Использование технологии развития критического мышления в системе уроков математики как средство развития познавательной активности учащихся

Разделы: Математика


Если в системе использовать технологию развития критического мышления, приводящую к повышению интереса к изучаемому предмету и развитию познавательной деятельности, а значит к повышению мотивации учения, то процесс обучения математической грамотности будет более успешным.

Внедрение технологии развития критического мышления в практику обучения можно при изучении любой темы курса математики и в любом классе. Технологию развития критического мышления можно использовать как при изучении нового материала, где учащиеся вспоминают все известные им факты, так и при проверке степени усвоения учащимися теоретического материала по теме.

Рассмотрим внедрение данной технологии при изучении курса геометрии.

Геометрия 8-й класс. Тема “Четырехугольники”

Учащимся предлагается вспомнить все известные им четырехугольники и записать информацию в виде кластера.

<Рисунок 1>

Если учащиеся назвали не все четырехугольники, первый круг ассоциаций можно дополнить во время работы с учебником при изучении нового материала. В круг ассоциаций могут быть внесены и неверные предположения, которые будут исправлены в ходе дискуссии или при работе с литературой.

При работе с первым кругом ассоциаций также можно попросить учащихся изобразить названные четырехугольники. Если вариант изображения четырехугольника не соответствует истине, то все равно его следует занести в кластер. Данная ошибка будет исправлена самими учащимися в ходе работы учащихся с литературой. Это очень важно для развития познавательной активности учащихся: при дальнейшей работе учащиеся будут осмысливать все предложенные ими версии, прежде чем внести их в кластер, а это способствует повышению математической грамотности.

<Рисунок 2>

Кластер можно дополнить третьим кругом ассоциаций, где будут рассмотрены доказательства тех или и иных свойств четырехугольников.

Геометрия 11-й класс. Тема “Многогранники”

<Рисунок 3>

<Рисунок 4>

 <Рисунок 5>

<Рисунок 6>