Тема урока: Воздух и его охрана.
Задачи урока:
- Ознакомить учащихся с составом и свойствами воздуха.
- Учить быть наблюдательными.
- Развивать умение работать в группе.
- Воспитывать чувство ответственности за товарища.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Состав и свойства воздуха”, карточки-задания. Для опытов: спички, спиртовка, колба, трубка, влажная тряпка, полиэтиленовые пакеты (по количеству групп), шприцы без иглы (по количеству групп).
Класс разделён на несколько рабочих групп.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания:
Дети должны были заполнить такую таблицу:
Исследованные продукты |
Обнаружен ли крахмал? |
Рисунки |
- Ребята, у кого из вас возникли трудности при заполнении таблицы? Прошу вас сдать домашнее задание.
III. Введение в тему урока
- Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
- Сформулируйте тему урока.
(Высказывания детей)
IV. Постановка проблемного вопроса
- На какой вопрос мы сегодня будем искать ответ?
+ Что такое воздух.
V. Работа по теме урока
На экране проецируется четверостишие:
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
- Мы поведём речь о прозрачном невидимке.
- Давайте проделаем простые опыты. (групповая работа)
Слайд 3.
- Легко ли он сжимается?
Слайд 4.
- Можно ли сжать воздух?
- Что произойдёт, если отпустить палец?
Слайд 5.
- Что заметили? (высказывания детей)
Слайды 6, 7 (рассказ двух подготовленных учеников)
- Так что же такое воздух?
+ Это газ.
- Вернее смесь газов. Рассмотрите схему.
Слайд 8.
- Какие газы входят в состав воздуха?
- Какого газа в воздухе больше всего?
VI. Физкультминутка
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе класс готов!
VII. Практическая работа (по группам готовятся небольшие сообщения)
- Каждая группа получает своё задание и выполняет самостоятельно.
Далее ознакомление со свойствами воздуха идёт через сообщение каждой группы.
А ознакомление с двумя свойствами проходит через проведение опытов (опыт 1, опыт 2, стр учебника 45). Опыты проводит учитель.
На доске появляется кластер:
VIII. Самостоятельная работа по учебнику
Стр 46, 47 Статья “Воздух должен быть чистым”
- Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включённым мотор своей машины?
IX. Первичное закрепление изученного материала
- Работаем с учебником, стр 47, 48 “Проверь себя”
- Вопрос задаёт первая группа, а ответившая группа задаёт следующий вопрос.
X. Итог урока. Рефлексия.
- На какой вопрос мы искали ответ во время урока?
- Кому непонятно, что такое воздух?
- Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз! О каком свойстве воздуха идёт речь?