Интеллектуально-развивающая игра предполагает комбинирование слов из ограниченного сочетания букв, составление слов по определенному правилу, расшифровка слов, фраз, превращение слов в другие путем перестановки или добавления букв, отгадывание слов и др.
Цель:
- Организация досуговой деятельности обучающихся в каникулярное время.
Задачи:
Познакомить с одним из видов интеллектуально-развивающих игр: игры со словами и буквами.
- Познакомить с понятиями – шарада, анаграмма.
- Способствовать развитию смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, путем решения игровой задачи.
- Создание игровой поисковой атмосферы для познавательной активности обучающихся.
Реквизит:
- стенд,
- доска;
- столы для команд;
- карточки со словами (для 2 конкурса);
- 2 листа ватмана (для 3 конкурса);
- маркеры,
- бумага,
- мел;
- призы.
Ход игры
1. Конкурс “Разминка”.
Ребятам объяснить, что такое шарада.
Шарады - слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.
Предлагается разгадать всем вместе шараду:
Первый слог - занятие рыбака,
слог второй спроси у мясника.
Целое спортсмена отличает,
но и нам с тобой не помешает.
(Лов-кость)
2. Конкурс “Где моя половина”.
Подготовить на карточках слова, которые являются частью шарады. Каждому игроку раздать по карточке.
Задание: игроки должны найти вторую половину шарады среди остальных игроков, чтобы получилось новое слово.
I Воз - Дух Приз - Рак Банк - Рот Сто - Лица Сад - Овод |
II Я - Беда Кон - Ус Оса - Док Вол - Осы Пост-Ель |
Игроки, образовавшие слова I столбца - одна команда, II столбца - вторая команда.
Команды занимают место за своим столом. Можно разделить детей и на три команды.
3. Конкурс “Из слова - слово, но другое”.
Объяснить, что такое анаграмма.
Анаграмма - это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова. Может получаться из одного слова и несколько слов.
Для каждой команды на ватмане написать отдельно одинаковый вариант слов. Закрепить на стенд, один лист на одну сторону стенда для одной команды, второй лист - на другую.
Задание: найти командой анаграммы к словам. Каждый из участников подбегая к стенду, записывает рядом со словом полученный вариант анаграммы. Та команда, которая быстрее справится с заданием, и получает очко.
Найди анаграммы к словам:
Бокал – (колба) Каприз – (приказ) Уклон – (клоун, кулон, колун) Автор – (отвар, рвота, товар) Апельсин – (спаниель) Кобура – (уборка) Ромашка – (мошкара) |
Шрам – (марш) Карета – (ракета) Осколок – (колосок) Ростки – (строки) Шнурок – (коршун) Старик – (стирка) Пальто – (лапоть) |
4. Конкурс “Математический конкурс”.
На доске написать арифметический пример.
Задание: попробуйте из каждой пары слов путем перестановки букв составить третье слово - крупный город. Все буквы должны быть использованы.
Арифметические примеры предлагать по одному одновременно для обеих команд. Игрок, который первый правильно решит пример, приносит очко своей команде.
Раб + луна = ? (Барнаул) Ров + сто = ? (Ростов) Мухи + ус = ? (Сухуми) Вьюн + лис = ? (Вильнюс) Уха + раб = ? (Бухара) |
Лог + вода = ? (Вологда) Рог + дно = ? (Гродно) Мази + ил = ? (Измаил) Тоска + ром = ? (Кострома) |
5. Конкурс “Магическое слово”.
Задание: Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
На доске написать:
ПЕ (...) ОЛ БАЛ (...) ЕДА |
(СОК) (БЕС) |
пе(сок) бал(бес) |
(сок) ол (бес)еда |
Команда, которая быстрее справится с заданием, и получает очко.
Разыграть специальный приз среди участников и зрителей. Тот, кто разгадает задание повышенной трудности:
ДИК (…..) ЕЦ | (ОБРАЗ) |
Если никто не смог справиться с заданием, измените условия игры. Предложите найти ответ на эту задачу в зале, где проходит игра. (Заранее спрячьте карточку с ответом).
Этот прием, позволит ребятам встать с мест, подвигаться, переключить внимание.
6. Конкурс “Зашифровщик”.
Вариант анаграмм - восстановление слов из произвольно перемешанных букв.
Раздать каждой команде по листу с подготовленным заданием.
Задание1: Попробуйте решить анаграмму и заодно исключить лишнее слово:
АЧЫС | ТЛОС | КАФШ | ВИНДА |
(часы) | (стол) | (шкаф) | (диван) |
Та команда, которая быстрее справится с заданием, и получает очко.
Задание2: Команды должны зашифровать аналогично свой вариант слов для команды противника. Происходит обмен зашифровок.
Та команда, которая быстрее разгадает, и получает очко.
7. Конкурс “Наборщик”.
Командам предложить составить из букв одного слова, как можно больше разных слов. Это должны быть имена существительные нарицательные в именительном падеже, в единственном числе. Та команда, которая больше составит слов, выигрывает.
Слово: ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ
Подведение итогов. Жюри подсчитывает очки, подводит итог игры. В каждой команде выделяет самого:
Награждение. Благодарим за игру. |
Рекомендуемая литература.
Иванова В.В. Энциклопедия для бездельников. М.: “Лабиринт-К”, 1998.