Цели урока:
- Повышение интереса детей к музыкальной деятельности,
- Развитие музыкального внимания, чувства ритма, творческого воображения через игру.
Задачи:
- Развивать способность детей к различным формам музицирования;
- Научить определять жанр и форму музыкального произведения;
- Побудить детей импровизировать движения, эмоционально передавать настроение музыки в движениях;
- Развивать творческие способности.
Материал: П.И. Чайковский “Марш деревянных солдатиков”, Е.Поплянова “Слово на ладошке”, П.И. Чайковский “Марш деревянных солдатиков” в переложении М.А.Давыдовой, стихи И.А. Агаповой.
Ход урока
Учитель. Ребята, сегодня мы отправляемся в дальнее путешествие. А поедем мы на машине, но сначала надо подготовиться к дальней дороге – подкачать колеса машины. Выполняется упражнение “Качаем насос”, задание которого заключается в чередовании вдоха и выдоха. Имитируя работу насоса, дети наклоняются вперед и делают выдох, а когда поднимаются - делают вдох. Одновременно с выдохом произносится звук “ф”.
Далее проводится пальчиковая игра “Заводные машинки”, которая тренирует длительный плавный выдох. Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и…превращаются в заводные машины. Ключ – в руках ведущего, который “заводит” машины тремя поворотами ключа. Вдох – и машины трогаются с места, со звуком “ж-ж-ж!” Большие пальцы начинают крутиться вокруг друг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Та машина, чей завод закончится позже всех, выигрывает.
Учитель. Вот мы и приехали! А попали мы с вами в страну игрушек. Сколько вокруг разных игрушек!
Дети называют знакомые игрушки.
Учитель. Давайте исполним песню-игру “Слово на ладошке”, музыка Е.Попляновой, стихи Н. Пикулевой, и слова будем искать в игрушках.
Я найду СЛОВА везде:
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда, играем в СЛОВО!
Вариантов игры может быть несколько:
- Учитель называет слово (ма-ши-на), а дети их прохлопывают, затем пропевают, либо одновременно.
- Каждый ребенок называет свое слово и сам прохлопывает его ритм.
- Каждый ребенок произносит свое слово, оно прохлопывается и пропевается остальными ребятами.
Учитель. А сейчас я предлагаю вам, ребята, самим превратится в различные игрушки, кто в какую захочет.
Проводится игра “Море волнуется…” Дети двигаются по классу в образе любой игрушки и поют под сопровождение учителя:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Замри!
Дети замирают, а учитель или кто-либо из детей отгадывает “замершую игрушку”.
Далее учитель предлагает детям сесть в круг. Каждый ребенок выбирает название своей любимой игрушки и придумывает его ритмическое исполнение. Это могут быть различные виды хлопков, шлепков, каких-либо других звуковых жестов. Затем детям предлагается по очереди продемонстрировать свои варианты. Например:
На фоне остинато, которое исполняет учитель, дети включаются постепенно, каждый со своим словом – получается своеобразный ритмический оркестр.
Затем учитель предлагает детям подобрать для своего слова подходящий музыкальный инструмент. Можно добавить вступление и заключение, придуманное самими детьми. Когда дети будут уверенно исполнять свои партии, на фоне звучания импровизированного оркестра, учитель включается с импровизированной песенкой:
Я люблю мои игрушки
Куклу, мишку и Петрушку,
Чебурашку и ежонка,
И ушастого слоненка.
Учитель. Сегодня мы послушаем музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Петр Ильич Чайковский жил более ста лет назад, но музыку его знают, любят и исполняют во всем мире. Он сочинял музыку и для взрослых, и для детей. Петр Ильич любил детей, часто приезжал в дом своей сестры навестить племянников, сочинял для них пьесы, в которых рассказывал о злой Бабе Яге, о кукле, которая заболела, о веселой игре в лошадки и о многом другом. Эти пьесы он поместил в сборник под названием “Детский альбом”. Сейчас мы послушаем пьесу из “Детского альбома”, которая называется “Марш деревянных солдатиков”.
Дети после прослушивания рассказывают своими словами как звучала музыка – легко, четко, отрывисто.
Учитель. Сколько частей в марше? Есть ли одинаковые части? Где начинается середина?
Дети при повторном прослушивании определяют среднюю часть.
Учитель. А вы ребята, умеете маршировать? Конечно, особой трудности в этом нет. Но маршировать мы будем не просто. Вообразим себя игрушечными деревянными солдатиками. Как он движется? Как работают его ручки и ножки?
Дети отвечают на вопрос.
Учитель. Давайте разыграем маленький спектакль под эту музыку. Например: в начале марша солдатик делает несколько “военных” движений (повороты, отдача чести), берет игрушечный барабанчик; в середине произведения марширует, играя на барабане; в конце складывает барабанчик, делает поклон и отходит – волшебство прекратилось.
На последующих занятиях можно выучить в вокальном исполнении мелодию “Марша деревянных солдатиков” П.И.Чайковского, в переложении М.А.Давыдовой, стихи И.А.Агаповой, песню Е.Крылатова “Заводные игрушки”, с последующим исполнением ее детьми по ролям.
Учитель. Пора нам ребята отправляться обратно.
Дети выстраиваются паровозиком, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. На весь текст стишка выполняется ритмичное движение дробного топающего шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.
Чух, чух, пыхчу,
Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте
Не хочу.
Колесами стучу, верчу,
Садись скорее,
Прокачу: чух, чух!
Учитель. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети высказывают свои впечатления о путешествии.
Учитель. Домашним заданием вам будет подобрать загадку или маленький стишок и исполнить его со звуковыми жестами.
Материал, представленный в данном уроке, рассчитан не на одно занятие. Разные его формы могут быть использованы на протяжении двух-трех уроков и включаться по отдельности в последующие уроки.
Используемая литература:
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Поплянова Е.М. А мы на уроке – играем! Музыкальные игры, игровые песни. – М.: Новая школа, 1994.
Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах: Из опыта работы в первом и втором классах /Под ред. Л.В.Занкова. – М.: Просвещение, 1979.
Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. – М.: “Аквариум ЛТД”, 1999.