Цели и задачи урока.
- закрепить и обобщить полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А.Столыпина;
- формирование умений анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументировано защищать собственную точку зрения.
- вырабатывать исследовательские навыки изучения исторического материала;
- воспитание уважения к мнению оппонента, корректное ведение дискуссии.
Оборудование урока.
- портрет П.А.Столыпина
- плакаты, подготовленные учащимися со стороны
защиты и обвинения.
Варианты:
- “Столыпин – великий реформатор России”;
- “Довольно террора и насилия в истории России”;
- “Гений и злодейство – вещи несовместимые?!”;
- “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете России” П.А.Столыпин.
Предварительная подготовка к уроку, распределение ролей, изучение исторического материала.
- Ученик – биограф П.А.Столыпина;
- Обвинитель – прокурор;
- Защитник – адвокат;
- Судья – учитель (9 класс) или подготовленный ученик (11 класс);
- Свидетели обвинения:
- Представитель депутата Государственной Думы;
- Крестьяне;
- Свидетели защиты:
- представитель депутата Шульгина;
- историк-эксперт;
Ход урока
Вступительное слово судьи.
оглашение темы заседания, представление защиты и обвинения, других участников процесса и обращение к присяжным о необходимости вынесения справедливого вердикта.
Слово биографу П.А.Столыпина с краткой биографической справкой.
Судья: - Приступаем к обсуждению темы нашего заседания – оценка деятельности Столыпина. В жизни и деятельности П.А.Столыпина мы выделим два главных момента, определяющих его роль во внутренней политике России. Это отношение к революции в России и аграрной реформе. 1905 г. застал Столыпина на посту губернатора обширной Саратовской губернии, а в 1906 г. он становится Председателем Совета министров и сохраняет пост министра внутренних дел.
Приступим. Слово стороне обвинения.
Прокурор: - Ваша честь! Господа присяжные! Обсуждая здесь реакционную деятельность премьер-министра России в период с 1906-1911годов,
Судья: - Прошу без оценок
Прокурор: - Хорошо, продолжаю…Премьер-министр П.А. Столыпин еще в 1905 г., будучи губернатором Саратова, принял ряд мер карательного характера против революционеров, т.е. рабочих и крестьян; был организатором черносотенного движения. Так было собрано около 60 тыс. рублей, губернский город разбили на три части, в каждой из которых открыли “народные клубы”, ставшие центрами черносотенной пропаганды и опорными пунктами для создания черносотенных дружин. Всякий раз, когда в городе начинались демонстрации, правые устраивали контрдемонстрации. Каждый нес корзину с камнями, а во главе колонны шли самые дюжие молодцы. Получая камни из задних рядов, они беспрерывно швыряли их в демонстрантов. Руками черносотенцев, стараясь не прибегать к помощи войск, Столыпин боролся с революционным движением в Саратове. Как руководитель полицейского аппарата Столыпина заслужил ненависть революционной России. 19 августа 1906 г. в чрезвычайном порядке был принят указ о военно-полевых судах широкомасштабное применение этого закона началось практически сразу же после его опубликования. Официальных сведений о числе жертв военно0полевых судов нет. Но есть исторические исследования. Прошу предоставить слово историку-эксперту.
Судья: - Прошу.
Историк-эксперт: - “По подсчетам исследователей за 8 месяцев (август 1906 г. – апрель 1907г.) военно-полевые суды вынесли 1102 смертельных приговора. Через 8 месяцев военно-полевые суды были упразднены, но их заменили военные суды, которые отличались такой же жестокостью, по неполным сведениям в 1906-1910 гг. были казнены 3825 человек” (Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. “Наше Отечество. Опыт политической истории т.1 стр.238 М, 1991)
Прокурор: - В повседневной обиход вошли выражения “столыпинский галстук” - петля, “столыпинские качели” - виселица, “столыпинский” арестантский вагон. Мы обвиняем Столыпина в непосредственной причастности к террору. В качестве свидетеля прошу вызвать представителя великого русского писателя Л.Н.Толстого.
Свидетель обвинения: - Господа, имею честь, представлять здесь графа Толстого и прошу заслушать высказывание Л.Н. о кровавом правительственном терроре против народа в статье Толстого “Не могу молчать!”: “…И тут неперестающие казни, казни, казни. То же и нынче. Но нынче это что-то ужасное, для меня, по крайней мере, такое, что я не могу не то что молчать, не могу жить, как я жил, в общении с теми ужасными существами, которые делают эти дела… А те, кто главные виновники и попустители этих ужасных преступлений всех законов божеских и человеческих - г-н Столыпин говорит бесчеловечные, глупые, чтоб не сказать отвратительные, спокойные речи…”.
Судья: - Есть ли вопросы со стороны защиты?
Адвокат: - Есть. Как относился Л.Н. к насилию со стороны революционеров?
Свидетель обвинения: Л.Толстой был против насилия от кого бы оно не исходило, он проповедовал непротивлению злу.
Адвокат: Благодарю, в таком случае прошу пригласить моего свидетеля историка эксперта.
Свидетель защиты историк-эксперт: “12 августа 1906 г. к министерской даче на Аптекарском острове подкатило ландо с двумя жандармскими офицерами. Опытный швейцар сразу заметил несоответствие в форме. Вызвали подозрение и портфели, которые бережно держали незнакомцы. Однако швейцару не удалось их остановить. Вбежав в переднюю, они наткнулись на генерала, ведавшего охраной. Тогда они швырнули портфели, и взрывом мгновенно разметали дачу.
В приемной министра в это время собралось много посетителей, поэтому число жертв оказалось очень большим. Убито было 27 человек, в том числе два террориста, принадлежавшие к одной из максималистских групп. Среди раненых оказались трехлетний сын Столыпина и 14-летняя дочь. Сын вскоре поправился, у дочери же были раздроблены ноги, и она года два не могла ходить. Единственной комнатой, которая не пострадала, был кабинет Столыпина, где он в момент взрыва и находился”.
Адвокат: - Повторите, когда это случилось?
Свидетель: 12 августа 1906 года.
Адвокат: А указ о военно-полевых судах принят 19 августа 1906 г. Так кто же начал кровавый террор в России, господа присяжные заседатели?! И что заявил Столыпин по этому поводу, прошу Вас господин эксперт?
Свидетель защиты: Столыпин, оправдывая свою политику, заявил: “Где с бомбами врываются в поезда, под флагом социальной революции грабят мирных жителей, таможенного дела правительство обязано поддерживать порядок, не обращая внимания на крики о реакции”. И обращаясь к левым фракциям в Государственной Думе, он произнес знаменитые слова: “Вам нужны великие потрясения, нам же нужна великая Россия”.
Адвокат: - Господа присяжные, обратите внимание, речь идет о защите мирных жителей и порядка в стране, не о собственной безопасности заботился Петр Аркадьевич, сам он был очень мужественный человек. Прошу пригласить свидетеля В.В.Шульгина, депутата Государственной Думы.
Свидетель Шульгин: - Однажды губернатор оказался без охраны перед лицом взволнованного схода, и “один дюжий парень пошел на него с дубиной”. Не растерявшись, Столыпин бросил ему шинель: “Подержи!” - буян опешил, послушно подхватил шинель и выронил дубину. (Хрестоматия, стр.174)
Прокурор: - Господин Шульгин, Вы считаете личное мужество Столыпина оправдывает его политику террора?!
Свидетель Шульгин: - Это характеристика личности выдающегося политического деятеля.
Судья: Переходим кредитной организации второму, основному вопросу в оценке деятельности Столыпина – к аграрной реформе. Прошу, слово защите.
Адвокат: “Величайшая заслуга Столыпина в его необходимости экономической модернизации России. В отличие от Витте он сосредоточил усилия не на промышленности и финансах, а на аграрном вопросе. И отнюдь не случайно реформа получила название “столыпинской”. Еще на посту саратовского губернатора Столыпин считал, что общинные порядки тормозят развитие сельского хозяйства” (Наше Отечество, т.1 стр.241-242).
/Далее излагается суть аграрной реформы. Составной частью аграрной реформы была переселенческая политика…/
впечатляющими были экономические результаты реформы. Прошу господина историка-эксперта ознакомить Высокий суд с цифрами – показателями результатов реформ.
Свидетель историк-эксперт:
- Ликвидирован дефицит денег в государственном бюджете;
- 4 млн десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот;
- из европейской России переселилось 3 млн хозяйств;
- доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 рублей;
- производство зерна к 1913г. увеличилось против 1900г. в 1,5 раза.
(И.Липсиц. Экономика г.1 стр.45, М, 2004г.)
Судья: - Есть у стороны обвинения вопросы?
Прокурор: Да, дополнение, другие цифры. Главный порок реформы состоял в том, что рамки реформы были ограничены крестьянскими наделами. Реформа не тронула помещичьего землевладения. Поместное дворянство не позволяло даже в малейшей степени задеть свои интересы. Через этот порог оказался неспособным переступить и Столыпин. В данном случае он проявил себя не как государственный деятель, а как владелец четырех имений. Не учтены живучесть общинных порядков, стремление к уравниловке. Между хуторянами и общинниками разгорелась настоящая война. От 70% до 90% вышедших из общины сохранили связи с общиной. Прошу вызвать свидетеля-крестьянина д.Засорино Никольского уезда Вологодской губернии.
Свидетель-крестьянин: - Мы тут жалобу составили царю-батюшке:
“Умоляем Ваше Величество не распространять на нас закона относительно отрубных участков. Мы обладаем малым количеством земли и применение его разорит нас. Кроме того, лучшие участки земли забирают состоятельные крестьяне, оставляя нам непригодную. Указ 9 ноября 1906 года вовсе неподходящий. Землю-то мы каждый год делим, с последнего передела у одних на едока оказалось3/4 десятины земли, у других
7 1/2 десятины. Что же тот крестьянин станет делать со своей семьей, у которого по 3/4десятины на человека. У него была одна надежда дождаться передела: землицы на ребятишек дадут.”
телеграмма подписана крестьянами 1000 дворов. (Долуцкий, История России XX в., М, 1998г.).
Судья: Есть вопросы со стороны защиты?
Адвокат: А есть ли в вашей деревне крепкие хозяйства?
Крестьянин: - Есть, как не быть, да мало.
Адвокат: - Вот Столыпин и хотел, чтобы таких крепких хозяйств фермерского типа было как можно больше, ставка “не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных…
…Нельзя ставить преграды обогащению сильного для того, чтобы слабые разделили с ним его нищету. Самое страшное и позорное рабство – это рабство от нищеты”. П.Столыпин (Возможно изложение проекта других государственных преобразований).
Прокурор: - Позвольте, Ваша честь, Столыпин не имел поддержки и среди значительной части дворянства и среди левой оппозиции, что доказывает несостоятельность реформ. К тому же правительство готовило роспуск II Думы. И в этом тоже была реакционная роль Столыпина.
Адвокат: - Протестуем. Во главе заговора против Думы стоял царь. Его мало интересовали хутора и отруба, но раздражала левая Дума. Прошу эксперта-историка зачитать выступление мемуариста Изгоева А.С.
Свидетель эксперт-историк: - Изгоев считал, что Столыпин принял участие в этом деле едва ли не против своего желания. Речь шла о судьбе реформы, которую он считал своим кровным делом и ради нее был готов пожертвовать какой угодно буквой закона… Царь потерял терпение и в личной записке Столыпину напомнил, что “пора треснуть” и 3 июня 1907 г. II Дума была распущена” (Хрестоматия, стр.186).
1 сентября 1911 г. Столыпин был смертельно ранен в Киевском государственном театре.
Адвокат: Спасибо. Итак, мы видим, что Столыпин стал заложником обстоятельств. И то, что власть блокировала серьезные преобразования, доказывает библейскую истину “Нет пророка в своем отечестве”. Но это ни в коей мере не умоляет значения деятельности Столыпина как великого реформатора.
Судья: Приступаем к заключительному прению сторон.
Слово – стороне обвинения.
Слово – стороне защиты.
Присяжные удаляются на совещание, старшина присяжных выносит вердикт.
Учитель благодарит за урок, дает анализ, оценку деятельности учащихся, если считает необходимым.
Литература:
- Книга для чтения. Хрестоматия для старшеклассников. ч.II. Тула, 1995г.
- Хрестоматия по истории России пер.пол.XX в. составитель Хромова И.С..М, 1995г.
- Долуцкий. История России XX в., М. 1998г.
- Энциклопедия для детей. История XX в. М, 2004г.
- Учебники по курсу истории России XX в. 9, 11 классы.
- Наше Отечество. Опыт политической истории. Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. т.1, М., 1991г.
- Статья Л.Н.Толстого “Не могу молчать!”.
- Э.Володарский “Столыпин. Невыученные уроки”.
- Г.Сидоровнин “П.А.Столыпин. Жизнь за Отечество”
- А.Савеличев “Столыпин”.