Урок математики "Свойства величин", 1-й класс, "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель:

  1. Рассмотреть некоторые свойства величин;
  2. Закрепить материал о величинах;
  3. Отрабатывать вычислительные навыки, решение задач; Повторить состав числа 9.
  4. Развивать мышление, внимание, память;
  5. Воспитывать у учащихся отношения делового сотрудничества

(доброжелательность к друг другу, уважать мнение других, уметь слушать товарищей), прививать интерес к предмету.

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1. Математика пришла,
Занимай свои места!
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!

-Как понимаете выражение “ ломать голову”?

(думать, смекать, выполнять интересную работу)

2. Звучит музыка. ( Шум моря, крик чаек)

Что вы услышали? (шум моря, крик чаек)

- Кто догадался, в какое путешествие мы сегодня отправимся?

( в морское)

- А отправимся мы в это путешествие на этом замечательном корабле.

Называется наш корабль “ Дружба”. Неслучайно. Вместе мы сила, а в морском путешествии это особенно важно, ведь нас ждут трудные испытания. Ваша задача быть активными, внимательными, отвечать полными ответами, помогать друг другу, если в этом будет необходимость.

-Сопровождать нас будут рыбки, чайки. У вас на парте рыбки. Но они не яркие, безжизненные. А вы сделайте их живыми и яркими. Ответите на вопрос, выполните задание, закрасьте какую-то часть рыбки. В конце урока посмотрим, какими они станут.

- Но чтобы подняться на палубу корабля, необходимо пройти по лесенке знаний, выполнив задания.

В добрый путь!

II АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Счет до 20 (через 1 хлопок)

- обратно по “цепочке”

- дан ряд чисел: 2, 4, 6, 8, 9

Какое “лишнее”? Почему? (9 , остальные идут через одно)

Назовите самое маленькое число в этом ряду?

- самое большое?

- расскажите все, что вы знаете о числе 9.

Рыбки плавают, резвятся. Да не простые, а с числами.

-Как можно получить число 9?

2. (Дощечки - запись на дощечках)

- Напишите число, которое на 3 меньше 9 (6)

- на сколько 9 меньше, чем 10?(!)

-на сколько 9 больше, чем 5? (4)

- 1 слагаемое 6, 2слагаемое 2 . Чему равна сумма?

-Уменьшаемое 8, вычитаемое 5.Чему равна разность? (закрась рыбку)

3. Откройте судовые журналы.

(На вертушках даны числа.) Составьте всевозможные равенства из этих чисел. Какие примеры получили?

- Как получили второй пример?

-Назовите в примерах целое?

- Как получить целое?

-Как из целого получить часть?

-Прочитать примеры по-разному.

III ФИЗМИНУТКА

Гимнастика для глаз.

Рыбки плещутся в воде. Чайки покачиваются на волнах.

Мы отдохнём вместе с ними. ( На указке чайка. Покачиваемся на волнах.)

IV. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. У вас на партах карточки с примерами . Решите их и расшифруйте слово, которое нам подскажет над чем мы будем работать дальше.

9-___ = 8 ч

6 - ____ =2 в

_ + 3 = 9 е

8 - ___ = 5 н

5- ___= 3 и

0 + ___ = 9 ы

1 + ____ = 9 л

7 - ___ = 2 и

4 6 8 2 1 5 3 9
в е л и ч и н а

- Мы продолжаем работать над величинами и их свойствами.

2. Рассмотрите схему, которая на доске.

- Правильно ли она составлена?

величина

Кг      цвет            см

(нет. Цвет – это не величина, те её нельзя измерить; кг и см – это единицы измерения длины и массы.)

-Давайте заполним таблицу правильно, но слова из таблички разбежались по классу.

( на стенах слова: длина, масса, сантиметр, килограмм, объём, литр, цвет, запах, аппетит)

- Что такое величина?

- Какие величины? Назовите?

- Почему длина, масса, объём является величиной? (можно измерить)

- Является ли величиной см, кг, литр? Почему? (мерка, единицы измерения)

- Послушайте историю одного капитана. Капитан и его сын вместе гуляли по палубе корабля. Капитан насчитал 15 шагов, а его сын 25 шагов. Кто из них прошёл большее расстояние?

ВЫВОД: сравнивать нельзя, мерки разные.)

8кг – 2кг + 3 кг =

6л – 5л + 8л =

3см – 1см+ 7см =

7кг -4л + 4см =

_ Почему не можем решить последний пример?

( мерки должны быть едиными. Действия можно проводить с одинаковыми единицами измерения)

3.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.№1

-рассмотрите рисунок

- Что сравнивают? (величины)

-Какие? (длину, массу, объём)

-Что в них общего? (величина, а = величине б)

-Нарушится ли равенство, если величины поменять местами? (нет)

-Закончите предложение. ( Если, а = б, то б = а)

№ 1 (2)

- Что общего? (величина, а > величины б)

- Можно ли сказать, что величина б < величины, а 7 (да)

- Закончите предложение.

№ 1 (3)

- Что общего? (величины равны)

- Закончите предложение.

№ 1 (4)

- Что можно сказать о величинах а и б?

- А о величинах б и с?

- Закончи предложение, (закрась рыбку)

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ № 2 стр. 15.

V ФИЗМИНУТКА

От огромного причала

Оттолкнулся теплоход, (встают из-за стола)

Он шагнул назад сначала,

А потом шагнул вперёд!

И поплыл, поплыл по речке (волнообразные движения)

Набирая полный ход, (ходьба на месте)

5. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ.

Саша поймал 3 рыбки, а Вова 2 рыбки. Сколько всего рыбок поймали дети?

- На доске 4 схемы. Подберите схему к задаче.

.- Заполнить схему данными.

- Что нужно найти? (целое)

- Как найти целое?

- Запишите решение в судовые журналы. ( закрась рыбку)

6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

(У детей рисунок с дельфинами. На обратной стороне рисунка примеры) Звучит музыка. Дети закрывают глаза.

(учитель читает под музыку)

Несколько часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море. Вблизи море прозрачно и чисто , а в дали лежит густая тёмно- синяя полоса, чуть-чуть подёрнута дымкой. Вокруг туда-сюда носятся чайки. Игриво сопровождают наш парусник дельфины. У вас на партах тоже дельфины, они принесли вам задание. Решите примеры.

VI. ИТОГ УРОКА. Рефлексия.

-Вот и подошло к концу наше путешествие.

Покажите своих рыбок. Получились яркие, красивые.

- Если вы со всеми заданиями справились, никто не испытывал затруднений, то вы приклеивайте свою рыбку на верхнюю волну.

- Если вы со всеми заданиями справились, но были трудности, где-то ошибались, то вы приклеивайте свою рыбку на среднюю волну.

- Если у вас были серьёзные проблемы, то ваша рыбка будет на нижней волне.