Цель:
- Рассмотреть некоторые свойства величин;
- Закрепить материал о величинах;
- Отрабатывать вычислительные навыки, решение задач; Повторить состав числа 9.
- Развивать мышление, внимание, память;
- Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества
(доброжелательность к друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей), прививать интерес к предмету.
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
1. Математика пришла,
Занимай свои места!
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!
-Как понимаете выражение “ ломать голову”?
(думать, смекать, выполнять интересную работу)
2. Звучит музыка. ( Шум моря, крик чаек)
Что вы услышали? (шум моря, крик чаек)
- Кто догадался, в какое путешествие мы сегодня отправимся?
( в морское)
- А отправимся мы в это путешествие на этом замечательном корабле.
Называется наш корабль “ Дружба”. Неслучайно. Вместе мы сила, а в морском путешествии это особенно важно, ведь нас ждут трудные испытания. Ваша задача быть активными, внимательными, отвечать полными ответами, помогать друг другу, если в этом будет необходимость.
-Сопровождать нас будут рыбки, чайки. У вас на парте рыбки. Но они не яркие, безжизненные. А вы сделайте их живыми и яркими. Ответите на вопрос, выполните задание, закрасьте какую-то часть рыбки. В конце урока посмотрим, какими они станут.
- Но чтобы подняться на палубу корабля, необходимо пройти по лесенке знаний, выполнив задания.
В добрый путь!
II АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Счет до 20 (через 1 хлопок)
- обратно по “цепочке”
- дан ряд чисел: 2, 4, 6, 8, 9
Какое “лишнее”? Почему? (9 , остальные идут через одно)
Назовите самое маленькое число в этом ряду?
- самое большое?
- расскажите все, что вы знаете о числе 9.
Рыбки плавают, резвятся. Да не простые, а с числами.
-Как можно получить число 9?
2. (Дощечки - запись на дощечках)
- Напишите число, которое на 3 меньше 9 (6)
- на сколько 9 меньше, чем 10?(!)
-на сколько 9 больше, чем 5? (4)
- 1 слагаемое 6, 2слагаемое 2 . Чему равна сумма?
-Уменьшаемое 8, вычитаемое 5.Чему равна разность? (закрась рыбку)
3. Откройте судовые журналы.
(На вертушках даны числа.) Составьте всевозможные равенства из этих чисел. Какие примеры получили?
- Как получили второй пример?
-Назовите в примерах целое?
- Как получить целое?
-Как из целого получить часть?
-Прочитать примеры по-разному.
III ФИЗМИНУТКА
Гимнастика для глаз.
Рыбки плещутся в воде. Чайки покачиваются на волнах.
Мы отдохнём вместе с ними. ( На указке чайка. Покачиваемся на волнах.)
IV. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. У вас на партах карточки с примерами . Решите их и расшифруйте слово, которое нам подскажет над чем мы будем работать дальше.
9-___ = 8 ч
6 - ____ =2 в
_ + 3 = 9 е
8 - ___ = 5 н
5- ___= 3 и
0 + ___ = 9 ы
1 + ____ = 9 л
7 - ___ = 2 и
4 | 6 | 8 | 2 | 1 | 5 | 3 | 9 |
в | е | л | и | ч | и | н | а |
- Мы продолжаем работать над величинами и их свойствами.
2. Рассмотрите схему, которая на доске.
- Правильно ли она составлена?
величина |
Кг цвет см
(нет. Цвет – это не величина, те её нельзя измерить; кг и см – это единицы измерения длины и массы.)
-Давайте заполним таблицу правильно, но слова из таблички разбежались по классу.
( на стенах слова: длина, масса, сантиметр, килограмм, объём, литр, цвет, запах, аппетит)
- Что такое величина?
- Какие величины? Назовите?
- Почему длина, масса, объём является величиной? (можно измерить)
- Является ли величиной см, кг, литр? Почему? (мерка, единицы измерения)
- Послушайте историю одного капитана. Капитан и его сын вместе гуляли по палубе корабля. Капитан насчитал 15 шагов, а его сын 25 шагов. Кто из них прошёл большее расстояние?
ВЫВОД: сравнивать нельзя, мерки разные.)
8кг – 2кг + 3 кг =
6л – 5л + 8л =
3см – 1см+ 7см =
7кг -4л + 4см =
_ Почему не можем решить последний пример?
( мерки должны быть едиными. Действия можно проводить с одинаковыми единицами измерения)
3.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.№1
-рассмотрите рисунок
- Что сравнивают? (величины)
-Какие? (длину, массу, объём)
-Что в них общего? (величина, а = величине б)
-Нарушится ли равенство, если величины поменять местами? (нет)
-Закончите предложение. ( Если, а = б, то б = а)
№ 1 (2)
- Что общего? (величина, а > величины б)
- Можно ли сказать, что величина б < величины, а 7 (да)
- Закончите предложение.
№ 1 (3)
- Что общего? (величины равны)
- Закончите предложение.
№ 1 (4)
- Что можно сказать о величинах а и б?
- А о величинах б и с?
- Закончи предложение, (закрась рыбку)
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ № 2 стр. 15.
V ФИЗМИНУТКА
От огромного причала
Оттолкнулся теплоход, (встают из-за стола)
Он шагнул назад сначала,
А потом шагнул вперёд!
И поплыл, поплыл по речке (волнообразные движения)
Набирая полный ход, (ходьба на месте)
5. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ.
Саша поймал 3 рыбки, а Вова 2 рыбки. Сколько всего рыбок поймали дети?
- На доске 4 схемы. Подберите схему к задаче.
.- Заполнить схему данными.
- Что нужно найти? (целое)
- Как найти целое?
- Запишите решение в судовые журналы. ( закрась рыбку)
6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
(У детей рисунок с дельфинами. На обратной стороне рисунка примеры) Звучит музыка. Дети закрывают глаза.
(учитель читает под музыку)
Несколько часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто , а в дали лежит густая тёмно- синяя полоса, чуть-чуть подёрнута дымкой. Вокруг туда-сюда носятся чайки. Игриво сопровождают наш парусник дельфины. У вас на партах тоже дельфины, они принесли вам задание. Решите примеры.
VI. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.
-Вот и подошло к концу наше путешествие.
Покажите своих рыбок. Получились яркие, красивые.
- Если вы со всеми заданиями справились, никто не испытывал затруднений, то вы приклеивайте свою рыбку на верхнюю волну.
- Если вы со всеми заданиями справились, но были трудности, где-то ошибались, то вы приклеивайте свою рыбку на среднюю волну.
- Если у вас были серьёзные проблемы, то ваша рыбка будет на нижней волне.