 квадрата)

3) вывод: не всегда удобно пользоваться данными приемами.

Обращаю внимание детей на расчерченный прямоугольник и задаю вопросы: “Какова длина прямоугольника? Сколько квадратных сантиметров уложилось вдоль основания? Какова ширина прямоугольника? Сколько рядов квадратных сантиметров уложилось по боковой стороне прямоугольника?”

Вывод: чтобы определить площадь прямоугольника, надо измерить его длину (определить, сколько квадратных сантиметров уложиться в один ряд) и ширину (определить, сколько уложится таких рядов) и эти числа перемножить.

Площадь прямоугольника обозначается буквой S, длина буквой a, а ширина буквой b, формула площади прямоугольника будет записана так: Sпр =ab (кв.ед.) (формула вывешивается на доску)

4. Закрепление

  1. Фронтальная работа: Вычислить площадь прямоугольника, если а=15см, а b=7см. (работа у доски и в тетрадях)
  2. Работа с учебником: стр.78 № 236 (№1,2,3)
  3. Работа с раздаточным материалом (задания выдаются индивидуально)

IV. Итог:

- С чем познакомились на уроке?

- Чему научились?

- А теперь ответьте на вопрос: нужно ли было выводить формулу вычисления площади прямоугольника? Назовите ее.

V. Оценивание