Исследование эффективности профилактической антинаркотической программы в сельской школе в условиях Европейского Севера.

Разделы: Социальная педагогика


Проблема наркомании в России очень актуальна. Наркомания угрожает уже не только здоровью населения, но и национальной безопасности.

Многие учителя испытывают трудности в планировании и организации профилактической работы. Вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной, макситактичной. Антинаркотическая профилактическая работа в подростковой среде требует от педагога ответственного, вдумчивого профессионального подхода, наличия определенных познаний и их постоянного расширения, чему в определенной степени и призвана помочь данная работа.

1 этапом моего исследования стало выявление детей группы “риска”. (Приложение 1)

Объект исследования: учащиеся 8-9 классов (13-14 лет) МОУ “Общеобразовательная средняя школа № 2 пос. Обозерский”, всего 50 человек (25 мальчика и 25 девочек).

По данным социальных паспортов классов основная масса подростков относится ко 2 группе здоровья-73 %; 14 %- входит в третью группу здоровья; 13%-составляет 1 группа здоровья.

85% учащихся занимается в кружках и секциях по интересам.

2 ученика состоят в ИДН, 3 ученика состоят на ВШУ.

Большинство респондентов проживают в полных семьях: 38чел.-76 % ;семьи с одним родителем: 10 чел.- 20%; 2 чел.-4 % проживают в опекунских семьях.

Среди семей, в которых воспитываются респонденты, имеются семьи со статусом “малообеспеченные”: 15 семей – 30%.

Неблагополучные семьи в данных классах отсутствуют.

На 2 этапе исследования, перед началом проведения профилактической программы, была проведена анкета, выявляющая знания учащихся о наркомании. (Приложение 2)

На 3 этапе исследования была проведена эта же анкета, но уже после проведения профилактической программы.

Анализ анкет показал очень низкую осведомлённость детей о наркомании. Многие вопросы вызывали затруднения у детей, просили объяснить многие понятия. В ответах на вопросы анкеты встречалось много ответов такого типа: - Затрудняюсь ответить. Очень высокий результат показала эта же анкета, но уже после проведения профилактической программы. Дети с уверенностью отвечали на вопросы. В основном все давали правильные ответы.

Таким образом, можно сказать, что применение профилактических программ в школе очень эффективно. Основной целью профилактической программы является — создание в школьной сфере, условий, препятствующих распространению наркотиков, становлению активно отрицательной позиции по отношению к наркотикам у большинства учащихся.

На основании изученной литературы по проблеме наркотизации подростков, для работы в школах, нами разработана социально-педагогическая профилактическая программа “ В жизнь без наркотиков”.(Приложение 3)

Направление программы: психолого-педагогическое. Программа призвана помочь учащимся приобрести знания, навыки, опыт, необходимые для того, чтобы выбрать здоровый образ жизни, обрести сопротивляемость негативному и вредному влиянию.

Подростки представляют собой своеобразную группу риска в силу ряда причин, в том числе перехода от внешнего контроля к самоконтролю, неопределенности социального положения: уже не дети – еще не взрослые.

Можно отметить, что среди подростков большинство выработало “социальный иммунитет” в виде принципов и жизненных установок. По мнению опрошенных, основным фактором, сдерживающий от употребления наркотиков являются личные моральные принципы, на что предположительно повлияла пропаганда борьбы с наркотиками (“наркоманом быть не модно”), т.е. выработана определенная жизненная установка.

При реализации программы используются формы работы, обеспечивающие детям активное участие в процессе антинаркогенной подготовки, стимулирующие их творческую активность.

Используются образовательные технологии, направленные на

формирование активного образа жизни, навыков и привычек.

Презентация