Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Проверь себя"

Разделы: Начальная школа


Урокам окружающего мира принадлежит одно из ведущих мест в развитии мышления и познавательной активности младших школьников. Для достижения целей, поставленных на уроке, мною используется проблемно-диалогический метод в обучении, в котором новые знания, приобретённые самостоятельно, усваиваются прочно и надолго. Результат процесса учения в состоянии проблемного диалога и самостоятельной деятельности – урок проверки знаний обучающихся, на котором осуществляется контроль учителя и самоконтроль. Предлагаю Вашему вниманию разработку урока по окружающему миру в 4-м классе на тему "Проверь себя".

Цели:

1. Обобщение знаний пройденного материала.

2. Развитие у детей интереса к самостоятельному познанию мира.

3. Формирование положительных черт характера: любознательности, трудолюбия.

Оборудование:

Таблицы с заданиями, звездочки для подсчитывания баллов, медали и конфеты для награждения, таблички с названиями команд, таблички с именами князей; 4-е задание- (на доске).

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Постановка цели урока.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужны знания? (Знания открывают мир.) Знания дают уверенность в своих силах. Знания помогают найти верный путь к жизни).

-Из каких источников мы можем получить знания? (Телевидение, радио, компьютер, газеты, книги).

-О том, что велика польза от ученья книжного, говорили выдающиеся личности отечественной истории.

-Давайте вспомним, кто автор следующего высказывания:

Ученица наизусть читает высказывание:

“Велика ведь бывает польза от ученья книжного: книгами поставляемы и поучаемы на путь поколенья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали тешимся; они – узда – воздержанья. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей”.

(Великий князь Ярослав Мудрый).

-Давайте вспомним, кто автор еще одного высказывания.

Ученик наизусть читает высказывание:

“Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал 5 языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. Пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой покойный и все добрые мужи”. (Великий князь Владимир Мономах.)

-Сейчас мы проверим ваши знания: устроим для вас маленькое испытание по первой части учебника “Окружающий мир”, которая называется “Человек и природа”.

-Но сначала каждая команда должна представиться.

3. Представление команд.

Представление первой команды – “Умники”.

Капитан представляет себя и свою команду. Все дружно произносят девиз: “Ученье – свет, а не ученье – тьма. Ты лучше потрудись и будет умной голова”.

Представление второй команды – “Знатоки”.

Девиз команды: “Знания – сила, должен каждый знать. Чтобы их обрести, нужно много читать!”

Вопросы для обеих команд. (Раздаются листы с заданиями).

Каждая из команд получает звёздочку за правильный ответ.

1. К какой системе органов принадлежат перечисленные органы? Соедини их.

Мозг Органы чувств
Глаза Опорно-двигательные органы
Сосуды Органы нервной системы
Позвоночник Органы кровообращения

2.Какая система органов пострадает сильнее других:

  • от простуды;
  • от наркотиков;
  • от слишком громкой музыки.

3. Вопрос для первой команды

-Как называется система органов, добывающая энергию? (Пищеварительная система).

Вопрос для второй команды.

-К какой системе относятся почки? (К выделительной системе).

4. Задание для обеих команд. (Раздаются листы с заданием).

Такое же задание оформлено на доске для гостей. (Присутствующие гости могут проверить свои знания).

Задание. Расставь последовательно названия тех органов, через которые проходит съеденный огурец.

Глотка Пищевод Желудок Кишечник
Рот Печень Поджелудочная железа  

5. Литературная пауза.

Инсценирование отрывка из произведения Лии Гераскиной “В стране невыученных уроков”, стр.148-149.

6. Вопрос для первой команды.

-Какой орган чувств помогает не упасть канатоходцу? (Орган равновесия).

Вопрос для второй команды.

-Какой орган чувств помогает играющему в жмурки? (Орган слуха, осязания).

7. Сюрпризный момент.

Внезапно появляется “журналист” (одна из учениц).

-Здравствуйте! Ответьте мне, пожалуйста, на парочку вопросов для газеты “Большая перемена”.

Вопрос для первой команды.

-Где помещается наше сознание? (В больших полушариях головного мозга).

Вопрос для второй команды.

-Что мы можем благодаря работе больших полушарий головного мозга? (Думать, анализировать, рассуждать, читать).

Вопрос для обеих команд. (Раздаются листы с заданием).

Откуда берутся дети?

А. Их находят в капусте.

Б. Их приносят аисты.

В. Их выдают в роддоме.

Г. Зарождаются в организме матери.

8. Задание для обеих команд. (Раздаются листы с кроссвордом).

Задание: разгадать кроссворд.

По вертикали:

  1. Центр управления организмом.
  2. Парные доли головного мозга.
  3. Кем для нас являются древние люди.
  4. Часть глаза, исполняющая роль объектива.
  5. Чувство, позволяющее собаке идти по следу.
  6. Отклонение от нормальной работы организма.
  7. Способ развить невосприимчивость к болезни.

По вертикали:

  1. Слияние двух клеток, с которого начинается развитие организма.

4. Награждение команд.

(Вручаются медальки, конфеты).

-Настало время узнать, какая команда является победительницей.

Команды считают звездочки. По количеству звездочек определяется команда – победительница.

5. Подведение итога урока.

– Ребята, сегодня вы проверили себя. Как вы считаете, достаточно ли у вас знаний?

– Чьи высказывания нужно помнить? Почему?

– Что нужно делать, чтобы знаний стало больше?

6. Рефлексия.

– Понравился ли вам урок?

– Что вам понравилось?

– Что больше всего запомнилось?

– Хорошее ли у вас настроение?

– Давайте проверим.

Каждый ученик показывает кружок с определенным цветом.

Выявление настроения:

красный кружок – “ отличное”,

желтый кружок – “хорошее”,

синий кружок – “плохое”.

– Спасибо всем за участие в этом уроке.