Тема: Животные поля.
Цели урока:
- познакомить детей с животными поля;
- рассказать о простейшей взаимосвязи между растениями и животными поля;
- развить познавательную активность через дидактические игры, повысить самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля, развивать речь;
- воспитать интерес к предмету, трудолюбие.
Оборудование: предметные картинки (насекомые, птицы, животные), программированные задания, картинки разных сообществ, гербарные экземпляры (просо, пшеница, ячмень, овёс), загадки, схемы для составления рассказа, словарь (сообщество, вредители).
Ход урока.
1. Организационный момент.
Игра “Что лишнее”.
У. – Сядет тот, кто правильно назовёт третье лишнее:
1) ромашка, ель, сосна;
2) колокольчик, василёк, кувшинка;
3) рожь, берёза, осина;
4) ячмень, просо, ромашка;
5) подснежник, овёс, пшеница;
6) камыш, колокольчик, василёк;
7) огурец, яблоко, морковь;
8) виктория, мышиный горошек, клевер;
9) апельсин, мандарин, петрушка;
10) овёс, осина, дуб;
11) сосна, ель, тополь;
12) герань, традесканция, астра;
13) клевер, василёк, просо;
14) пшеница, рожь, роза.
У. – Молодцы!
2. Актуализация знаний.
У. – Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
Д. – Мы говорили о растениях поля.
У. – Что такое поле?
Д. – Поле – это открытая местность, которая обрабатывается людьми с целью выращивания культурных растений.
У. – Покажите картинку – поле. Докажите почему вы выбрали именно эту иллюстрацию?
У. – Какие растения растут на поле?
Д. - на поле растут пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо.
У. Как можно сказать одним словом?
Д. – Это хлебные или зерновые растения.
У. – почему их называют хлебными растениями? Докажите.
3. Рассказывание по плану.
[Предлагается гербарный экземпляр и по программированному заданию учащиеся рассказывают о растении поля].
Пшеница (гербарный экземпляр).
Это ----------- . Части растения -------- , ---------- , --------- , ---------- . Стебель --------- . Плод ------- . Из зерна получаем --------- для выпечки хлеба, -------- , крупу и корм для животных. Это растение ------- .
[Аналогично работа с рожью, просом] – 3 ученика выполняют письменно.
У. – Молодцы! Вы хорошо приготовились к уроку!
4. Сообщение темы.
У. – О чём новом мы будем говорить сегодня на уроке, узнаете тогда, когда разгадаем это словосочетание.
У. – Вам необходимо для этого провести глазами по направлениям стрелок.
Д. – Животные поля.
5. Работа по новой теме
.1). Игра “Зоологическое лото”.
У. – Я вам предлагаю для этого игру, которая называется “Зоологическое лото”. (Предлагается изображение разных животных – обитателей лесов, водоёмов и полей).
Обитатели леса – медведь, лиса, волк.
Обитатели водоёмов – бобёр, тюлень.
Обитатели поля – хомяк, суслик, мышь.
У. – Сейчас нужно выбрать тех животных, которые часто встречаются в поле. (Показываю картинки, учащиеся отбирают и мотивируют своё решение – почему эти животные живут в поле).
У. – Как вы думаете, почему в поле не живут крупные звери?
У. – Ребята, лиса временами забегает на поле, как вы думаете – почему?
Д. – Лиса питается мелкими зверьками.
6. Физпауза
.У. Давайте поиграем в игру “Летает – не летает”.
Учитель называет и показывает картинки: пчела, мышь, суслик, бабочка, хомяк, грач, воробей. Летает – дети поднимают руки и встают на носочки, не летает – приседают.
2) Рассказы учащихся о животных поля.
Суслик. Суслик живёт в поле. Длина тела 40 см. Хвост около 10 см. Суслик повреждает зерновые культуры, поедая и запасая много зерна.
Хомяк. Хомяк грызун. Длина тела от 5 до 36 см. Хвост короткий. Тоже вредитель хлебных растений.
Мышь. Мышь небольшой грызун с небольшой мордочкой, усиками, длинным хвостом. Тоже вредитель поля, так как питается зерном.
Воробьи – прожорливые птицы. Часто они летают по полям, поедают не только насекомых, но и вредят урожай, поедают зёрна.
Грач – полезная птица. Грач поедает много вредных насекомых и тем самым способствует сохранению урожая хлебных растений.
Пчёлы, шмели, бабочки - перелетая с растения на растение, собирая нектар – опыляют зерновые культуры.
У. – Ребята, растения и животные связаны между собой, так как на полях растут растения, здесь достаточно пищи для различных насекомых. Там, где выращивают зерновые культуры, много пищи для сусликов, мышей, хомяков. Эти животных тоже много на полях. Растения тоже зависят от животных. Так лисы, птицы, жуки-жужелицы поедают много мелких животных-вредителей, и тем самым сохраняют растения, Пчёлы, бабочки, шмели опыляют растения, без опыления не бывает урожая.
У. – Итак, можно сделать вывод, что поле – это сообщество, так как растения и животные связаны между собой.
3) Работа с программированным заданием.
У. – Я вам предлагаю программированное задание. Должны описать внешний вид некоторых животных поля.
Пчела.
Это -------- . Она – -------- . Части тела ------- , -------- , --------- , --------- , ------- . На голове есть ------- , ------- , ------ . Пчела летает, потому что у неё -------- . У неё ------ ног. Пчела питается пыльцой и нектаром. Она – полезное -------- , так как опыляет растения.
Грач.
Это ------ . Грач – это -------- . Части тела: ------- , -------- , --------- , ----------- ,
--------- , ---------- . На голове есть ------- , --------- , --------, ноздри и слуховые отверстия. Грач – полезная --------. Он поедает много -------- .
Мышь.
Это -------- . Мышь – мелкий -------- . Части тела: -------- , ------- , -------- ,
--------- , -------- . На голове ------, -------- , -------- , --------- . У неё ----- ноги. Мышь приносит -------- хлебным растениям.
Слова для справок: зверёк, голова, шея, туловище, ноги, хвост, рот, уши, нос, глаза, четыре, вред.
6. Закрепление. Самостоятельная работа.
На поле растут зерновые растения: ------- , ------- , --------- , -------- . И живут такие животные ------, ------- , -------- , -------- , ------- , ------- , -------- . Поле – это --------- .
Проверка самостоятельной работы.
У. – Прочитает свою работу Гоша, Вика, Денис, …..
7. Итог.
У. – Ребята, скажите, что сегодня на уроке мы узнали новое?
У. – Какие животные живут в поле?
У. – Какие зерновые растения растут в поле?
У. – Какие животные и растения поля связаны между собой?
У. – Какой вывод можно сделать?
Д. – Поле – это сообщество.
У. – Молодцы! Вы сегодня все хорошо работали и ставлю такие оценки: 5, 5,
У. Дома нарисуете любого животного поля и подпишите части тела.
У. – Сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.
1) С утра жужжу – цветы бужу.
Кружу – жу-жу и мёд вожу.
(Пчела)
2) Не птичка, а с крыльями.
(Бабочка)
3). Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Чёрненькие глазки,
Остренькие зубки.
(Мышь)
4). Всех перелётных птиц черней,
Чищу пашню от червей.
(Грач)
5). Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает ------- (воробей)