Урок русского языка, 2-й класс. Тема: "Приставка"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели и задачи урока:

Для учителя:

  1. Ознакомление учащихся с частью слова – приставка и постановка учебной проблемы, организация поисковой деятельности учащихся.
  2. Организовать наблюдение над приставкой и научить выделять ее из состава слова.
  3. Развитие у учащихся внимания и наблюдательности через формулирование вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально.
  4. Воспитание интереса к предмету, коммуникативных навыков в процессе работы в группах.

Для учащихся:

  1. «Открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск её решения в процессе работы.
  2. Развитие умения разбирать слова по составу, ознакомление с приставкой как со значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.
  3. Применение полученных знаний и умений.
  4. Развитие умения общаться друг с другом.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Слайд презентации
Подготовительный организационный. Минутка чистописания.

Учитель загадывает загадку о буквах.

Словарная работа.

Учитель предлагает детям словарные слова с пропущенными буквами, проверка по образцу.

- Чем похожи все эти слова;

- Какое слово лишнее? Почему?

Разгадывают загадку.

Письмо строчных букв:

Пп пр пл па пв.

Письмо в тетради словарных слов, сверка с образцом, рефлексия.

- Общая тема – школа.

- Русский – имя прилагательное.

- Ребята – одушевленное имя существительное, отвечает на вопрос кто?

Актуализация знаний. Предлагает задания по актуализации знаний, необходимых для дальнейшей работы:

- Какие части слова вы знаете?

- О какой части слова идет речь? (общая часть родственных слов)

-Может ли слово быть без корня?

- Какая часть слова обозначается значком  ?

-Есть ли слова, у которых нет окончания?

- Что такое суффикс?

-Могут ли слова быть без суффикса?

Предлагает разобрать слова по составу, выделить части слов, объяснить орфограммы.

Повторяют ранее изученный материал.

 

-Корень, суффикс, окончание.

- корень, обозначают графически;

 

- Нет;
- окончание;

-неизменяемые слова (кино, пальто, кенгуру и т.д.)

-часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.

-Да.

Работа у доски.

Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию. С какой проблемой мы столкнулись?

В каких словах выделены не все части?

Почему?

-Не все части слова обозначены.

- Заморозки, разгрузка.

- Не знаем этой части слова.

 
Постановка учебной задачи. О какой части слова мы узнаем сегодня на уроке?

Какова тема урока?

-О приставке.

Дети знакомятся с учебными задачами урока.

Поиск решения учебной проблемы. Учитель предлагает детям стихотворение, послушав которое дети могут сделать вывод о приставке и работу в парах с карточками.

У корня в недругах, представь-ка

Есть дама гордая – Приставка

А злит она его одним –

Стоит всегда лишь перед ним.

_ Что заметили, какое открытие вы сделали?

Работа в парах: при помощи приставок за, от, с, пере, у, вз,до - образовать новые слова, подходящие по смыслу от слова –летел-.

 

 

 

 

- Приставка пишется перед корнем, получились новые слова с совершенно разным смыслом.

Первичное закрепление. Предлагается посмотреть мультфильм и образовать новые слова от корня –шёл.

 

 

Какие выводы можно сделать?

Запись в тетрадях зашел, вышел, подошел, перешел.

Если слова записаны не все,при проверке дети записывают недостающие слова в тетрадь, выделяют приставку.

- Приставка пишется перед корнем.

- Образует новые слова.

Фронтальная работа. Выяснение значения приставок.

Работа с учебником.

С.126.

-Какое значение имеют слова:

приморский, пригородный, придорожный, пришкольный, прибрежный.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход.

Космонавт прилетел из Вселенной-

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет

Пишется ПРИ непременно.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст Вам конфету,

Кто очень такой или очень сякой-

ПРЕ мы напишем при этом.

Слова с приставками от- и до-

Имеют противоположное значение.

Делает вывод:

-Что такое приставка?

 

 

 

 

- Находится рядом, около.

 

- Приближение.

 

 

 

- значение «очень».

 

 

 

 

 

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Физкультминутка

Самостоятельная работа в группах. Образовать новы слова от слов:

1 гр.- работать.

2 гр. –учить.

3 гр.- резать.

Работают в группах, выбирают из набора приставок те, которые подходят по смыслу.

Воспроизведение знаний  (самостоятельная работа). Контроль, организация сверки с образцом

Дополнительное задание (устно – игра)

Замени одним словом:

Начал говорить

Начал петь

Закончил читать

Закончил шить

Начал бежать

Рефлексия.

 

 

-заговорил.

-запел.

-дочитал.

-сшил.

-побежал.

Итог урока.

Домашнее задание.

 

 

Рефлексия.

-Какова была цель нашего урока?

-Достигли мы этой цели?

-Что такое приставка, как она работает?

Учитель дает дифференцированное домашнее задание.

Учитель предлагает на доску прикрепить значки, соответствующие настроению:

Солнышко – хорошее настроение, все получилось, не было затруднений;

Солнышко зашло за тучку – не все получилось, были вопросы, но в процессе работы выяснили;

Тучка – не понял новый материал, не получилось работать вместе со всеми.

-Узнать о новой части слова.

-Да.

-Ответы детей.

Дети высказываю мнение об уроке.

Приложение - презентация.