Цели и задачи урока:
Для учителя:
- Ознакомление учащихся с частью слова – приставка и постановка учебной проблемы, организация поисковой деятельности учащихся.
- Организовать наблюдение над приставкой и научить выделять ее из состава слова.
- Развитие у учащихся внимания и наблюдательности через формулирование вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально.
- Воспитание интереса к предмету, коммуникативных навыков в процессе работы в группах.
Для учащихся:
- «Открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск её решения в процессе работы.
- Развитие умения разбирать слова по составу, ознакомление с приставкой как со значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.
- Применение полученных знаний и умений.
- Развитие умения общаться друг с другом.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Слайд презентации |
Подготовительный организационный. | Минутка чистописания. Учитель загадывает загадку о буквах. Словарная работа. Учитель предлагает детям словарные слова с пропущенными буквами, проверка по образцу. - Чем похожи все эти слова; - Какое слово лишнее? Почему? |
Разгадывают загадку. Письмо строчных букв: Пп пр пл па пв. Письмо в тетради словарных слов, сверка с образцом, рефлексия. - Общая тема – школа. - Русский – имя прилагательное. - Ребята – одушевленное имя существительное, отвечает на вопрос кто? |
|
Актуализация знаний. | Предлагает задания по актуализации знаний,
необходимых для дальнейшей работы: - Какие части слова вы знаете? - О какой части слова идет речь? (общая часть родственных слов) -Может ли слово быть без корня? - Какая часть слова обозначается значком ? -Есть ли слова, у которых нет окончания? - Что такое суффикс? -Могут ли слова быть без суффикса? Предлагает разобрать слова по составу, выделить части слов, объяснить орфограммы. |
Повторяют ранее изученный материал.
-Корень, суффикс, окончание. - корень, обозначают графически;
- Нет; -неизменяемые слова (кино, пальто, кенгуру и т.д.) -часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. -Да. Работа у доски. |
|
Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию. | С какой проблемой мы столкнулись? В каких словах выделены не все части? Почему? |
-Не все части слова обозначены. - Заморозки, разгрузка. - Не знаем этой части слова. |
|
Постановка учебной задачи. | О какой части слова мы узнаем сегодня на уроке? Какова тема урока? |
-О приставке. Дети знакомятся с учебными задачами урока. |
|
Поиск решения учебной проблемы. | Учитель предлагает детям стихотворение, послушав
которое дети могут сделать вывод о приставке и работу в парах с
карточками. У корня в недругах, представь-ка Есть дама гордая – Приставка А злит она его одним – Стоит всегда лишь перед ним. _ Что заметили, какое открытие вы сделали? |
Работа в парах: при помощи приставок за, от, с,
пере, у, вз,до - образовать новые слова, подходящие по смыслу от
слова –летел-.
- Приставка пишется перед корнем, получились новые слова с совершенно разным смыслом. |
|
Первичное закрепление. | Предлагается посмотреть мультфильм и образовать
новые слова от корня –шёл.
Какие выводы можно сделать? |
Запись в тетрадях зашел, вышел, подошел, перешел. Если слова записаны не все,при проверке дети записывают недостающие слова в тетрадь, выделяют приставку. - Приставка пишется перед корнем. - Образует новые слова. |
|
Фронтальная работа. | Выяснение значения приставок. Работа с учебником. С.126. -Какое значение имеют слова: приморский, пригородный, придорожный, пришкольный, прибрежный. Прибыл ли поезд, приплыл пароход. Космонавт прилетел из Вселенной- Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет Пишется ПРИ непременно. Предлинный достанет до крыши рукой, Прежадный не даст Вам конфету, Кто очень такой или очень сякой- ПРЕ мы напишем при этом. Слова с приставками от- и до- Имеют противоположное значение. Делает вывод: -Что такое приставка? |
- Находится рядом, около.
- Приближение.
- значение «очень».
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. |
|
Физкультминутка
|
|||
Самостоятельная работа в группах. | Образовать новы слова от слов: 1 гр.- работать. 2 гр. –учить. 3 гр.- резать. |
Работают в группах, выбирают из набора приставок те, которые подходят по смыслу. |
|
Воспроизведение знаний (самостоятельная работа). | Контроль, организация сверки с образцом Дополнительное задание (устно – игра) Замени одним словом: Начал говорить Начал петь Закончил читать Закончил шить Начал бежать |
Рефлексия.
-заговорил. -запел. -дочитал. -сшил. -побежал. |
|
Итог урока. Домашнее задание.
Рефлексия. |
-Какова была цель нашего урока? -Достигли мы этой цели? -Что такое приставка, как она работает? Учитель дает дифференцированное домашнее задание. Учитель предлагает на доску прикрепить значки, соответствующие настроению: Солнышко – хорошее настроение, все получилось, не было затруднений; Солнышко зашло за тучку – не все получилось, были вопросы, но в процессе работы выяснили; Тучка – не понял новый материал, не получилось работать вместе со всеми. |
-Узнать о новой части слова. -Да. -Ответы детей. Дети высказываю мнение об уроке. |
|