Литературное чтение. В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"

Разделы: Начальная школа


Цель: Продолжение работы по произведению.

Задачи:

  1. Развивать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям, пересказ текста. Учить давать характеристику герою произведения.
  2. Развивать речь, внимание, память, логическое мышление обучающихся.
  3. Воспитывать любовь к произведениям русских классиков, к чтению, к природе, умение работать коллективно.

I. Организация класса на урок.

II. Работа по теме урока.

а) Работа со скороговоркой.

- Прочитайте скороговорку.

Слышен шорох в камышах
От него шумит в ушах.
Сто бесстрашных лягушат
Цаплю шепотом страшат.

- Какой звук часто встречается в этой скороговорке?

- Что напоминает вам этот звук?

(Шум камыша, так шумит камыш от ветра).

б) Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке продолжим работу по сказке, с которой познакомились на прошлом уроке.

- Как называется эта сказка?

- Кто автор сказки?

- Почему так называется эта сказка?

- Кто действует в сказке?

- Это литературная или народная сказка?

в) Работа в парах.

- Сейчас сядьте парами, внимательно прочитайте и выполните задание.

1-я карточка.

Прочитайте. Подчеркните названия литературных сказок.

  1. “Мороз Иванович”
  2. “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”
  3. “Аленький цветочек”
  4. “Иван-Царевич и серый волк”

2-я карточка

  1. “Лягушка-путешественница”
  2. “Колобок”
  3. “Аленький цветочек”
  4. “Репка”

г) Проверка выполнения задания.

д) Работа по учебнику. Выборочное чтение.

- Откройте учебники, найдите место, где говорится, как жила лягушка на своём болоте.

- Почему она считала, что жить на свете – это наслаждение?

- Как появились утки на болоте?

III. Физминутка.

а)

Каждый день на уроке делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба)
Руки поднимать (руки вверх)
Приседать и вставать (приседания 4 раза)
Прыгать и скакать (8 прыжков)

б) Дыхательная гимнастика.

Вдох через нос

Выдох через рот.

в) Гимнастика для глаз.

Вращение глазами.

IV. Продолжение работы по сказке.

а) Чтение по ролям.

б) Вопросы по содержанию.

- Как вы думаете, почему утки пришли в восторг от идеи лягушки?

- Была ли довольна собой лягушка?

в) Пересказ. (Выбрана часть, где говорится о том, как лягушка совершала перелёт).

г) Вопросы по содержанию.

- Какое важное условие полета нарушила лягушка?

- Что она рассказывала другим лягушкам о своём путешествии?

- Было ли правдой всё, что она говорила?

- Почему она так говорила?

- Почему она хвалилась перед другими лягушками?

- Какие человеческие черты характера можно выделить у лягушки? (хвастовство, люди – выскочки, которые любят лгать).

V. Физминутка.

а) Спина прямая, руки на поясе.

- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова – правою ногою,
Снова – левою ногою,
После – правою ногою,
После – левою ногою.
И тогда придешь домой.

б) Гимнастика для глаз.

VI. Работа в парах.

а) – Внимательно прочитайте задание. К каким из басен И.А.Крылова близка наша сказка. Где легко можно выявить такую черту характера, как хвастовство.

  1. “Мартышка и очки”
  2. “Ворона и лисица”
  3. “Зеркало и обезьяна”.

- Почему вы так считаете?

б) Теперь попробуем дать описание нашей лягушки.

Прочитайте слова, которые написаны на листочках, выйдете те, у которых есть слова, описывающие лягушку.

Добрая, смелая, хвастливая, глупая, смешная, пугливая, злая, кроткая.

- Почему вы так считаете?

в) Работа по иллюстрации (иллюстрация на доске, выполнена в современном стиле).

- К какому эпизоду относится данная иллюстрация? Сравните иллюстрации и найдите отличия.

VII. Итог урока.

- Чему учит людей эта сказка?

а) выставление оценок.

б) На память об уроке учитель дарит детям лягушат выполненных в оригами.

(Учитель дает понятие “Оригами”).

Оригами – искусство изготовления изделий из бумаги сгибанием.

VIII. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к любому полюбившемуся эпизоду.