Родительское собрание

Разделы: Работа с родителями


“Взаимоотношения с взрослыми – родители и дети”.

Одна из главных особенностей подросткового возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми.

“Мы и взрослые” – постоянно возникает у ребят в подростковом возрасте. Одна из важных потребностей переходного возраста – освобождение от контроля и опеки взрослыми (родители, учителя). Семья – самый важный фактор в воспитании ребёнка, на него влияет всё и воспитание, которое дают ему родители и внутрисемейная атмосфера.

Особое влияние на подростков оказывает стиль общения с родителями.

Механизмы влияния на детей.

1. Подкрепление: поощрение или наказание за поведение, которое взрослые считают нужным.

2. Подражание: ребёнок подражает родителям и другим взрослым.

3. Понимание: когда родители знают проблемы ребёнка и помогают ему во всём.

4. Ролевая взаимодополняемость.

Н.П. Семья, в которой родители хорошо ведут домашнее хозяйство, может вырасти ребёнок ни к чему не приспособленный.

5. Психологическое противодействие.

Н.П. Юноша, свободу которого ограничивают, может быть самостоятельным и наоборот, если родители всё разрешают, то может вырасти зависимым.

Тип контроля дисциплины.

Активность, самостоятельность, инициатива ребёнка. Противоположность – пассивность, зависимость, слепое послушание.

Родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило более жестоки, матери – мягче. Отцы и матери могут дополнять друг друга, а могут и подрывать влияние друг друга.

1. Демократический стиль общения: в наибольшей степени воспитывает самостоятельность ребёнка. Крайние типы отношений дают плохие результаты. (стр. 109 – зачитать)

2. Авторитарный стиль: вызывает у детей отчуждение, чувство своей незначительности.

3. Либеральный стиль: вызывает у ребёнка чувство, что родителям до него нет дела. (стр. 110)

Ослабление и усиление родительского воспитания ведёт к формированию личности со слабым “Я”. Авторитарные методы связаны с

1. Традициями;

2. Общественными отношениями на работе.

3. Бессознательным вымещением на детях своих неприятностей;

4. Решение своих проблем с помощью силы.

Но, если с маленькими детьми такой стиль ещё проходит, то в подростковом возрасте – это уже грозит конфликтами! А стиль общения уже выработан. (стр. 111)

Переходный возраст – период отделения подростков от родителей.

Эмоциональный переход – показывает, как важен для ребёнка эмоциональный контакт с родителями. Излишняя любовь вредит, воспитывает зависимость от родителей и детям трудно будет во взрослом мире. Положение “маменькиного сынка” тяготит. Подростки видят расхождение слов с делом (что говорят родители, родственники, учителя и как они сами поступают в жизни) – это воспринимается остро и болезненно.

Чем хуже отношения с родителями, тем ближе будут дети к сверстникам, и тем больше они будут зависеть от них.

Дети хотят видеть родителей друзьями и советчиками, т.е им нужен их опыт. (стр. 113-114) Понять другого человека можно только при условии уважения к нему. (стр. 113-114) Надо отметить, что и мальчики и девочки чаще всего боле откровенны с матерью, чем с отцом, а этот вид общения очень важен.

Отношения детей и родителей не равноправны. Многие родители, привыкнув распоряжаться детьми, болезненно воспринимают ослабление своей власти. (стр. 116-117) А подростки невнимательны к своим родителям силу своего возраста. Особенно трудно отцам. Поэтому отцам необходимо учиться отцовству. Это произошло из-за смещения ценностей, так как в современном обществе работают и отец и мать. А иногда матери зарабатывают больше отцов, откуда возникают конфликты с детьми и в семье. Поэтому отцам следует учиться чуткости, внимательности, отзывчивости и т.п. И главное, только лишь при полном взаимодействии обоих родителей возможно полноценное воспитание ребёнка.

Источник: И.С. Кон “Психология ранней юности”.

10 класс.

Самооценка старшеклассника и оценочные способности.

Самооценка – одна из разновидностей оценочных способностей старшеклассника.

Самооценка способствует саморазвитию личности любого человека. Нормальная самооценка способствует формированию развитой личности. Завышенная или заниженная самооценка приводит к тому, что человек не реагирует на замечания окружающих (родители, учителя), как следствие недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых впоследствии очень трудно избавиться.

Основная причина неверной самооценки не в том, что люди (старшеклассники) не видят свои недостатки, а в том, что даже с помощью посторонних людей они не способны их различить. Поэтому главная задача в формировании нормальной самооценки – это научить человека видеть свои ошибки и недостатки, признавать их. А также по мере возможности исправлять их. Причём работать над их исправлением постоянно.

Самооценка – важнейшая составляющая самоконтроля. Самоконтроль связан с самопознанием. От самосознания зависят действия и поступки.

Значение самооценки учащихся очень велико, так как чем старше школьники, тем больше они ориентируются не на мнение окружающих, а на своё собственное.

Правильная самооценка важна для налаживания нормальных отношений учащихся с родителями, сверстниками, учителями. Заблуждения, преувеличения личных качеств не дают правильно развиваться личности, что порождает трудно разрешимые внутри личностные и межличностные противоречия.

Учёба – главный труд учащихся. Поэтому эта проблема очень актуальна, поскольку многие учащихся трудятся ниже своих возможностей (заниженная самооценка). Некоторые учащиеся считают, что учителя принижают их знания (завышенная самооценка). Как мы уже сказали, что, и то и другое плохо. И завышенная и заниженная самооценка порождают массу нехороших привычек, от которых в последствии будет трудно избавиться. Самооценка учащихся проявляется в самохарактеристике.

Самохарактеристика отражает особенности осознания человеком своих действий, поступков, умения оценивать свои возможности.

(Для получения самохарактеристики учащихся перед родительским собранием проводиться анкетирование, определяющее уровень самооценки). На основании полученных результатов родителям даются общие и индивидуальные рекомендации.

Общие рекомендации родителям: Необходимо

- создавать “ситуацию успеха”;
- возвышать учащихся в их собственных глазах;
- хвалить учащихся даже за небольшой успех.

11 класс

Инфантилизм (психологический тренинг)

Современная проблема юношества состоит в том, что большинство из них не могут держать свои слова, и слишком ветрено относятся к данным другим обещаниям.

В старших классах при несоблюдении режима, сначала проводится общая индивидуальная беседа и только в случае, если учащиеся вновь не выполняют требования о провинности сообщается родителям. Такое решение проблемы позволяет учащимся развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Между тем чаще всего учащиеся очень легко дают обещания, заранее зная, что его не выполнят.

Беда в том, что подобное поведение входит у молодёжи в привычку. В дальнейшем эта необязательность, может привести к серьёзным проблемам и не только в школе, но и в жизни.

Такое поведение характерно не только для школы, но и для дома.

У этой необязательности есть конкретное название – инфантилизм.

Т.е самосознание учащихся застряло на уровне 5-7-го класса. Причиной этому чаще всего послужило, то, что за них в среднем звене практически все проблемы решают родители и учителя, что и приводит к потребительскому отношению со стороны молодёжи. Ни за что не надо отвечать, любе проблемы будут решены, не надо держать данное другим слово.

Снималась ответственность за проступок со стороны учащихся. Именно это привело к тому, что молодые люди не могут держать свои слова, они к этому просто не приучены.

Вариантов выхода из этой ситуации не много:

1). Либо о каждом проступке (нарушении общепринятых правил) сообщается родителям, поскольку дисциплина должна соблюдаться;

2). Либо идёт кропотливая работа по воспитанию в молодёжи умения отвечать за свои поступки. Т.е родителям необходимо самим научиться держать свои обещания и доводить дело до конца. Никаких поблажек не должно быть!

В противном случае родители рискуют получить полное неповиновение со стороны своих детей.

При этом в случае если родители сами совершают ошибку при общении с детьми, необходимо уметь признать свою вину, а иногда и извиниться перед своим ребёнком, как бы ни страдало самолюбие родителей.

Умение родителей признавать свои ошибки, сможет также многому научить вашего ребёнка. Поскольку перед глазами всегда будет находиться положительный пример.

Нет ничего лучше, чем положительный пример со стороны своих родителей.

До или после лекции – по желанию классного руководителя может проводиться психологический тренинг (психологическая игра) совместно с родителями.

Н.П. Коллектив родителей делится на группы и им предлагаются практические ситуации, а затем происходит обсуждение проблемы.

Примерные практические ситуации.

- после серьёзного разговора сын (дочь) не исполняли данное вам обещание. Ваши действия.

- при разговоре со своим ребёнком вы погорячились и знаете, что неправы. Ваши действия.

Источник: Н.Г. Юркевич “Этика и психология семейной жизни”.