Портрет сказочного персонажа

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Тип урока – урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид занятий: рисование по представлению и с опорой на схемы образов сказочных персонажей

Цели урока: создание портрета сказочного персонажа в профиль с использованием графического редактора “Paint”.

Задачи урока: закрепление навыков изображения профильного портрета, анализ характерных частей, пропорций, передача в рисунке разнообразных черт. Формирование навыков творческого освоения программы “Paint”. Развитие художественного вкуса учащихся и творческого воображения, совершенствование навыков. Воспитание информационной культуры.

Зрительный ряд: И. Репин “Портрет Е. Баташевой”, А.А. Иванов “Голова Иоанна Крестителя”, Б.Кустодиев “Женщина с чашкой”, В.Серов “Портрет балерины Т. Карсавиной”, Леонардо да Винчи “Пропорции головы”, Гюстав Доре “Французский политик”, В.Васнецов “Иван Царевич на сером волке”, В.Васнецов “Кощей Бессмертный”, Л. Бакст “Красная султанша”, И. Билибин “Пляшущая Баба-яга”.

Оборудование: ПК, программное обеспечение – графический редактор Paint, проектор, экран, презентация “Построения головы в профиль”, заготовка частей лица в электронном виде.

ХОД УРОКА

I. Повторение

Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с разновидностями портретов, познакомились с пропорциями лица человека и научились изображать лицо человека в соответствии с пропорцией.

Что называется портретом? (Портрет – это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает людей.) Слайд 1-2.

Как называются взаимоотношения между частями и целым? (Пропорции) Слайд 3

II. Сообщение нового материала

Иногда, для передачи наиболее точной характеристики характера человека художники выбирают построение рисунка головы в профиль. Слайд 4

Художники всегда стремятся не только к передаче внешнего сходства, но и к раскрытию внутреннего мира своего героя, его настроение. Карикатура – намеренно искаженные, подчёркнуто смешное изображение лица. Вглядитесь в портрет французского политика 19 века, выполненный Гюставом Доре. Великолепно изображены глупость, чванство, высокомерие. Слайд 5

Формы носа, ушной раковины, различны и индивидуальны. Слайд5-6

Основные этапы построения рисунка головы в профиль. Слайд 8-9

  • Начнём рисунок с габаритов контура головы в профиль. Построим квадрат.
  • Для определения положения линии глаз, разделим квадрат пополам.
  • Найдем линию основания носа.
  • Из передней части глаз опускаем вертикаль для определения границы крыльев носа.
  • Определим лицевой угол.
  • Проверим пропорциональное соотношение: высота уха равна высоте носа, уголки губ и зрачки глаз располагаются на одной вертикальной линии.

Чем определяется выбор черт лица при изображении сказочного персонажа? (Характером, литературным описанием) Слайд 10-11.

Тип урока – урок совершенствования знаний, умений, навыков.

Вид занятий: рисование по представлению и с опорой на схемы образов сказочных персонажей

Цели урока: создание портрета сказочного персонажа в профиль с использованием графического редактора “Paint”.

Задачи урока: закрепление навыков изображения профильного портрета, анализ характерных частей, пропорций, передача в рисунке разнообразных черт. Формирование навыков творческого освоения программы “Paint”. Развитие художественного вкуса учащихся и творческого воображения, совершенствование навыков. Воспитание информационной культуры.

Зрительный ряд: И. Репин “Портрет Е. Баташевой”, А.А. Иванов “Голова Иоанна Крестителя”, Б.Кустодиев “Женщина с чашкой”, В.Серов “Портрет балерины Т. Карсавиной”, Леонардо да Винчи “Пропорции головы”, Гюстав Доре “Французский политик”, В.Васнецов “Иван Царевич на сером волке”, В.Васнецов “Кощей Бессмертный”, Л. Бакст “Красная султанша”, И. Билибин “Пляшущая Баба-яга”.

Оборудование: ПК, программное обеспечение – графический редактор Paint, проектор, экран, презентация “Построения головы в профиль”, заготовка частей лица в электронном виде.

ХОД УРОКА

I. Повторение

Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с разновидностями портретов, познакомились с пропорциями лица человека и научились изображать лицо человека в соответствии с пропорцией.

Что называется портретом? (Портрет – это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает людей.) Слайд 1-2.

Как называются взаимоотношения между частями и целым? (Пропорции) Слайд 3

II. Сообщение нового материала

Иногда, для передачи наиболее точной характеристики характера человека художники выбирают построение рисунка головы в профиль. Слайд 4

Художники всегда стремятся не только к передаче внешнего сходства, но и к раскрытию внутреннего мира своего героя, его настроение. Карикатура – намеренно искаженные, подчёркнуто смешное изображение лица. Вглядитесь в портрет французского политика 19 века, выполненный Гюставом Доре. Великолепно изображены глупость, чванство, высокомерие. Слайд 5

Формы носа, ушной раковины, различны и индивидуальны. Слайд5-6

Основные этапы построения рисунка головы в профиль. Слайд 8-9

  • Начнём рисунок с габаритов контура головы в профиль. Построим квадрат.
  • Для определения положения линии глаз, разделим квадрат пополам.
  • Найдем линию основания носа.
  • Из передней части глаз опускаем вертикаль для определения границы крыльев носа.
  • Определим лицевой угол.
  • Проверим пропорциональное соотношение: высота уха равна высоте носа, уголки губ и зрачки глаз располагаются на одной вертикальной линии.

Чем определяется выбор черт лица при изображении сказочного персонажа? (Характером, литературным описанием) Слайд 10-11.

При изображении сказочных персонажей художники не редко изображают отдельные части лица увеличено, условно, иногда комично. Слайд 12-14.

III. Инструктаж практического задания

Необходимо выполнить рисунок профиля головы сказочного персонажа или воссоздать портрет, воспользовавшись заготовленными файлами: “Заготовка”, “Носы”, “Уши”, “Губы, борода, усы”, “Платки”, “Прически”, “Головные уборы”. Обратите внимание на пропорции вставляемых объектов.

Для изображения профиля головы человека использовать “кривую линию”.

Выполняем действия для копирования: выделить фрагмент, Правка – Копировать; правой кнопкой, через контекстное меню или с помощью клавиатуры.

Для выполнения команды отражения используем: рисунок-отразить.

Практическая часть

За ступенькою ступенька – станет лесенка
Слово к слову ставь складенько – будет песенка!
А колечко на колечко – станет вязочка.
Сядь, дружочек, на крылечко
Слушай сказочку!

Загадаю вам загадки,
Просьба: слушать, не мешать!
Очень верно, очень дружно
Вместе хором отвечать!
Я в жилье твоём живу,
И с животными дружу.
Охраняю твой покой.
Кто я? Добрый ……..

Домовой

Рассказ простой
Он царь лесной.
Ни конному , ни пешему
Не уйти от ………..

Лешего

Повелитель всех чертей,
И земли хранитель.
Сбережёт он и людей,
Только попросите!

Чур

То ли жил, то ли был старичок,
По ночам вставал на часок.
Он бродил и пугал людишек,
И зверей, и птиц, и детишек.

Призрак

Жар и пыл у русской бани.
Старикашка в ней живёт,
Он опасный, очень странный,
В гости Водяного ждёт.

Банник

Она живёт в болоте,
Совсем как на курорте,
Обожает “стиморол”
Зелёная ……………

Кикимора

Любит вкусный коктейль
И болотный кисель,
Он в лесу проживает,
Подскажите кто его знает?

Водяной

Пугает ночью филин,
Кричит в лесу сова.
Там в маленькой избушке
Живёт …….

Баба- Яга

В поле пусто , в поле тихо.
Чуть колышится трава.
Вдруг: стон, скрип, визг, крики.
Слышишь: снова тишина

Лихо

Расплетая косы у воды сижу,
И мотив печальный для тебя пою.
Подойди поближе, наклонись к воде,
Утяну в пучину, будем жить на дне!

Русалка

Пролетают дни, столетия,
Откроем маленький секрет
Есть мечта у нас заветная:
Нарисуйте наш ……….

Портрет!

IV. Самостоятельная практическая работа.

V. Итог урока. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

Приложение 1 (презентация)

Приложение 2