Урок русского языка во 2-м классе по теме "Обобщение знаний о частях речи"

Разделы: Начальная школа


Цели урока. Закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках различных частей речи. Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма. Развивать орфографическую зоркость, произвольное внимание, умение работать в группе. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.

Оборудование. Карточки для работы в группах. Схемы частей речи и их грамматических значений.

Ход урока

Чистописание.

Учитель. Назовите букву. Какие звуки мы обозначаем буквой В?

Вв

Учитель. Прочитайте слияния. Что общего в этих слияниях?

Ва во ву вы вэ

Учитель. Прочитайте слова. Как называют такие слова? Докажите. Выделите корень.

Цветы - цветочки –цветной – зацвели

Постановка учебной задачи.

Учитель. Запишите предложение. Выделите грамматическую основу.

(Один ученик комментирует и записывает предложение на доске.)

Под окном цветёт душистая черёмуха.

Учитель. Какие части речи вы знаете? Какие части речи работают в этом предложении? По каким признакам слова разбились на части речи? (по грамматическим значениям).

А какие это грамматические значения, мы повторим, выполняя задания.

Итак начнём с имён существительных. Что называется именем существительным?

Задание 1. (работа по группам)

Карточка для группы №1.

Образуй одушевлённые имена существительные.

Море - _________________
Гриб - _________________
Мясо - _________________
Курятник - _________________
Футбол - _________________
Пожар - _________________
Лыжи - _________________
Сторожка - _________________

Карточка для группы № 2.

Выпишите имена существительные женского рода.

Ёж, ёрш, речь, мышь, рожь, нож, дочь, богач, вещь, малыш, морж, печь, мелочь.

Карточка для группы №3.

Запишите существительные в единственном числе, укажите род.

Стрижи - _________________
Ерши - _________________
Чижи - _________________
Ножи - _________________
Камыши - _________________
Гаражи - _________________
Моржи - _________________

Учитель. С какими грамматическими значениями вы работали и какой вывод сделали?

1 группа: Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

2 группа: Имена существительные бывают женского, мужского и среднего рода.

Учитель. С какой орфограммой вы встретились?

(Мягкий знак после шипящих пишется у существительных женского рода).

3 группа: Существительные изменяются по числам.

Учитель. С какой орфограммой вы встретились?

(У существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется)

На доске схема:

Имя существительное
Одушевлённое/неодушевлённое
Род
число
падеж

Задание 2.

Учитель. Что называется именем прилагательным?

Образуйте однокоренные прилагательные:

  • 1 группа – мужского рода,
  • 2 группа – женского рода,
  • 3 группа – среднего рода.

(3 человека работают у доски)

  М.р. Ж.р. С. Р.
Лев      
Клён      
Луг      
синева      

Вывод: Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

Учитель. Как правильно сказать? (Вставьте окончание.) Обоснуйте свой выбор.

Нов… тюль (новый тюль –м. р.)

Вывод: Имена прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

На доске схема:

Имя прилагательное
падеж
Род
число

Задание 3.

Учитель. Что называется глаголом? На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?

Замени словосочетание глаголом в начальной форме.

Карточка для группы №1.

  Что делать? Что сделать?
Повесить нос  
Задать перцу  

Карточка для группы №2.

  Что делать? Что сделать?
Витать в облаках  
Водить за нос  

Карточка для группы №3.

  Что делать? Что сделать?
Держать язык за зубами  
Протянуть руку помощи  

Проверка.

Задание 4.

Карточка для группы №1.

Измени по числу.

Соловей поёт  
Жаворонок звенит  
Иволга свистит  

Вывод: Глаголы изменяются по числам

Карточка для группы №2.

Поставь глагол в прошедшее время.

Лёгкие облака летят по небу.  
По оврагам появляются первые цветы.  
Весело поют птицы.  

Карточка для группы №2.

Поставь глагол в настоящее время.

Лёгкие облака летели по небу.  
По оврагам появились первые цветы.  
Весело пели птицы.  

Вывод: Глаголы изменяются по временам.

На доске схема:

Глагол
время
число
 
 

Учитель. Почему служебные части речи выделили в отдельную группу?

(У служебных частей речи нет грамматических значений)

Для чего нужны служебные части речи?

Задание 5.

Спишите в тетрадь, раскрывая скобки.

(По)опушкам лесов (по)являлись ранние цветы.

Тропинка (с)пускалась (с)горы.

Луна (за)шла (за) тучи.

Домашнее задание.

Итог урока.

  • Какие части речи мы вспомнили на уроке?
  • По каким признакам слова разбились на части речи?
  • Какие грамматические значения вы можете назвать у имён существительных, (у имён прилагательных, глаголов)?
  • Какую особенность можно отметить у служебных частей речи?