В последнее время в теории и практике обучения особо актуальна задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение и межпредметные связи.
Мной разработана авторская программа факультативных занятий “История изобразительного искусства” для учащихся 5-9 классов. Программа построена на основе межпредметных связей, что дает возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научной информации, литературных, музыкальных, живописных произведений. Это способствует эмоциональному развитию личности ребенка, формированию его творческого мышления и научно-теоретической подготовки, делают знания практически более значимыми и применимыми в будущей производственной, научной и общественной жизни.
В содержание программы входят лекции по истории искусства и практические задания, которые являются логическим продолжением темы лекции.
Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и практическими заданиями.
Контрольные работы делятся на тематические, которые проводятся в течение четверти после изучения одного из разделов программы и итоговые, включающие вопросы по всем темам курса. Разработанная серия контрольных работ позволяет в увлекательной форме проводить проверку знаний и умений, полученных на занятиях по истории изобразительного искусства.
Учитывая специфику предмета, в вопросы и задания включаются репродукции картин, изображения архитектурных и скульптурных произведений.
Задания наглядны, четко сформулированы, составлены с учетом возрастных особенностей учащихся. В них входят:
- определение автора и названия художественного произведения
- анализ художественных произведений
- решение кроссвордов
- объяснение специальных терминов
- выполнение рисунков
- выполнение шрифтовой композиции и т.д.
Контрольные работы являются хорошим методическим материалом по проверке знаний. Многие их них уже прошли проверку на практике и показали, что учащиеся с увлечением и интересом выполняют задания, привлекая для этого знания по истории, географии, геометрии, литературе и другим предметам.
В качестве примера дана итоговая контрольная работа по теме “Искусство Древнего мира” в 5 классе.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: “Искусство Древнего мира”
Дата | Класс 5 | Оценка |
Фамилия, имя | ||
1 | Используя образцы древнего орнамента, украсить сосуд | |
2 | По картам определить название Древнего государства | |
3 | Изображена иллюстрация к “Книге Мертвых”. Описать происходящее | |
4 | Решить кроссворд | |
|
||
5 | Древняя письменность Междуречья называется клинописью. Используя клинья, преобразить русский алфавит и написать слово “Междуречье” | |
6 | Написать название Чудес света | |
|
||
7 | Как называются сосуды? Для чего они предназначались? | |
8 | Какое архитектурное сооружение изображено? Как называется? Для чего предназначалось? | |
9 | В Древней Греции и Древнем Риме одни и те же боги имели разные имена. Соотнесите имена древнегреческих и древнеримских богов | |
10 | К какой древней цивилизации относятся архитектурные сооружения? | |
|