Урокам окружающего мира принадлежит одно из ведущих мест в развитии мышления и познавательной активности младших школьников. Для достижения целей, поставленных на уроке, мною используется проблемно-диалогический метод в обучении, в котором новые знания, приобретённые самостоятельно, усваиваются прочно и надолго. Результат процесса учения в состоянии проблемного диалога и самостоятельной деятельности – урок проверки знаний обучающихся, на котором осуществляется контроль учителя и самоконтроль. Предлагаю Вашему вниманию разработку урока по окружающему миру в 4-м классе на тему "Проверь себя".
Цели:
1. Обобщение знаний пройденного материала.
2. Развитие у детей интереса к самостоятельному познанию мира.
3. Формирование положительных черт характера: любознательности, трудолюбия.
Оборудование:
Таблицы с заданиями, звездочки для подсчитывания баллов, медали и конфеты для награждения, таблички с названиями команд, таблички с именами князей; 4-е задание- (на доске).
Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Постановка цели урока.
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужны знания? (Знания открывают мир.) Знания дают уверенность в своих силах. Знания помогают найти верный путь к жизни).
-Из каких источников мы можем получить знания? (Телевидение, радио, компьютер, газеты, книги).
-О том, что велика польза от ученья книжного, говорили выдающиеся личности отечественной истории.
-Давайте вспомним, кто автор следующего высказывания:
Ученица наизусть читает высказывание:
“Велика ведь бывает польза от ученья книжного: книгами поставляемы и поучаемы на путь поколенья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали тешимся; они – узда – воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей”.
(Великий князь Ярослав Мудрый).
-Давайте вспомним, кто автор еще одного высказывания.
Ученик наизусть читает высказывание:
“Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал 5 языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. Пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой покойный и все добрые мужи”. (Великий князь Владимир Мономах.)
-Сейчас мы проверим ваши знания: устроим для вас маленькое испытание по первой части учебника “Окружающий мир”, которая называется “Человек и природа”.
-Но сначала каждая команда должна представиться.
3. Представление команд.
Представление первой команды – “Умники”.
Капитан представляет себя и свою команду. Все дружно произносят девиз: “Ученье – свет, а не ученье – тьма. Ты лучше потрудись и будет умной голова”.
Представление второй команды – “Знатоки”.
Девиз команды: “Знания – сила, должен каждый знать. Чтобы их обрести, нужно много читать!”
Вопросы для обеих команд. (Раздаются листы с заданиями).
Каждая из команд получает звёздочку за правильный ответ.
1. К какой системе органов принадлежат перечисленные органы? Соедини их.
Мозг | Органы чувств |
Глаза | Опорно-двигательные органы |
Сосуды | Органы нервной системы |
Позвоночник | Органы кровообращения |
2.Какая система органов пострадает сильнее других:
- от простуды;
- от наркотиков;
- от слишком громкой музыки.
3. Вопрос для первой команды
-Как называется система органов, добывающая энергию? (Пищеварительная система).
Вопрос для второй команды.
-К какой системе относятся почки? (К выделительной системе).
4. Задание для обеих команд. (Раздаются листы с заданием).
Такое же задание оформлено на доске для гостей. (Присутствующие гости могут проверить свои знания).
Задание. Расставь последовательно названия тех органов, через которые проходит съеденный огурец.
Глотка | Пищевод | Желудок | Кишечник |
Рот | Печень | Поджелудочная железа |
5. Литературная пауза.
Инсценирование отрывка из произведения Лии Гераскиной “В стране невыученных уроков”, стр.148-149.
6. Вопрос для первой команды.
-Какой орган чувств помогает не упасть канатоходцу? (Орган равновесия).
Вопрос для второй команды.
-Какой орган чувств помогает играющему в жмурки? (Орган слуха, осязания).
7. Сюрпризный момент.
Внезапно появляется “журналист” (одна из учениц).
-Здравствуйте! Ответьте мне, пожалуйста, на парочку вопросов для газеты “Большая перемена”.
Вопрос для первой команды.
-Где помещается наше сознание? (В больших полушариях головного мозга).
Вопрос для второй команды.
-Что мы можем благодаря работе больших полушарий головного мозга? (Думать, анализировать, рассуждать, читать).
Вопрос для обеих команд. (Раздаются листы с заданием).
– Откуда берутся дети?
А. Их находят в капусте.
Б. Их приносят аисты.
В. Их выдают в роддоме.
Г. Зарождаются в организме матери.
8. Задание для обеих команд. (Раздаются листы с кроссвордом).
Задание: разгадать кроссворд.
По вертикали:
- Центр управления организмом.
- Парные доли головного мозга.
- Кем для нас являются древние люди.
- Часть глаза, исполняющая роль объектива.
- Чувство, позволяющее собаке идти по следу.
- Отклонение от нормальной работы организма.
- Способ развить невосприимчивость к болезни.
По вертикали:
- Слияние двух клеток, с которого начинается развитие организма.
4. Награждение команд.
(Вручаются медальки, конфеты).
-Настало время узнать, какая команда является победительницей.
Команды считают звездочки. По количеству звездочек определяется команда – победительница.
5. Подведение итога урока.
– Ребята, сегодня вы проверили себя. Как вы считаете, достаточно ли у вас знаний?
– Чьи высказывания нужно помнить? Почему?
– Что нужно делать, чтобы знаний стало больше?
6. Рефлексия.
– Понравился ли вам урок?
– Что вам понравилось?
– Что больше всего запомнилось?
– Хорошее ли у вас настроение?
– Давайте проверим.
Каждый ученик показывает кружок с определенным цветом.
Выявление настроения:
красный кружок – “ отличное”,
желтый кружок – “хорошее”,
синий кружок – “плохое”.
– Спасибо всем за участие в этом уроке.