Цель: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.
Задачи:
- Рассмотреть положения металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов.
- Повторить и обобщить сведения о металлической химической связи и кристаллической металлической решетке.
- Изучить общие физические свойства металлов, рассмотреть варианты классификации металлов.
- Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
Тип урока: Урок-исследование.
Используемые приемы и стратегии:
Приемы “Мозговой штурм”, “Кластер”, стратегия “ЗХУ”.
Оборудование:
- ПСХЭ Д.И. Менделеева,
- коллекции “Металлы и их сплавы”,
- модели кристаллических металлических решеток.
Алгоритм работы на уроке
Ввод в проблему – стадия вызова
- Работа по актуализации жизненного опыта и первоначальных знаний о положении металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева, строении их атомов и физических свойствах. (Обучающиеся записывают все, что знают о металлах.)
- Осмысление ситуационной задачи и недостаточность знаний для полного представления о металлах.
- Самостоятельная работа с основной информацией учебного занятия.
Осмысление содержания
- Отчет каждой группы. Оформление рабочих записей в тетради.
- Определение вывода по изучению основного материала. Работа с обобщающей таблицей.
Размышление (рефлексия)
- Анализ записи в тетради. (Чему научились?)
- Анализ приемов, которые использовались при обучении. (Как учились на занятии?)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Оргмомент | Приветствует обучающихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика. | Приветствую учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. |
Актуализация, целеполагание,
мотивация (Вызов) |
Обращает внимание обучающихся на тему урока и предлагает ребятам вспомнить и назвать то, что им известно о металлах. | Вспоминают материал о металлах. |
На основе ответов обучающихся начинает
на доске заполнять таблицу ЗХУ, графу “знаю”. Предлагает обучающимся обсудить вопросы и ответить на них: чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать. |
Работают в своей тетради, заполняют
таблицу ЗХУ, графу “знаю”. Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ. |
|
Продолжает заполнять таблицу на доске, графу “хочу знать”. | Делают записи в тетради. | |
Затем следует “загадочная пауза”.
Предлагает загадки о металлах: - Он в течение многих лет был причиной многих бед. (Au) - Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Ca) - Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет. (Na) - К восьмой группе отнесен, в честь России назван он. (Ru) - “Камнем” прозван он людьми, но попробуй-ка возьми. (Li) - Из него солдатик твой, не болеет он “чумой”. (Sn) |
Отгадывают загадки. | |
Изучение нового материала и его
закрепление (Осмысление) |
Организует самостоятельную работу с текстом (§§5,6). | Читают информацию о металлах (§§5,6). |
Организует работу с ПСХЭ Д.И.Менделеева,
коллекцией “Металлы и их сплавы”, моделями
кристаллических решеток металлов и предлагает
ответить на вопросы: - Назовите особенности строения атомов металлов. - Охарактеризуйте положение металлов в ПСХЭ. - Что такое металлическая химическая связь? - Перечислите особенности металлической кристаллической решетки. - Назовите самый легкий и самый тяжелый металл, а также самый легкоплавкий и самый тугоплавкий металл. Какие металлы являются самыми мягкими, и какой металл – самый твердый? - Перечислите основные физические свойства металлов. Чем они обусловлены? |
Отвечают на вопросы и формулируют выводы. | |
Предлагает заполнить таблицу, графу “узнал”. | Заканчивают заполнение таблицы ЗХУ в тетради (графу “узнал”). | |
Подведение итогов урока (Рефлексия) |
Предлагает обучающимся сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста, а затем составить кластер “Физические свойства металлов”. | Работают над кластером, презентуют его. |
Домашнее задание | Прочитать содержание §§4-6(учебник “Химия -8” О.С. Габриеляна), проработать записи в тетради и выполнить упр №10, с.9. | Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя. |