Цель урока:
- Ознакомление учащихся с архитектурными стилями и направлениями. Содействование развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, создание проекта)
- Развитие пространственных представлений, образно-логического мышления.
- Воспитание любви к родному краю.
Развитие у учащихся наблюдательности, умения реализовать описанный образ словесно и в доступных материалах. Использование учащимися приёмов для практической реализации замысла.
Развитие творческого воображения, пространственных представлений, образно-логического мышления, речи, памяти.
Оборудование:
- учебники 4 кл. по программе “Школа 2100”,
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- фотографии,
- буклеты,
- книги о городе Альметьевск,
- выставка литературы,
- посвящённая архитектуре Альметьевска,
- альбомы,
- карандаши.
Ход урока
1 Орг. Часть.
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
- Беседа с учащимися.
- Ребята, что вы видите ежедневно , когда идёте в школу и из школы домой.
Какие здания в нашем городе вам нравятся больше всего?
Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на эти здания?
Как называется искусство, которое помогло увидеть нам с вами эти великолепные строения?
- Определите цель сегодняшнего урока.
Сегодня мы с вами продолжим изучать начатую на прошлом уроке тему “Архитектурные образы” и познакомимся поближе с архитектурой нашего родного города Альметьевск.
-На прошлом уроке вам было задано домашнее задние :
изобразить здание города, то, которое поразило вас больше всего. И сейчас мы посмотрим презентацию рисунков, составленных из ваших работ.
(Просмотр компьютерной презентации “Альметьевск- город, в котором я живу”)
-Ребята, скажите, какие архитектурные стили вам уже знакомы?
Дети дают определения архитектурным стилям.
Готика- архитектурный стиль в эпоху Средневековья, характеризуется устремленностью ввысь всех вертикальных деталей.
Барокко-- архитектурный стиль, отличающийся большим количеством декоративных деталей и богатством декора фасадов.
Классицизм- художественное направление в искусстве, архитектуре, отличающееся соразмерностью и гармонией всех составляющих художественного образа.
Модерн- архитектурный стиль, возникший в конце 20 века. Характерен использованием современных материалов(стекло, пластик, металл)
Ребята подготовили проектные работы по этим направлениям. Давайте их заслушаем.
(Чтение проектных работ учащимися)
( Просмотр компьютерной презентации “Стили архитектуры”)
3. Работа с учебниками. (Учебник О.А Куревиной, Е.А.Лутцевой по программе “Школа 2100” )
С.32. Самостоятельное ознакомление с материалом.
4. Объяснение материала учителем.
В литературе, живописи и музыке пространство может быть представлено почти неограниченно, а время придаёт образу развитие. А в таком виде искусства как архитектура, пространство ограничено формой, а время как бы остановилось. Архитектура отделена от природы, и вместе с тем очень гармонично вписывается в неё, определяет внешнее пространство.
Главная задача архитектуры – создавать жильё для людей.
В архитектуре мы встречаемся с гармонией, выраженной в чётком ритме, повторении деталей.
А нарушение гармонии называется диссонансом. Он больше присущ современным зданиям.
5. Первичное закрепление знаний
- Давайте рассмотрим на примере некоторых зданий, где мы встречаем ритм, а где диссонанс. (Презентация “Стили архитектуры”)
Сделайте вывод:
- Каким стилям архитектуры свойственны чёткий ритм, зеркальное отображение и гармония? (Готика, классицизм, иногда барокко)
- А какой стиль позволяет себе отойти от ритма? (Модерн)
- Как называется такое явление в архитектуре? (Диссонанс)
Ф И З П А У З А
Показать:
- Стиль Готику
- Барокко
- Кубизм
- Модерн
- Арочное окно
- Рисуем орнамент витража…
(Учащиеся фантазируют и телодвижениями и мимикой лиц пытаются показать направления архитектуры, предложенные учителем)
- Ребята, всё это великолепие было создано замечательными и великими архитекторами разных эпох. Вспомните, пожалуйста, и назовите имена двух великих архитекторов, о которых мы говорили на прошлом уроке.
(Варфоломей Растрелли, Филиппо Брунеллески)
А сейчас я представлю вам ещё одного архитектора, но уже нашей современности. Сегодня он пришел к нам в гости. Это Идрисов Алмаз Ахтямович- главный архитектор города Альметьевск.*
Он поделится сегодня с нами секретами своей профессии.
(Дискуссия учащихся с архитектором)
Далее главный архитектор города Идрисов А.А. показал ребятам, как и с чего он начинает создавать свои проекты, поделился секретом о том, что все свои замыслы и фантазии он черпает из окружающего нас мира, из природы. И прежде всего нужно научиться видеть красоту и великолепие нашей природы, а значит и научиться беречь её.
6. А сейчас , ребята, мы с вами попробуем пофантазировать и сделать набросок
архитектурного сооружения того, в котором, по вашему мнению, нуждается наш город.
- Скажите, какое здание необходимо построить в Альметьевске?
Работа учащихся в альбомах. Выполнение эскизов.
- Ребята, скажите, архитектура- это наука или искусство?
Как вы понимаете высказывание:
“ Архитектура- это застывшая музыка”?
Итог урока.
- Что сегодня понравилось вам на уроке?
- Что ещё вам захотелось узнать, сделать?
- С какими новыми понятиями вы познакомились на уроке?
Домашнее задание:
- Написать сочинение на тему: “О чём поёт архитектура нашего города”
- Закончить рисунок в цвете.