История – наука о прошлом человечества, включающая в себя бесконечное количество гигабайт информации, старательно обработанных, в некоторых случаях до стерилизации, авторами различных учебных пособий. Несомненно, что существует обязательный минимум исторических данных, необходимых для знания учащимися как гражданами России, как гражданами мира. Но при этом заучивание материала наизусть или механическое повторение фактов не только не способствует получению знаний по истории, но и препятствует общему развитию. Можно ли представить себе ученика на уроке математики, который не решает задачу, а зазубривает уже готовое решение? Попробуйте предложить подобное учителям математики и услышите множество нелицеприятного. А ведь разница между математикой и историей фактически сводится к различному предмету изучения, но не к методам работы с материалом. И такому вот преодолению догматического стереотипа “гуманитарий – математик” (в первую очередь у учащегося) должна служить данная работа.
Цель: выявление и обоснование закономерности смены общественно-экономических формаций.
Фактические данные
На побережье Северного моря, в низовьях рек Мааса, Шельды и Рейна (работа с картой) расположились “низовые земли” – Нидерланды, состоявшие к середине XVI в. из 17 провинций. В изучаемый период страна была одним из наиболее густонаселенных регионов Европы (около 300 городов, более 3 млн. населения), а разнообразие природных условий способствовало ранней специализации провинций. В современный период на этой территории располагаются такие государства как Нидерланды, Бельгия, Люксембург (работа с картой).
Работа класса: учащиеся по вариантам определяют уровень развития Нидерландов в середине XVI в. (самостоятельная работа по материалам учебника)
I вариант |
II вариант |
III вариант |
Политическая сфера | Экономическая сфера (возможно структурирование по отраслям) | Социально-культурная сфера |
Во время опроса учеников одного из вариантов, другие учащиеся этого варианта дополняют и корректируют ответы товарища; ученики, работавшие по другим вариантам, фиксируют данные в тетради. Возможен другой вариант организации работы: вызвать изначально по одному ученику от каждого варианта для письменной фиксации результатов своей работы на доске, что позволит оптимизировать корректировку записей при обсуждении (таким же образом можно использовать и компьютер, выводя данные на экран при помощи проектора).
Предполагаемый вариант ответа
1. Политическая сфера
- феодальный домен Габсбургов
- испанский бюрократический аппарат (наместница Маргарита Пармская; глава Государственного совета – кардинал Гранвелла)
- инквизиция
- постоянное содержание в Нидерландах испанских войск
2. Экономическая сфера (экономически более развиты северные провинции)
- товарное хозяйство (Великие географические открытия и перенос торговых путей на Атлантику – Антверпен, Амстердам; рост городов: около 300; банки, торговые товарищества; специализация районов: Фландрия, Брабант-промышленность, Голландия, Зеландия – морской промысел, международная торговля, юг – сельское хозяйство)
- промышленность: сукноделие (Хондсхоот), металлургия (Намюр, Льеж), кораблестроение (верфи Голландии и Зеландии); рассеянные и централизованные мануфактуры
- сельское хозяйство: феодальное землевладение (преобладает на юге – Эно, Артуа, на севере – только 25% земель), личная свобода крестьян; развитие агротехники (во Фландрии – плодосеменная система севооборота); расширение посевов технических культур; стойловый откорм скота; использование аренды и наемного труда на фермах. Сельское хозяйство в силу своеобразия природных условий требует крупных вложений, отсюда разорение мелких крестьянских хозяйств и переход к крупным фермерским, ориентированным на рынок
- рост налогообложения (доходы в казну Габсбургов: Нидерланды – от 2 млн. гульденов, Испания – 500 тыс.; 1557 г. – государственное банкротство Испании)
3. Социально-культурная сфера
- протестантизм
- (Возможны вопросы:1)причины распространения протестантизма?
- 2) почему получил распространение кальвинизм, а не лютеранство?)
- формирование новых социальных групп: буржуазии и наемных рабочих
- типографии Антверпена и Лейдена
Такова ситуация к середине XVI в., когда Нидерланды выступили против власти Филиппа II Габсбурга.
Вопросы:
1. Какое противоречие можно выделить в развитии Нидерландов к середине XVI в.?
2. Варианты разрешения данного противоречия?
В ходе работы с данными вопросами деятельность учащихся направляется к работе с понятийным аппаратом по теме.
Задание: Действительно, авторы учебника утверждают, что в Нидерландах в середине XVI в. произошла буржуазная революция. Но разве нельзя охарактеризовать данные события как национально-освободительное движение против власти Испании? Ваша задача: доказать, что события в Нидерландах – буржуазная революция, создав алгоритм.
Понятие “алгоритм” уже изучено учащимися на уроках информатики, поэтому надо только напомнить его определение. Также, чтобы работа была целенаправленна и мотивирована, необходимо поставить подвопрос: Зачем создавать алгоритм? Если нужно, напомнить учащимся изучаемую тему и попросить соотнести её с материалом урока и содержанием учебника по новой истории, выстроив систему:
- ранние буржуазные революции XVI-XVII вв.;
- доказать, что события в Нидерландах – буржуазная революция;
- оглавление учебника показывает наличие темы Английская буржуазная революция;
- понятие “алгоритм”.
(Другой вариант: поставить вопрос о возможности применения данного алгоритма при изучении истории других стран)
Ожидаемый вывод: данный алгоритм можно будет применять при изучении темы Английская буржуазная революция
Желательные выводы:
1) алгоритм можно будет применять при изучении
любой буржуазной революции
2) можно пойти далее и создать алгоритм для
изучения темы “Революция” в целом)
Класс делится на группы (оптимальный вариант:4-6 человек) для выполнения работы.
Деятельность учителя в ходе работы групп.
Учитель контролирует организацию работы в группах и через несколько минут после начала их деятельности предлагает прервать её и объяснить логику процесса решения поставленной задачи. Цель учителя: отработать умение планировать деятельность, умение организовывать работу в группе. При этом желательно не давать готовых трафаретов, а провести “мозговой штурм”, получить и зафиксировать предложения от групп и предоставить им далее самим простроить свою работу. При необходимости задать наводящие вопросы, связанные с организацией индивидуальной и групповой работы при выполнении заданий по другим предметам. Возможен дополнительный вопрос: какие материалы необходимы для реализации поставленной цели? Из опыта работы: следуют просьбы разрешить посетить библиотеку для изучения имеющейся в ней литературы по теме (работа со словарями и монографиями, имеющимися в кабинете ведется без дополнительного вопроса и получения дополнительного разрешения на всех уроках).
В зависимости от уровня класса и времени на изучение материала можно выдать учащимся готовые определения понятия “Революция” (См. Приложение). В этом случае, все же, желательно дождаться появления потребности у ученика в терминах, его запроса, а не преподносить в качестве “подарка”. Также в ходе корректировки работы группы учитель может еще раз проверить работу с понятийным аппаратом, связь теоретических построений и фактического материала. Время, затраченное на эту работу, будет способствовать развитию навыков мышления и их применения на практике.
Работа с библиотечным фондом: учитель и библиотекарь заранее отбирают материалы по теме. Учащиеся, чтобы его получить должны показать умение работать с каталогом. При отсутствии времени можно заранее взять материал в библиотеке и выдать его по просьбе учащихся (в данном случае нерационально, так как кабинет истории расположен рядом с библиотекой).
Завершение работы позволит продолжить формирование умения представлять результаты своей деятельности не только в устной, но и в письменной форме (культура письменной речи, методы фиксации материала, правила оформления работы). В условиях компьютеризации общества у учащихся необходимо выработать автоматизм навыка использования компьютерных технологий (т.к. Power Point учащиеся ещё не изучали, то о возможности работы с презентациями желательно упомянуть, как ориентир для будущего).
Домашнее задание:
- Создать алгоритм определения наличия революционной ситуации. (Возможна вводная: для суверенного государства).
- В каком государстве Европы, в какой колонии европейских государств возможна новая буржуазная революция. Ответ обосновать.
В ходе дальнейших уроков создается алгоритм изучения темы “Революция” на основе фактического материала темы “Нидерландская буржуазная революция”.