Цели – в ходе работы с документами и их обсуждения выявить знания учащихся и на их основе раскрыть сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства, воспитывать уважение к чужому мнению.
Задачи:
уяснить необходимость реформ в
стране; узнать об альтернативных путях
экономического реформирования; на основе
конкретных данных узнать об успехах
отечественной экономики.
Оборудование: портрет Н.С. Хрущева, изображение скульптуры Э. Неизвестного "Памятник Н.С. Хрущеву", пакет документов, мультимедийная установка.
План урока
- Предварительная подготовка
- Стадия пробуждения энтузиазма
- Образное видение.
- Вводное слово учителя
- Стадия сосредоточение внимания
- “Мозаика”
- Стадия – Получение прямого опыта
- Стадия – Передача своего вдохновения другим.
- Заключительное слово
Ход урока
Предварительная подготовка
Учитель заранее (на предшествующем уроке) делит класс на 4 группы.
Каждая группа готовит аргументы в защиту правления Н.С. Хрущева, используя сведения, полученные в результате изучения литературы, а также готовит контраргументы на реформы, проведенные в 50-60-е годы.
Состав группы:
1. Основной докладчик (готовит выступление на 3-5 минут, обосновывая позицию группы).
2. Содокладчики (вносят дополнения к основному докладу по какой-либо проблеме,1-2 минут).
3. Картограф (должен показать все основные события по своей теме).
4. Аналитик (анализирует замечания к докладу со стороны других групп).
5. Эрудит (отвечает на спорные и проблемные вопросы).
6. Хронометрист (следит за отведенным временем, фиксирует активность учащихся в группе).
1. Стадия пробуждения энтузиазма
Образное видение. Что мы знаем? Как представляем? Стадия основана на готовности учащихся воспринимать новое, создает контакт с обучающимися. Указывает направление познания.
Вводное слово учителя
На сегодняшнем уроке нам предстоит подвести итоги деятельности Н.С. Хрущева, определить его вклад в процесс развития нашей страны, выделить положительные и отрицательные итоги проведенных реформ.
Цель нашего занятия - показать, как развивалась экономика страны после смерти Сталина, с каким трудом создавалось индустриальное общество в нашем государстве.
Командная экономика показала свои мобилизационные возможности в годы Великой Отечественной войны, но, решив задачи создания индустриального общества, страна вышла на новый экономический уровень, который предусматривал движение к постиндустриальной экономике, постиндустриальному обществу. Объективно назрела необходимость демократизации и замены административного хозяйствования саморегулирующейся экономикой. Инициатор этих преобразований был Н.С. Хрущев (см prez) – неординарная личность, вошедшая в историю, как самый противоречивый политик-реформатор. Какую задачу он поставил перед страной? Мнения современников и специалистов-исследователей по оценке реформ Н.С. Хрущева существенно различаются. Даже в своей скульптуре Э. Неизвестный выразил отношение к реформаторской деятельности Н.С. Хрущева. Обратите внимание: половина скульптуры светлая, а половина – темная. Что хотел показать Э. Неизвестный? Почему после “оттепели” не наступила “весна” в экономике?
В процессе работы над документами вы должны ответить на вопросы:
Какие цели были поставлены в данной области экономики?
Каковы были конкретные шаги реформ?
Каковы были результаты реформ?
2. Стадия. Сосредоточение внимания
Получение новой информации: изучение учебных пособий, документов. Предлагаю учащимся изучить документы в группах (см приложение):
1 группа – реформы в сельском хозяйстве;
2 группа – реформы в промышленности;
3 группа – реформирование командного состава в управлении экономикой;
4 группа – социальные реформы.
Ваша задача будет состоять в том, чтобы не просто доказать свою точку зрения, опираясь на прочитанный вами документ и литературу, но и осмыслить полученную информацию и сформулировать окончательные выводы. В завершении урока мы должны будем определить, какие существенные изменения произошли в стране в итоге реформ Н.С. Хрущева.
Учитель знакомит учащихся с правилом игры “Мозаика” (работа в группах по специальной схеме).
“Мозаика”
Смысл методики – поиск совместного решения и выработки общего мнения целого коллектива
1 этап: АВСДЕХ – внутри группы
2 этап: ААААЕХ; ВВВВЕХ; ССССЕХ; ДДДДЕХ – в людях (Переход учащихся)
3 этап: АВСДЕХ – внутри группы (Возвращение учащихся в свою группу)
А – Докладчик;
B – Содокладчик;
C – Картограф;
Д – Аналитик;
Е – Эрудит, фасилитатор;
Х – хронометрист.
3. Стадия – Получение прямого опыта.
Эвристическое исследование – анализ документов. На 1 этапе “внутри группы” учащиеся обсуждают и анализируют полученную информацию (10-15 минут).
Эрудит фиксирует ответы и выводы на специальном листе (составляет опорный конспект)…
На 2 этапе “в людях” идет поиск нового решения. Учащиеся пересаживаются в другие группы по схеме: А-А-А-А; В-В-В-В; Д-Д-Д-Д; Е-Е-Е-Е., хронометрист и эрудит остаются в прежних группах. Сформировав новые группы, учащиеся изучают документ. Эрудит на другом листе фиксирует выводы учащихся новой группы. Учащиеся задают вопросы на уточнение по данной области экономических реформ, определяют особенности и причины неудач. Участники приходят в новую группу с обогащенным видением проблем и пониманием многозначности решений. Формируются выводы, максимально приближенные к единым выводам всего коллектива. Учащиеся дают ответ на поставленную в начале урока проблемную задачу. Команды вырабатывают общие положения (эрудит представляет новой группе после обсуждения документа, выводы первой группы, вторая группа сравнивает свои выводы с имеющимися и формируется единый вывод).
На 3 этапе “внутри группы” учащиеся вновь возвращаются к себе в группу, вновь обсуждают документ и находят ответы на поставленные вопросы. Докладчик и картограф выступают и озвучивают итоги группы.
После выступления всех групп, учащиеся отвечают на проблемный вопрос (см prez 1), поставленный в начале урока, высвеченный на экране:
Для ответа на этот вопрос учащимся дается 1-2 минуты.
Учащиеся в группах после обсуждения, делают вывод, что общественное хозяйство не достигло уровня развитого социализма, потому, что все реформы 50-60-х гг. носили противоречивый характер. Экономическая ситуация в целом была не благоприятна, снижались темпы экономического роста, нарушалось единство подходов к решению научно-технических проблем, начались закупки зерна за границей, отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда не было преодолено.
4 стадия – Передача своего вдохновения другим.
Дает обратную связь обучающему, обучающий делится своим вдохновением с аудиторией. На этом этапе урока предлагаю учащимся выделить ключевые слова, к которым мы сегодня пришли, анализируя итоги реформ, проведенных по инициативе Н.С. Хрущева и составить “синквейн”. (5-10 минут).
Выполнение тестовой работы
Заключительное слово
В период хрущёвской “оттепели” была предпринята серьёзная попытка модернизации тоталитарной системы. Н.С. Хрущёв задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации. Однако использование старого политического и экономического механизмов в ходе преобразований предопределило их неудачу.
Курс Хрущёва характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. После неудач противоречивой, преобразовательной деятельности Н.С. Хрущёва в обществе возник синдром усталости, стремления к устойчивым формам социальной и личной жизни.
Решающую роль в смещении Н.С. Хрущёва в октябре 1966 года сыграла партийно-государственная бюрократия.
В заключение урока, учащиеся получают домашнее задание (по желанию выбирают один из тезисов и дают письменный ответ на него).
Были ли выполнимы лозунги 60-х годов:
“Нынешнее поколение советских людей, будет жить при коммунизме”.
“Догоним и перегоним Америку”.
“Оттепель”, Хрущёв, реформы. Слова синонимы?
Что больше в реформах Хрущёва? Заботы о людях или укрепление личной власти?