Цели урока. Закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках различных частей речи. Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма. Развивать орфографическую зоркость, произвольное внимание, умение работать в группе. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.
Оборудование. Карточки для работы в группах. Схемы частей речи и их грамматических значений.
Ход урока
Чистописание.
Учитель. Назовите букву. Какие звуки мы обозначаем буквой В?
Вв
Учитель. Прочитайте слияния. Что общего в этих слияниях?
Ва во ву вы вэ
Учитель. Прочитайте слова. Как называют такие слова? Докажите. Выделите корень.
Цветы - цветочки –цветной – зацвели
Постановка учебной задачи.
Учитель. Запишите предложение. Выделите грамматическую основу.
(Один ученик комментирует и записывает предложение на доске.)
Под окном цветёт душистая черёмуха.
Учитель. Какие части речи вы знаете? Какие части речи работают в этом предложении? По каким признакам слова разбились на части речи? (по грамматическим значениям).
А какие это грамматические значения, мы повторим, выполняя задания.
Итак начнём с имён существительных. Что называется именем существительным?
Задание 1. (работа по группам)
Карточка для группы №1.
Образуй одушевлённые имена существительные.
Море - _________________ Гриб - _________________ Мясо - _________________ Курятник - _________________ Футбол - _________________ Пожар - _________________ Лыжи - _________________ Сторожка - _________________
Карточка для группы № 2.
Выпишите имена существительные женского рода.
Ёж, ёрш, речь, мышь, рожь, нож, дочь, богач, вещь, малыш, морж, печь, мелочь.
Карточка для группы №3.
Запишите существительные в единственном числе, укажите род.
Стрижи - _________________ Ерши - _________________ Чижи - _________________ Ножи - _________________ Камыши - _________________ Гаражи - _________________ Моржи - _________________
Учитель. С какими грамматическими значениями вы работали и какой вывод сделали?
1 группа: Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
2 группа: Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода.
Учитель. С какой орфограммой вы встретились?
(Мягкий знак после шипящих пишется у существительных женского рода).
3 группа: Существительные изменяются по числам.
Учитель. С какой орфограммой вы встретились?
(У существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется)
На доске схема:
Имя существительное Одушевлённое/неодушевлённое Род число падеж
Задание 2.
Учитель. Что называется именем прилагательным?
Образуйте однокоренные прилагательные:
- 1 группа – мужского рода,
- 2 группа – женского рода,
- 3 группа – среднего рода.
(3 человека работают у доски)
М.р. Ж.р. С. Р. Лев Клён Луг синева
Вывод: Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.
Учитель. Как правильно сказать? (Вставьте окончание.) Обоснуйте свой выбор.
Нов… тюль (новый тюль –м. р.)
Вывод: Имена прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.
На доске схема:
Имя прилагательное падеж Род число
Задание 3.
Учитель. Что называется глаголом? На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?
Замени словосочетание глаголом в начальной форме.
Карточка для группы №1.
Что делать? Что сделать? Повесить нос Задать перцу
Карточка для группы №2.
Что делать? Что сделать? Витать в облаках Водить за нос
Карточка для группы №3.
Что делать? Что сделать? Держать язык за зубами Протянуть руку помощи
Проверка.
Задание 4.
Карточка для группы №1.
Измени по числу.
Соловей поёт Жаворонок звенит Иволга свистит
Вывод: Глаголы изменяются по числам
Карточка для группы №2.
Поставь глагол в прошедшее время.
Лёгкие облака летят по небу. По оврагам появляются первые цветы. Весело поют птицы.
Карточка для группы №2.
Поставь глагол в настоящее время.
Лёгкие облака летели по небу. По оврагам появились первые цветы. Весело пели птицы.
Вывод: Глаголы изменяются по временам.
На доске схема:
Глагол время число
Учитель. Почему служебные части речи выделили в отдельную группу?
(У служебных частей речи нет грамматических значений)
Для чего нужны служебные части речи?
Задание 5.
Спишите в тетрадь, раскрывая скобки.
(По)опушкам лесов (по)являлись ранние цветы.
Тропинка (с)пускалась (с)горы.
Луна (за)шла (за) тучи.
Домашнее задание.
Итог урока.
- Какие части речи мы вспомнили на уроке?
- По каким признакам слова разбились на части речи?
- Какие грамматические значения вы можете назвать у имён существительных, (у имён прилагательных, глаголов)?
- Какую особенность можно отметить у служебных частей речи?