Введение
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.
Мы очень любим комнатные растения.
Наш класс не просто комната, а настоящая цветочная сказка. Все это нам подарили ребята, которые учатся сейчас в 6 классе. Они сами выращивали комнатные растения, ухаживали за ними, дарили им любовь и постоянную заботу. А за это растения отблагодарили всех своим красивым видом и яркими, радующими глаз цветами. Они очищают воздух от пыли и грязи, обогащают его кислородом, повышают влажность. Растения заботятся о нашем здоровье и настроении.
Наша мечта сделать класс зеленой лабораторией, в которой мы ближе познакомимся с живой природой, научимся любить и беречь ее, приобретем много полезных знаний, умений и навыков по уходу за комнатными растениями.
А чтобы наша мечта осуществилась, необходимо научиться правильно за ними ухаживать, познакомиться с книгами и журналами по комнатному цветоводству, выбрать из них необходимую информацию. Провести ряд экспериментов, на основании которых сделать определённые выводы и, исходя из этого, составить памятку уходу за комнатными растениями.
1. Литературный обзор.
Для того, чтобы владеть информацией о комнатных растениях нашего класса, появилась необходимость в подготовке специальной литературы. С этой просьбой мы обратились к библиотекарю и родителям. С их помощью была собрана библиотечка.
Познакомившись с книгами и журналами, мы пришли к выводу, что необходимая для нас информация имеется в таких книгах, как:
1. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях.- М.: Кладезь, 1996 г., 255с. (далее книга №1)
2. Воронцов В.В. Комнатные растения.- М.: ЗАО Фитон, 1999 г., 287с. (далее книга №2)
3. Чуб В.В., Лезина К.Д. Домашняя оранжерея.- М.: Эксмо-Пресс, 2000 г., 286с. (далее книга №3)
Затем был составлен план поиска информации.
- Название растения.
- Родина.
- Размещение.
- Уход (подкормка и полив).
- Возраст.
В процессе работы с литературой мы получили следующие результаты (см. таблица 1)
Таблица 1
№ | Название растения | Родина | Размещение | Уход | Возраст | |
полив | подкормка | |||||
1 | Алоэ, столетник. (см. книга 2, с. 202) |
Африка, о. Мадагаскар | Солнечное, светлое место. | умеренный; зимой – очень редкий | 1 раз в месяц | 1 год |
2 | Бриофиллум (см. книга 2, с. 203) |
о. Мадагаскар | Светлое, теплое место. Зимой - прохладное | умеренный | 1 раз в 2 недели (март–август) | 2 года |
3 | Гиацинт (см. книга 1,с. 92, книга 2, с. 220) |
Малая Азия | Светлое, теплое место. | умеренный | 3 года | |
4 | Гибискус /розан/ (см. книга 2,с. 83,книга 3,с. 84) |
Восточная Индия, Китай | Светлое, солнечное место. | обильный; зимой – умеренный | 1 раз в неделю (март–ноябрь) | 7 лет |
5 | Гузмания (см. книга 1,с. 88, книга 2, с. 178) |
Центральная и Южная Америка | Светлое, теплое и закрытое помещение. | обильный; вода – тёплая/мягкая | 1 раз в 2 месяца (май–август) | 1 год |
6 | Дизиготека (см. книга 1, с. 128, книга 2, с. 88, книга 3, с. 88) |
Австралия и острова Океании | Светлое, теплое помещение. | умеренный; вода – мягкая | 1 раз в 2 недели | 1 год |
7 | Диффенбахия (см. книга 1, с. 127, книга 2, с. 89, книга 3, с. 91) |
Тропики Ц. и Юж. Америки | Светлое, слегка затененное место. | умеренный; вода – мягкая, не содержащая извести | 1 раз в 2 недели | 3 года |
8 | Драцена (см. кнгига 1,с. 130, книга 2,с. 90, книга 3, с. 95) |
Тропики Африки, Канарские острова, Гвинея, о. Мадагаскар | Большое помещение с ярким рассеянным светом. | умеренный (апрель–октябрь); опрыскивание – 1/2 раза в месяц (ноябрь–март) |
1 раз в 2 недели (июнь–август) | 2 года |
9 | Зигокактус (см. книга 1, с. 109, книга 2, с. 195) |
Бразилия | Светлое, но не солнечное место. | умеренный; опрыскивание | 1 раз в 2 недели | 4 года |
10 | Маранта (см. книга 1, с. 171, книга2, с. 117) |
Южная Америка | Светлое место. | регулярный; частое опрыскивание | 1 раз в 2 недели (март–август) |
2 года |
11 | Пеларгония зональная (см. книга 1, с. 183, книга 2, с. 132) |
Южная Африка | Подоконник, ю-в сторона. | умеренный; обильный (июнь–август) | 1 раз в 2 недели | 2 года |
12 | Радермахера китайская (см. книга 1, с. 191, книга 2, с. 141) |
Китай | Светлое, теплое помещение. | обильный | 1 раз в 2 недели | 1 год |
13 | Рипсалис (см. книга 1, с. 108, книга 2, с. 197) |
Бразилия | Тепличка на подоконнике | летом – частый, обильный; регулярное опрыскивание; зимой – полив ограничить | 1 раз в 2 недели(апрель–сентябрь) | 2 года |
14 | Сансевиерия трехполосная (см. книга 1, с. 204, книга 2, с. 210, книга 3, с. 199) | Африка | Подоконник, северная или восточная сторона. | регулярный; зимой – полив сокращают | 1 раз в месяц | 3 года |
15 | Сингониум (см. книга 1, с. 219, книга 2, с. 145) |
Ц. и Юж. Америка | Светолюбиво, но выдерживает полутень. | обильный; частое опрыскивание весной и летом | 1 раз в 2 недели | 2 года |
16 | Традесканция (см. книга 1, с. 221, книга 2, с. 151, книга 3, с. 208) |
С. и Юж. Америка | Светлое помещение, как теплое, так и прохладное. | регулярный; опрыскивание | 2 раза в месяц (март – сентябрь) | 1 год |
17 | Толстянка (см. книга 1,с. 215, книга 2, с. 213) |
Африка, Юж. и Ц. Америка, Азия | Светлое, солнечное место. Зимой-светлое, прохладное помещение. | редкий | 1 раз в месяц | 2 года |
18 | Тюльпан (см. книга1, с. 94, книга 2,с. 228) |
Страны Европы, Азии и Северной Африки | Сначала-темное, прохладное, затем светлое, солнечное место. | регулярный | 2 раза в месяц | 3 месяца |
19 | Хавортия (см. книга 1, с. 217, книга 2, с. 214) |
Южная Африка | Светлое, теплое, солнечное место. | умеренный (весна, лето, осень); зимой – 2 раза в неделю |
1 раз в месяц | 6 месяцев |
20 | Хлорофитум хохлатый (см. книга 1, с. 114, книга 2, с. 159) |
Южная Африка | Интенсивное солнечное освещение, тень. | летом – частый, обильный; зимой – умеренный | 1 раз в 10 дней (весна, лето, осень) | 2 года |
Благодаря информации, приведённой в таблице 1, правильно разместили растения в классной комнате, составили график полива и подкормки. Сведения о возрасте растений предоставили наши родители и учащиеся 6 класса - создатели цветочной коллекции. Эта информация необходима для составления плана пересадки растений.
2. Экспериментальная часть.
2.1. Методика.
В ходе работы использовались такие методы, как наблюдение и эксперимент. Проводилась практическая работа.
Использовались такие инструменты и приспособления, как посадочный материал, почва, дренаж, палочки для рыхления, лейка с узким носиком, опрыскиватель, ёмкость для отстаивания воды (бутылочки).
2.2. Ход работы.
Наши опыты.
Таблица 2
№п/п | Содержание опыта | Что такое хорошо? Вывод. | Что такое плохо? | Время наблюдения |
1 | Взяли 2 горшочка с проросшими луковицами. В 1 рыхлим почву острой палочкой, во 2 – тупой. (См. приложение 1, фото 1) | Тупой палочкой не повредили корни
растения. Вывод: рыхление нужно проводить тупой палочкой. |
Острой палочкой повредили корни растения. | октябрь-ноябрь |
2 | Посадили 2 луковицы: в сухую почву и влажную. 1 луковицу регулярно поливаем, 2 - не поливаем. (См. приложение 1, фото 2) | Луковица проросла. Вывод: влага необходима для роста растений. | Луковица не проросла. Был недостаток влаги. | ноябрь-декабрь |
3 | Взяли 2 одинаковых герани: 1 поставили в светлое и теплое помещение, другую - в темное и прохладное. Поливаем растения одинаково. (См. приложение 1, фото 3) | В светлом и теплом помещении герань развивалась хорошо. Вывод: для роста растений необходимы свет и тепло. | Растение может погибнуть от недостатка света и тепла. | октябрь-декабрь |
4 | Перед нами лимон и толстянка. Толстянку поливаем водой комнатной температуры. Лимон - водой из-под крана. (См. приложение 1, фото 5) | Толстянка развивается хорошо. Появилось много новых листочков. Вывод: Воду для полива необходимо отстаивать в течение 24-48 часов. (См. приложение 1, фото 6) | У лимона опали листья. Вода из-под крана очень холодная. В ней много пузырьков. |
октябрь-декабрь |
5 | Перед нами 2 сингониума. Один из них получает подкормку, другой не получает. (См. приложение 1, фото 4) | Растение, которое получает подкормку, выглядит здоровым и красивым. Оно выросло. Вывод: для успешного роста и развития растения необходимо подкармливать. | Растение слабое. Оно отстает в росте. | сентябрь-октябрь-ноябрь |
6 | Одинаковым количеством воды поливаем сингониум и кактус. (См. приложение 1, фото 7) | Сингониум хорошо развивается. Он любит
влагу. Вывод: потребность растений во влаге разная. |
Кактус может погибнуть от избытка влаги. | сентябрь-ноябрь |
7 | Перед нами 2 гибискуса. 1 - протираем 1 раз в неделю. 2 – не протираем. (См. приложение 1, фото 8) | Листья светлые. Они “дышат”. Вывод: растения необходимо опрыскивать и протирать. |
Листья пыльные. | декабрь |
2.3. Результаты и их обсуждения.
Результаты и выводы, полученные в ходе экспериментальной работы, занесены в таблицу. (См. таблица 2)
Памятка по уходу за комнатными растениями (см. приложение №2) составлена на основе выводов, полученных в ходе экспериментальной работы. Она может служить инструкцией для начинающих цветоводов.
Заключение.
Совсем немного времени прошло с тех пор, когда комнатные растения казались нам таинственными и незнакомыми. Мы любовались ими со стороны. Сейчас все по-другому. Можно радоваться первым успехам!
В процессе работы мы
- Создали библиотечку, в которой собраны книги и журналы о комнатных растениях. Научились выделять главное из множества литературы.
- Овладели основными правилами ухода за комнатными растениями.
Научились:
- Правильно размещать, поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать, подкармливать растения.
- Получили подарок к новому году. Будет подарок к 8 Марта.
- Составили памятку по уходу за комнатными растениями. (См. приложение №2)
Эта работа произвела на нас такое сильное впечатление, что мы и некоторые наши одноклассники стали пробовать сочинять стихи.
А что будет дальше? Постараемся узнать еще больше о комнатных растениях, чтобы вырастить их красивыми и здоровыми. Посадим новые растения и будем дарить всем хорошее настроение.