Цели урока.
- Обучающая: сравнивать отдельные страны, выделяя особенности ЭГП, ПГП, природы, населения, хозяйства; на основе сравнительного анализа выявить причины лидирующего положения Японии и НИС-I волны в регионе; усвоение и проверка учебного материала с использованием технологии обучения в сотрудничестве и компьютерной технологии.
- Развивающая: развитие умений сравнивать отдельные страны, продолжить формирование умений работать с различными источниками информации.
- Воспитательная: формирование опыта равноправного сотрудничества учителя и ученика в процессе работы.
Оборудование: физическая карта Евразии, политическая карта мира и Евразии, карты атласа, самодельные таблицы, компьютеры, тестовые задания.
Метод урока: словесно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности: беседа, фронтальные, индивидуально-групповые опережающие задания, работа с картами разных типов, атласом, работа с самодельными таблицами, работа с компьютером.
План:
- Что такое НИС?
- Территории государств НИС и Японии, ЭГП и ПГП.
- Природные условия и ресурсы этих стран.
- Формы правления.
- Характеристика населения.
- Развитие хозяйства.
- Развитие сельского хозяйства.
- Проблемы стран.
- Отношение России с этими странами.
За две недели до семинара учащиеся ознакомились с вопросами, были даны общие, индивидуальные и групповые задания, а также список дополнительной литературы. На уроке имела место коллективная работа всех учащихся класса, часть их выступали фронтально, другие с сообщениями, третьи делали дополнения.
На доске эпиграф: “Сравнение–душа географии” Н.Н. Баранский
Ход семинара
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя.
Мы знаем, что в мировом хозяйстве имеется своеобразный “треугольник” центра сил. Соотношение между этими центрами отличалось непостоянством. Сперва говорилось об Американском, затем о Западно-Европейском центре сил. В последнее же время все больше говорят о той роли, которую начинает играть в мировом хозяйстве Азиатско-Тихоокеанский регион. Поэтому все чаще можно встретить такие выражения, как “наступление тихоокеанской эры” или “тихоокеанского столетия”. О будущем Азиатско-тихоокеанского региона заговорили в начале второй половины 20 века, когда страны начали развиваться с особым динамизмом. В этом регионе можно выделить такие страны, как Япония, НИС-I волны. Сегодня поговорим об этих странах, сравним их, выявим причины лидирующего положения в регионе.
1 вопрос. Итак, мы уже изучали Японию и знаем особенности этой страны, а что такое НИС-I волны?
Учащиеся рассказывают, что НИС – это страны, в недавнем прошлом освободившиеся от тяжести колониализма и вошедшие в число развивающихся стран Азии, затем ставшиеся связующим звеном между развитыми и развивающимися странами. А по последней типологии некоторые авторы относят их к развитым странам. НИС-I волны – это 4 Азиатских тигра: Сингапур, Корея, Гонконг и Тайвань. Эти страны сумели укрепить свою экономику и занять в МГРТ такое место, которое позволяет им конкурировать с США, Японией и Западной Европой, даже обгонять их по некоторым показателям. Кроме них еще существуют НИС-II волны - это Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины.
2 вопрос. Так как любое государство занимает определенную территорию и имеет географическое положение, дадим оценку территории, рассмотрим экономико-географическое и политико-географическое положение этих стран.
Учащиеся рассказывают о размерах территории, сравнивая страны, дают характеристику ЭГП и ПГП. Исходя из сказанного, ЭГП и ПГП и Японии и НИС-I волны благоприятно и очень выгодно для развития стран и укрепления дружественных отношений с соседями.
3 вопрос. А теперь рассмотрим природу этих стран, узнаем, какое влияние оказывает Тихий океан на природу стран. Также узнаем, как обстоит дело с природными ресурсами.
Учащиеся дают характеристику природы по странам, отмечая влияние Тихого океана. Затем рассматривают природные ресурсы, используя карты атласа, и отмечают, что страны, за исключением Кореи, бедны минеральными ресурсами. Для развития промышленности им приходится импортировать сырье. Лесных, земельных, водных ресурсов также недостаточно. Но все страны очень богаты побережьем.
4 вопрос. Рассматривая государства, нельзя не останавливаться на формах правления. Каковы же формы правления в этих странах?
Учащиеся рассказывают, что до 1997 года Гонконг находился под влиянием Британского губернатора, но с 1997 года перешел под юриспруденцию Китая, и стала республикой. В остальных трех странах тоже республиканская форма правления государством, а в Японии - конституционная монархия.
5 вопрос. А теперь дадим характеристику населения стран. Что вы можете рассказать?
Учащиеся дают подробную характеристику населения, отмечая типы воспроизводства, высокую продолжительность жизни, структуру занятости, уровень урбанизации и другие.
По численности населения лидируют Япония и Корея:
47,3 млн. чел. – Корея | 4 млн. чел. - Сингапур |
22,3 млн. чел. – Тайвань | 127 млн. чел. - Япония |
5,5 млн. чел. – Гонконг |
6 вопрос. Важнейшим признаком в типологии стран является уровень социально-экономического развития, который определяется таким показателем, как ВВП. Что такое ВВП и к каким странам относятся данные группы по уровню развития (по ВВП на душу населения)?
Ученики рассказывают о том, что называется ВВП и каков он по данным странам. По уровню развития Япония является высокоразвитой страной, а НИС- I волны относятся к странам, достигшим больших успехов в своем развитии. По ВВП на душу населения Япония относится к богатым странам (более 20 тыс. долларов в год), Сингапур и Гонконг вышли на уровень Великобритании, Италии (до 20 тыс. долларов в год), а Корея и Тайвань – на уровень Испании (более 15 тыс. долларов в год).
А теперь выявим причины лидирующего положения Японии и НИС-I волны в регионе.
Учащиеся останавливаются на том, что эти страны, в первую очередь, выработали тщательно продуманную национальную стратегию экономического развития с учетом местных условий и выступают с небольшими докладами о развитии хозяйства Японии и НИС-I волны.
Чем определяется “лицо” этих стран в МГРТ?
Учащиеся рассказывают о том, что “лицо” Японии определяется судостроением, автомобилестроением легкого класса, производством роботов, ЗВМ, бытовой радиоэлектроникой, выплавкой стали, производством алюминия.
Какие автомобильные концерны вы знаете?
“Тойота”, “Хонда”, “Ниссан”, “Мазда”, “Лексус”.
Тайвань – производство и экспорт микро-ЭВМ, их блоков, дисплеев, экспорт обуви, мониторов, швейных машин. По продуктивности рабочей силы занимает 3 место после Сингапура и Швеции.
Гонконг – продукция электронной промышленности, одежды, телефонов, игрушек, часов. Правда, здесь производят сборку, а механизмы привозят из Японии. По выпуску джинсов-варенок занимает 2 место после США. Как финансовый центр соперничает с Сингапуром за 2 место после Токио.
Корея – выделяется нефтеперерабатывающей и химической промышленностью, производством стройматериалов, ЭВМ.
7 вопрос. Далее дадим характеристику сельского хозяйства.
Учащиеся рассказывают о слабом развитии сельского хозяйства, отмечая причины.
8 вопрос. В любом государстве люди сталкиваются с какими-то проблемами. Какие же проблемы стоят перед этими странами?
Учащиеся останавливаются на проблемах, которые являются общими почти для всех стран. Во-первых, развитая промышленность этих стран не может не оставлять отпечатков на окружающей среде. Хотя делается очень много для этого (особенно в Японии), все же экологическая проблема остается во всех странах, за исключением Сингапура. Сингапур – самый экологически чистый город в мире. За брошенный окурок на улице даже с туристов берут штраф – 500 сингапурских долларов. Поэтому туристов заранее предупреждают. Во-вторых, НИС-I волны еще сильно экономически зависимы от транс-национальных корпораций, они занимают сильные позиции в их промышленном производстве.
В-третьих, с развитием международного туризма в этих странах, особенно в Гонконге и Тайвани, процветает наркобизнес.
9 вопрос. Находясь по соседству с этими странами, Россия не может не иметь связи с ними. Каковы же отношения России к этим странам?
Один ученик выступает с небольшим докладом о спорных территориях между Японией и Россией, отмечая, как это раньше сказывались на экономическом сотрудничестве, и что сейчас отношения нормализовались. Второй ученик рассказывает об отношениях с НИСом и подчеркивает, что в торговле с НИСом Россия имеет плюс - торговый баланс. Пока на рынках этих стран Россия реализует топливно-сырьевые ресурсы Сибири и Дальнего Востока, получая взамен различную готовую продукцию. В будущем внешнеэкономические связи с этими странами будут пересмотрены, большое внимание будут уделяться развитию инфраструктуры. Особую роль при этом будет играть Дальний Восток, как регион огромный по площади, богатый ресурсами и, главное, обеспечивающий естественный выход России к Тихому океану.
Выводы: Итак, мы сейчас дали сравнительную характеристику странам; сравнивая, узнали, что у них больше сходств, чем различий, даже в развитии хозяйства. С одной стороны Япония, которая потерпела поражение во второй Мировой войне и испытала ужасы атомной бомбы, с другой стороны НИС, которые несли гнет колониализма в прошлом, сумели в короткий срок поднять свою экономику, более того, занять ведущие позиции в мире по многим показателям. Фактически и Япония, и страны НИС совершили “экономическое чудо”. В чем причина “экономического чуда”?
- Все они провели перестройку в своей экономике по “японской модели”.
- Япония восстановила свою экономику на американские деньги. США одолжили ей большие займы.
- НИС ориентировались на максимальное привлечение иностранного капитала.
- Все эти страны опирались на очень дисциплинированную, продуктивную и дешевую рабочую силу.
- Выгодное экономико-географическое положение, все они находятся на пересечении мировых важных морских транспортных магистралей.
- Ускоренное внедрение достижений НТР, ориентация на научные центры и поощрение образования.
- Развитие наукоемкого экспортного производства.
Тестовые задания к уроку
в форме игры “Кто хочет стать миллионером? ” с компьютером. Задания идут в 2 вариантах по 10 вопросов, 4 варианта ответов, из них один правильный.
I-вариант.
1. Как называется город летней Олимпиады 1988 года:
|
|
|
|
2. Родина кимоно:
|
|
|
|
3. Экологически самый чистый город в Азии:
|
|
|
|
4. Автомобильная фирма Японии:
|
|
|
|
5.Страна, занимающая первое место по производству роботов:
|
|
|
|
6. Форма правления государством в Тайвани:
|
|
|
|
7. По выпуску джинсов – варенок второе место после США занимает:
|
|
|
|
8. “Лицо” Тайвани в МГРТ определяется:
|
|
|
|
9. Численность населения Кореи составляет:
|
|
|
|
10. Страна, занимающая первое место по судостроению:
|
|
|
|
II-вариант.
1. Государство, занимающая первое место среди НИС-I волны по численности населения:
|
|
|
|
2. Денежная единица Японии:
|
|
|
|
3. Нефтеперерабатывающая и химическая промышленность получила развитие в:
|
|
|
|
4. В какой Азиатской стране берут штраф за брошенный окурок на улице:
|
|
|
|
5. Государство, которая находилась до 1997г. под влиянием Британского губернатора:
|
|
|
|
6. Японцы проповедуют религию:
|
|
|
|
7. Про Корею говорят, что это:
|
|
|
|
8. Тайланд раньше назывался:
|
|
|
|
9. По объемам инвестиции Сингапур уступает только:
|
|
|
|
10. Основная религия в Кореи:
|
|
|
|