Урок чтения во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о зиме; развивать память, внимание и навык выразительного чтения, формировать навык сравнения и анализа; воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Оборудование: слайды.

1. Организационный момент. (Cлайд 1)

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

2. Актуализация знаний. (Слайд 2)

Отгадайте загадку:
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки –
Над миром пушинки. (Зима) (слайд 3)

- Посмотрите внимательно. Что напоминают вам эти картинки?

- Это же наш парк! Красивый?

- А что нужно делать, чтобы он всегда оставался таким красивым?

Предлагаю вам загадки.
Отвечайте по порядку.
Кто ответит лучше всех
Ждёт, конечно же, успех!

- Прочитайте про себя загадки на стр. 189 учебника. Отгадайте их.

- Соответствуют ли рисунки загадкам?

- Назовите правильные отгадки.

- Что значит “Серебром деревья убирает”?

Как вы понимаете эти слова?

3. Введение в тему.

Какие признаки зимы вы можете назвать? (мороз, снег)

Учитель читает стихотворение “Идёт волшебница зима”. (Слайд 4)

Зима пришла…За окнами,
Где чёрных ёлок ряд,
Пушистые и лёгкие
Снежиночки летят.
Летят, порхают, кружатся,
Пушистые летят
И белым мягким кружевом
Окутывают сад.
А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.
С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки,
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром.

4. Постановка цели урока.

– Посмотрите, ребята, на картину на доске. (Слайд 5)

Эту картину Аркадий Александрович Пластов написал в 1946 году. Называется она “Первый снег”.

-Можете ли вы определить, какое настроение, какие чувства хотел передать нам художник?

-Откуда это видно?

-Какие лица у детей? Почему?

-Сегодня мы будем читать и сравнивать стихи разных поэтов о первом снеге.

Я прошу вас подумать над тем, какое из стихотворений больше подходит к этой картине и объяснить свою точку зрения.

5. Физкультминутка.

-Вы любите играть в снежки? Покажите, как вы это делаете.

(Дети имитируют игру в снежки.)

6. Изучение нового материала. (Слайд 6)

1. Чтение стихотворения И. А. Бунина учителем.

- Какую картину нарисовало ваше воображение?

- Какой день, какую погоду вы себе представили?

- Можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором стихотворения, радостное, ликующее, торжествующее?

-Есть ли в стихотворении непонятные слова? Давайте найдём толкование в словаре в конце книги.

- Расставьте паузы в этом стихотворении.

- Какие слова вы бы выделили голосом при чтении? Почему?

- Выразительное чтение 2-3 учениками. (Слайд 7)

2. Выразительное чтение учителем стихотворения К. Бальмонта.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какой день вы себе представили, слушая стихотворение: пасмурный или ясный, солнечный или хмурый, тихий безветренный или ветреный, морозный.

Опишите.

-Какие определения даёт поэт снежинке? Найдите в тексте и прочитайте.

- Почему поэт сравнивает снежинку со звездой?

- Как поэт называет небо? Почему?

- Сравните небо в этом стихотворении и в предыдущем.

- Расставьте паузы в этом стихотворении.

- Прочитайте выразительно.

- Выразительное чтение 2-3 детьми.

3. Техника чтения, словарная работа. (Слайд 8)

-Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами.

Кру-жит-ся – кружится
Рас-сте-лить – расстелить
При-кор-нул – прикорнул
Са-лаз-ки – салазки

-Объясните значение двух последних слов. (Слайд 9)

-Прочитайте про себя стихотворение Я. Акима. Какое настроение передаёт автор стихотворения?

- Какой день вы представили себе, читая это стихотворение?

- Какую картину нарисовало ваше воображение?

- Давайте расставим знаки пауз.

- Прочитайте выразительно.

- Выразительное чтение стихотворения 2-3 учениками.

7. Закрепление изученного материала.

Какое настроение у поэтов, написавших стихи о первом снеге: грустное,

спокойное, радостное?

– Одинаково ли изображён первый снег?

– Что интересного ты нашёл в каждом стихотворении?

8. Итог урока. (Слайд 10)

-Сегодня мы прочитали 3 стихотворения о первом снеге. Какое же из них больше подходит для описания картины Пластова? Докажите свою точку зрения. (Слайд 11.)

- За вашей работой наблюдала красивая снежинка. Ей понравилось, как вы работали. Молодцы!

Домашнее задание: выучи наизусть понравившееся стихотворение; придумай рассказ о первом снеге.

Литература.

  1. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. “Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс.” – М.: “ВАКО”, 2006.
  2. Решетникова Г.Н., Стрельников Н. И. “Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы” – Волгоград: “Учитель”, 2007.

Презентация