Преподавание информатики — теоретические аспекты

Разделы: Информатика


Две главнейшие задачи информатики в школе – формирования стиля мышления учащихся и совершенствование предметных методик, соответствуют двум направлениям изучения информатики: мировоззренческое и технологическое. Обе они в равной мере требуют ранней постановки курса информатики. Исходя, с одной стороны, из целей формирования стиля мышления, а с другой стороны, из условий, можно сделать однозначное заключение: курс информатики должен начинаться в младших классах школы.

В дидактическом обосновании школьного курса информатики подчеркивалось фундаментальное, методологическое значение основных навыков операционного стиля мышления. По своей фундаментальности они могут ставиться в один ряд с развитием количественных и пространственных представлений, с умением абстрагировать, схематизировать, с другими фундаментальными элементами математического развития. Именно этой фундаментальностью обосновывали выдающиеся советские математики и педагоги А.И. Маркушевич и Н.Я. Виленкин введение понятий “множество”, “признак”, “отношение” в начальную школу при реформировании методики школьной математики.

Проводя параллель между основными умениями и навыками операционного мышления и математического развития школьников, можно прийти к тому же важному выводу о необходимости курса раннего обучения информатики в школе. Формирование навыков операционного стиля мышления должно начинаться одновременно с выработкой основных математических понятий и представлений, то есть в младших классах начальной школы.. Такая организационная схема позволяет естественно ввести операционный стиль мышления в систему умений и навыков, формируемых школой.

Изучение основ информатики в более позднем возрасте оказывается связанным с необходимостью ломать установившиеся взгляды и привычки, что существенно осложняет и замедляет процесс обучения и воспитания.

Второй из названных выше аргументов информатизации школьного образования – существование предметных методик – с той же очевидностью требует курса раннего обучения информатике: основным понятием этой дисциплины и ранней выработки навыков общения с компьютером. В самом же деле, для того чтобы применять компьютер на предметных уроках, следует добиться полного автоматизма в использовании этого дидактического инструмента. Важно, чтобы для школьника не становились проблемами поиск той или иной клавиши, ориентация в представленной на экране учебной информации, операции сохранения промежуточных данных и результатов. В противном случае ученики на уроке – компьютеризованной лабораторной работе – по химии, иностранному языку и т.п. затрачивают время, испытывают психологическую перегрузку, дополнительные умственные усилия на второстепенные операции с технологическим инструментарием.