Цели:
- повторить, систематизировать, обобщить и расширить знания по данной теме;
- развивать воображение, математическую интуицию, память, мышление, формировать правильную математическую речь;
- активизировать познавательную и творческую активность учащихся.
Оборудование:
- интерактивная доска,
- компьютеры.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока, постановка целей, запись в тетради числа и темы урока. (приложение №2, слайд № 1)
II. Опрос.
1). 1 ученик выполняет задание у доски.
Задание. Используя известные вам свойства действий над числами, заполните пропуски так, чтобы равенства были верными.
a · … = b · …
a · (…· c) = (… · b) · c = (a · …) · b
(a +…) · c = …· c + b · …
c · (…– b) = …· a – c · …
2). Остальные работают устно, задание выполняют по рядам. (Приложение №1)
Задание. Соберите яблоки в корзинки ( выбрав правильный ответ, яблоко падает в корзинку, при выборе неправильного ответа загорается сигнальная фишка)
69 + 14
72 – 40
23 – 19
15 + 28
65 – 51
19 + 9
81 – 72
84 – 64
16 · 5
75 : 25
25 · 13 · 4
38 : 19
87 · 2 · 5
55 : 11 · 5
8 · 125
100 : 25
3). Проверка задания у доски.
Вопрос: что выражают эти равенства?
Сформулируйте переместительное, сочетательное, распределительное свойства действий над числами.
III. Практикум по решению задач.
Учитель. Скажите, пожалуйста, а для чего нужно знать эти свойства?
Ответ ученика. Они помогают быстро и правильно находить значения выражений, упрощать вычисления, буквенные выражения.
Учитель. Давайте посмотрим, как применяются эти свойства для вычисления значений числовых выражений. Выполним такое задание. (Приложение №2, слайд 2)
Задание. Вычислите наиболее удобным способом:
125 · 25 · 77 · 4 · 8 =
25 · 399 =
42 · 23 + 17 · 18 + 24 · 17 =
Учитель. Ребята, я предлагаю вам рассмотреть ещё один приём, который позволяет очень быстро находить значение числового выражения (приложение №2, слайд № 3).
Значение выражения 48 · 75 – 70 · 45 можно легко вычислить, если числа 48, 75, 70 и 45 представить в виде произведения множителей:
48 · 75 – 70 · 45 = (2 · 24) · (3 · 5 · 5) – (7 · 2 · 5) · (3 · 3 · 5) = (2 · 3 · 5 · 5) · (24 – 7 · 3) = 150 · 3 = 450
Примените этот приём для нахождения значения следующего выражения:
14 · 55 + 38 · 35 =
Учитель. Ребята, мы сказали, что эти свойства позволяют не только быстро находить значения числовых выражений, но и упрощать буквенные выражения. Поэтому следующее задание такое.
Задание. (Приложение №2, слайд № 4)
Упростите выражения:
3а · 4b · 2х =
24a + 35b + 11a + 12 b - 7 =
17х + 4 · (6 + 3х) - 15 =
Учитель. Ребята, вы уже знаете, что упрощать выражения приходится и при решении уравнений. Давайте вспомним, как это делается на примере решения следующего уравнения.
Задание. (Приложение №2, слайд № 5)
Решите уравнение: 3 (7 + 4х) – 8х = 201
IV. Тестирование.
Учитель. Итак, мы с вами повторили знания по теме “Упрощение выражений” и теперь я предлагаю вам выполнить тест. 6 учеников будут выполнять его на компьютере, остальные в тетрадях.
Тест.
1 вариант.
- Раскройте скобки: (х + 6) · 30
- Найдите значение выражения, применяя распределительный закон умножения:
- Решите уравнение: 9а – а + 14 = 94
- Замените * числом так, чтобы данное равенство было верным при любых значениях х: *х – х = 39х
- Верно ли, что при любых значениях а, b и c: a · (b + c) = ab + ac
43· 27 + 35· 27 - 58 · 27
2 вариант.
- Раскройте скобки: (10 – а) · 5
- Найдите значение выражения, применяя распределительный закон умножения: 139· 37 - 108· 37 + 69· 37
- Решите уравнение: 7m + m – 12 = 28
- Замените * числом так, чтобы данное равенство было верным при любых значениях х: х + *х = 60х
- Верно ли, что при любых значениях а, b и c: (a – b) · c = a · (b – c)
Учитель. А теперь, ребята, которые работали в тетради, проверьте правильность выполнения теста (приложение №2, слайд № 6 ), исправьте ошибки и поставьте себе оценку.
Таблица ответов.
№ задания |
1 вариант |
2 вариант |
1 |
30х + 180 |
50 – 5а |
2 |
540 |
3700 |
3 |
10 |
5 |
4 |
40 |
59 |
5 |
верно |
неверно |
V. Итог урока.
Учитель. Итак, ребята, сегодня на уроке мы повторили свойства умножения и закрепили навыки применения этих свойств, при нахождении значений выражений, решении уравнений и упрощении выражений. А на следующем уроке мы с вами научимся решать задачи на части, где так же используются эти свойства. Запишите в дневники домашнее задание: (приложение №2, слайд № 7)