Цели урока: ознакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов о зиме; развивать память, внимание и навык выразительного чтения, формировать навык сравнения и анализа; воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Оборудование: слайды.
1. Организационный момент.
(Cлайд 1)Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
2. Актуализация знаний.
(Слайд 2)Отгадайте загадку:
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки –
Над миром пушинки. (Зима) (слайд 3)
- Посмотрите внимательно. Что напоминают вам эти картинки?
- Это же наш парк! Красивый?
- А что нужно делать, чтобы он всегда оставался таким красивым?
Предлагаю вам загадки.
Отвечайте по порядку.
Кто ответит лучше всех
Ждёт, конечно же, успех!
- Прочитайте про себя загадки на стр. 189 учебника. Отгадайте их.
- Соответствуют ли рисунки загадкам?
- Назовите правильные отгадки.
- Что значит “Серебром деревья убирает”?
Как вы понимаете эти слова?
3. Введение в тему.
– Какие признаки зимы вы можете назвать? (мороз, снег)
Учитель читает стихотворение “Идёт волшебница зима”. (Слайд 4)
Зима пришла…За окнами,
Где чёрных ёлок ряд,
Пушистые и лёгкие
Снежиночки летят.
Летят, порхают, кружатся,
Пушистые летят
И белым мягким кружевом
Окутывают сад.
А как хорош пушистый снег,
Летящий с высоты!
Он повисает на ветвях,
Как белые цветы.
С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки,
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром.
4. Постановка цели урока.
– Посмотрите, ребята, на картину на доске. (Слайд 5)
Эту картину Аркадий Александрович Пластов написал в 1946 году. Называется она “Первый снег”.
-Можете ли вы определить, какое настроение, какие чувства хотел передать нам художник?
-Откуда это видно?
-Какие лица у детей? Почему?
-Сегодня мы будем читать и сравнивать стихи разных поэтов о первом снеге.
Я прошу вас подумать над тем, какое из стихотворений больше подходит к этой картине и объяснить свою точку зрения.
5. Физкультминутка.
-Вы любите играть в снежки? Покажите, как вы это делаете.
(Дети имитируют игру в снежки.)
6. Изучение нового материала.
(Слайд 6)1. Чтение стихотворения И. А. Бунина учителем.
- Какую картину нарисовало ваше воображение?
- Какой день, какую погоду вы себе представили?
- Можно ли сказать, что настроение, передаваемое автором стихотворения, радостное, ликующее, торжествующее?
-Есть ли в стихотворении непонятные слова? Давайте найдём толкование в словаре в конце книги.
- Расставьте паузы в этом стихотворении.
- Какие слова вы бы выделили голосом при чтении? Почему?
- Выразительное чтение 2-3 учениками. (Слайд 7)
2. Выразительное чтение учителем стихотворения К. Бальмонта.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какой день вы себе представили, слушая стихотворение: пасмурный или ясный, солнечный или хмурый, тихий безветренный или ветреный, морозный.
Опишите.
-Какие определения даёт поэт снежинке? Найдите в тексте и прочитайте.
- Почему поэт сравнивает снежинку со звездой?
- Как поэт называет небо? Почему?
- Сравните небо в этом стихотворении и в предыдущем.
- Расставьте паузы в этом стихотворении.
- Прочитайте выразительно.
- Выразительное чтение 2-3 детьми.
3. Техника чтения, словарная работа. (Слайд 8)
-Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами.
Кру-жит-ся – кружится
Рас-сте-лить – расстелить
При-кор-нул – прикорнул
Са-лаз-ки – салазки
-Объясните значение двух последних слов. (Слайд 9)
-Прочитайте про себя стихотворение Я. Акима. Какое настроение передаёт автор стихотворения?
- Какой день вы представили себе, читая это стихотворение?
- Какую картину нарисовало ваше воображение?
- Давайте расставим знаки пауз.
- Прочитайте выразительно.
- Выразительное чтение стихотворения 2-3 учениками.
7. Закрепление изученного материала.
– Какое настроение у поэтов, написавших стихи о первом снеге: грустное,
спокойное, радостное?
– Одинаково ли изображён первый снег?
– Что интересного ты нашёл в каждом стихотворении?
8. Итог урока.
(Слайд 10)-Сегодня мы прочитали 3 стихотворения о первом снеге. Какое же из них больше подходит для описания картины Пластова? Докажите свою точку зрения. (Слайд 11.)
- За вашей работой наблюдала красивая снежинка. Ей понравилось, как вы работали. Молодцы!
Домашнее задание: выучи наизусть понравившееся стихотворение; придумай рассказ о первом снеге.
Литература.
- Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. “Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс.” – М.: “ВАКО”, 2006.
- Решетникова Г.Н., Стрельников Н. И. “Окружающий мир. 3 класс: занимательные материалы” – Волгоград: “Учитель”, 2007.