Цели.
- Через игровые задания, опираясь на знания детей познакомить с буквами Б и Г.
- Расширять кругозор учащихся об устном народном творчестве
- Воспитывать интерес к чтению детских книг, доброту и отзывчивость.
Оборудование:
- аудио (детские песенки),
- слоговые карточки,
- кубики 20 штук,
- декорации к инсценированию сказки,
- картинки с изображением гусей для чтения слогов,
- выставка детских книг,
- карточки со словами,
- таблички с буквами.
Ход занятия
I. Знакомство с буквой Б.
1. Чтение учителем стихотворения про Буратино.
На голове его колпак,
Но околпачен будет враг.
Злодею он покажет нос
И рассмешит друзей до слез.
Он очень скоро будет тут.
Скажите, как его зовут.
2. Игра "Расставь слоги"
- Ребята, пока Буратино к нам добирается, давайте поиграем в игру.
Я составила вам одно слово, но шутник – ветродуй развеял буквы этого слова, а т.к. буквы крепко держались друг за друга, то остались слоги. Давайте их прочтем и составим слово. (__У, РА, ТИ, НО)
- составляют слово __УРАТИНО
- какая буква потерялась, кто знает? (Б)
3. Хоровое чтение слова, деление на слоги, постановка ударения (с учителем)
4. Появление БУРАТИНО (учащийся 4 класса)
- Ребята, вы меня звали?
- Да.
- Мы с друзьями убегали от лисы Алисы и кота Базилио. Вы их знаете?
- Да.
- Они такие добренькие?
- Нет.
Учитель: Так почему же, вы от них убегали? (беседа о доброте по высказываниям детей)
- Вот еще беда, ребята. Пока мы от них убегали, я все забыл, что знал. Вы мне поможете вспомнить?
- Да.
- Ой, какие вы добренькие! Я вот знаю букву А (показывает на листах в имени), а вторую забыл, но знаю, что имя мое начинается с этой буквы. Какая это буква?
- Б
- Покажите мне ее.
5. Игра "Найди букву"
(Буратино вызывает по одному ученику, закрывает ему глаза, меняет слоги в слове местами, затем ученик ищет букву Б)
- На что похожа эта буква? (Ответы детей)
- А кто знает слова с буквой Б? (Тому, кто больше назовет слов с буквой Б, Буратино дарит в подарок "золотую монету")
6. Выступление детей со стихами про буквы.
(У детей карточки с буквами А, В, И, К, Л, М, Н,О,П,Р,С,Т,У)
А
Абрикос, арбуз и айва
Очень сладкие слова,
Все они на букву А.
В
Ветер веет в чистом поле,
Волком воет он на воле.
И
Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.
К
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Л
Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
М
Мед в лесу медведь нашел
Мало меду, много пчел.
Н
На коне наездник мчит:
Настоящий он джигит.
О
Ослик был сегодня зол
Он узнал, что он осёл.
П
Панцирь носит черепаха
Прячет голову от страха.
Р
Роет землю старый крот –
Разоряет огород.
С
Спит спокойно старый слон
Стоя спать умеет он
Т
Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко.
У
Ученик учил уроки
У него в чернилах щеки
7. Игра "Живые буквы"
(составление слов из "живых" букв детьми, которые не читали стихи).
8. Разгадывание ребусов
АРТЕМОН.
- Ребята, я принес вам ребусы, т.е. зашифрованные (спрятанные) слова, разгадаем их.
БА + БОЧКИ = БАБОЧКИ
(кто разгадает и объяснит, получает в подарок рисунок банта и бабочки)
9. "Сочиняем стихи".
БУРАТИНО:
- Ребята, у меня есть друг Незнайка, так вот он любит сочинять стихи.
Например,
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
- А вы, любите сочинять стихи.
- Да.
- Давайте вместе попробуем (чистоговорки)
Бан – бан – бан – я ударил в бара … (2раза)
Бом – бом – бом – пыль стоит у нас стол… (2 раза)
МАЛЬВИНА
- Буратино, не сочиняйте глупых стихов, разве это хорошо "пыль стоит столбом". Ребята, как вы думаете?
- Давайте в другую игру поиграем. Кто быстрее расскажет, то что я сейчас прочитаю вам.
БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ.
(заучивание, затем несколько детей читают, получают призы от МАЛЬВИНЫ)
10. Инсценирование отрывка из сказки "Золотой ключик, или приключение Буратино)
УЧИТЕЛЬ. Дорогие Буратино, Мальвина, Артемон, мы хотели бы вас поблагодарить за игры и попросить вас показать нам сказку. Вы согласны?
- Мы покажем вам сейчас
Удивительный рассказ.
Про прекрасную Мальвину,
Артемона, Буратино.
Выступает здесь для вас
Дружный наш 4 класс.
(в заключении показа сказки звучит песня о Буратино)
II. Знакомство с буквой Г.
УЧИТЕЛЬ.
После песни поднимаю карточку со словом ГУРАТИНО. Ребята, во время музыки буквы плясали и после остановки музыки получилось это слово)
Дети читают, удивляются, находят сходство и отличие в написании букв.
1. Слушание песни "Два веселых гуся".
- Ребята, слушайте, пойте и запоминайте слова, где услышите Б и Г.
(бабуся, гуси, белый, другой)
2. Чтение слогов по опорным таблицам, где нарисованы гуси и написаны слоги
ГА ГУ
ГЫ
ГО
ГИ
БА БУ
БЫ
БО
БИ
3. Чтение учителем русской народной сказки "Гуси и лиса"
Паслись гуси на лугу. Увидела лиса гусей и говорит: "Гуси, гуси! Я съем вас!..
…Тогда один гусь сказал:
- Сначала мы одну песню споем. Потом ты нас съешь!
- Ладно, - согласилась лиса, - пойте.
Первый гусь запел:
- Га-га-га!
Второй гусь запел:
- Га-га-га!..
Третий гусь запел:
- Га-га-га!
…Потом все вместе запели:
- Га-га-га-га-га-га!
А лиса ждет и ждет.
Гуси умные. Они все пели и пели. А лиса ждала и ждала… Да так и ушла.
-Ребята, как думаете, почему ушла лиса?
4. игра "Гуси-гуси"
Знакомство с правилами игры.
- договариваем слова игры до конца, потом перебегаем на другую сторону зала;
- будьте взаимовежливы, не толкайте друг друга
- кого волк поймал, садится на свое место
5. чтение слов и сопоставление по написанию и их значению
ГОРА ГОСТИ ИГРА ГОЛОС КОРА КОСТИ ИКРА КОЛОС
6. чтение детьми стихов о книгах
Букв сначала мы не знали,
Мамы книжки нам читали
А теперь читаем сами,
Подружились книжки с нами.Ты эти буквы заучи
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
7. рассматривание выставки детских книг
8. Игра "Кто быстрее составит слова".
На гранях кубиков (для каждой команды по 10) написаны буквы
(Г, К, Р, Б, Б, Р, И, А, У, С)
Дети делятся на две команды по 10 человек. Из данных букв составляют слова БАРСУК, ГРИБ. Чья команда выполнит вперед.
III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.