Цель: Совершенствование знаний таблиц умножения и деления.
Задачи: Закреплять умения решать задачи; развивать логическое мышление, память, речь учащихся.
Оборудование: карточки № 1, карточка № 2
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке будем решать задачи изученных видов.
III. Устный счет.
1. Счет “цепочкой”:
5 х 8 : 10 х 3 : 6 х 9 : 3 х 7 = (42)
56 – 15 + 9 + 45 – 24 – 41 = (30)
2. Сравнить
6 х 8 * 8 х 6
12 х 2 * 2 х 11
3 х 9 * 9 х 4
12 + 0 * 12 х 0
7 : 7 * 7 – 7
15 + 1 * 15 : 1
“Блицопрос”
- От перестановки мест множителей …
(произведение не изменяется)
- Если число умножить на 0, то …
(получим 0)
- Если число делим на 1, то …
(получаем это же число)
- Если число делим на это же число, то …
(получаем 1)
3. Задачи:
а) Тане 5 лет. Мама старше Тани в 5 раз. Сколько лет маме? (25 лет).
б) Масса арбуза 10 кг, а дыни в 2 раза меньше. Чему равна масса дыни? (5).
в) В магазине продали 36 кг. яблок и 9 кг. груш. Во сколько раз больше продали яблок, чем груш? (в 4 раза).
IV. Арифметический диктант.
а) 7 увеличить в 5 раз (35);
б) 7 увеличить на 5 (12);
в) 45 уменьшить на 5 (40);
г) 30 уменьшить в 6 раз (6);
д) найти произведение чисел 8 и 3 (24);
е) чему равно частное чисел 21 и 7 (3);
ж) во сколько раз 5 меньше 40 (в 8 раз);
з) найти сумму чисел 17 и 8 (25);
и) уменьшаемое 30, вычитаемое 26. Найти разность (4).
Физминутка.
V. Решение задач.
1. Задача на геометрический материал “Начертить прямоугольник со сторонами 4 см и 2 см. Найти его периметр”.
- Давайте вспомним, что такое периметр? (Периметр прямоугольника – это сумма длин всех его сторон).
Р = 4 + 2 + 4 + 2
Р = 12 (см)
Р = (4 + 2) х 2
Р = 12 (см)
Р = 4 х 2 + 2 х 2
Р = 12 (см)
- Начертить отрезок, длина которого равна периметру этого прямоугольника. Выразить в более крупных единицах. 12 см = 1 дм 2 см.
2. Составление задачи по краткой записи и ее решение. (Карточка № 2).
- О ком говорится в задаче? (О мальчиках и девочках)
- Что обозначает число 18? (сколько мальчиков)
- Известно ли количество девочек? (нет)
- А что про них сказано? (На 9 чел. меньше)
- Что значит на 9 чел. меньше? (Это столько же, но без 9).
- Какое выполняем действие? (Вычитание)
- Какой вопрос задачи? (Во сколько раз мальчиков больше, чем девочек)
- Сможем ли мы ответить на вопрос задачи после того, как узнаем, сколько девочек? (Да)
- Как узнать “во сколько раз одно число меньше другого”? (Большее число разделить на меньшее).
- Запишите решение задачи.
1) 18 – 9 = 9 (чел.) – девочек
2) 18 : 9 = 2 ( раза) – больше
Ответ: в 2 раза
А в это время 3 пары работают по карточкам № 1.
Физминутка
3. Задача № 1, с. 90 (самостоятельно)
- 9 х 4 = 36 (кг) – конфеты
- 8 х 3 = 24 (кг) – печенье
- 36 + 24 = 60 (кг) – всего
Ответ: 60 кг.
VI. Итог
VII. Домашнее задание: с. 90, № 8