Интегрированное занятие кружка (информатика + музыка) по теме "Среда ЛогоМиры. Музыкальный редактор"

Разделы: Информатика, Музыка


Цель: познакомить учащихся с музыкальным редактором программы ЛогоМиры.

Задачи:

  • дать представление о программе ЛогоМиры и её возможностях;
  • познакомить с основами музыкального редактора;
  • вспомнить музыкальную грамоту;
  • научить записывать музыкальные композиции в данном редакторе.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютерный класс;
  • синтезатор;
  • ноты песен “Ты – человек”, “Маленькая страна”, “Песенка мамонтёнка”;
  • карточки с нарисованными фортепианными клавиатурами.
  • приложение

Программное обеспечение: Программный пакет “Лого”.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Обобщение и систематизация ранее полученных знаний.
  4. Практическая работа.
  5. Прослушивание музыкальных произведений.
  6. Итог урока.

Перед началом урока учащиеся рассаживаются по группам. На столах разложены эмблемы с названием студий.

Ход урока

Слайд 1

1. Организационный момент

Учитель музыки:

Вы обратили внимание, что сегодня в нашей школе открыта студия звукозаписи. За неимением специалистов-профессионалов возникла необходимость провести курсы для будущих звукорежиссеров и обучить их основам звукозаписи. И сегодня все будущие звукорежиссёры собрались в нашей студии “Вельчанка”. По окончанию курсов звукорежиссёры будут работать на разных студиях звукозаписи. Со своим выбором они уже определились. И сейчас они сами представятся.

(Учащиеся представляют студии звукозаписи)

Слайд 2

  • Союзмультфильм - Мы собираемся работать на звукостудии союзмулътфильм и создавать музыку для мультфильмов. Дети не могут жить без мультфильмов. Мы хотим, чтоб мультфильмы были более музыкальными.

Слайд 3

  • Синема - Наша студия называется Синема и это не случайно, мы будем писать музыку для кинофильмов. Ведь успех фильма во многом зависит от музыки, которая в нём звучит.

Слайд 4

  • Реалрекордс - Мы будем работать на студии Реалрекордс, записывать популярную музыку. Во все времена хорошая популярная музыка вдохновляла людей, поднимала им настроение.

И так... мы начинаем.

В наш современный век используются различные технологии для создания музыкальных композиций. Помимо традиционного способа записи музыки в наше время мы можем воспользоваться компьютером.

2. Изучение нового материала.

Учитель информатики:

Мы с вами знаем, что компьютер - это машина, которая не может работать без программ. Есть программы, которые нужны нам для работы с текстами, графикой, музыкой; программы в которых мы сами могли бы написать свои программы. Программа ЛогоМиры или как чаще говорят среда ЛогоМиры включает в себя все эти возможности. Остановимся мы в среде на музыкальном редакторе и создадим мелодию.

Тема нашего занятия “Среда ЛогоМиры. Музыкальный редактор”.

Слайд 5

На прошлом уроке мы начали знакомство с этой программой.

Как запустить программу?

Учащиеся:

Открыть папку Кружок, запустить файл ЛМ2.

Учитель информатики:

Перед нами открывается диалоговое окно программы. Как и в любом диалоговом окне в нём есть меню, рабочая область, в которой находится исполнитель Черепашка, а так же инструментальное меню. Здесь значки всех средств, которые имеются в программе.

Нас интересует Музыкальный редактор, его обозначение . Слайд 6

Чтоб открыть редактор нужно щёлкнуть по этому значку, а затем по черепашке. Перед вами открывается окно музыкального редактора.

Мы можем записать мелодию по нотам, нажимая на клавиши. В рабочей области редактора появляются значки, соответствующие нотам. Но мы можем здесь не только записать мелодию, но и отредактировать её. Если вы ошиблись в написании можно удалить ненужные ноты, использовав клавишу Backspace, а так же скопировать фрагменты мелодии, ведь у нас мелодия припевов и куплетов песен повторяется. Для этого с помощью мышки выделяем нужный фрагмент, выводим контекстное меню. Выбираем пункт копировать, ставим курсор туда, куда копируем и в контекстном меню выбираем вставить. (Слова учителя сопровождаются показом на компьютере.)

А чтобы поговорить о других возможностях редактора и создать мелодию нам нужно вспомнить музыкальную грамоту.

Слайд 7

3. Обобщение и систематизация ранее полученных знаний.

Учитель музыки:

Большую роль в музыке играют средства музыкальной выразительности. Музыка не может быть статична, она всегда находится в движении, в развитии.

- Предлагаю задание: прозвучат два фрагмента одной песни, ваша задача найти различия, и сказать какое средство музыкальной выразительности я использовала? (Учитель на синтезаторе играет песенку Кота Леопольда.)

Учащиеся:

- Это темп.

Учитель музыки:

Темп - это скорость звучания музыки.

Учитель информатики:

У нас в редакторе так же есть возможность изменить темп. (Учитель демонстрирует)

Учитель музыки:

Задание остаётся прежнее. Сказать какое средство музыкальной выразительности я использовала сейчас? (Учитель на синтезаторе играет мелодию песни “Маленькая страна”).

Учащиеся:

- Это динамика.

Учитель музыки:

Динамика - это сила звучания. В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков. Динамические оттенки в музыкальной речи - это своеобразные музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать её более выразительно.

Учитель информатики:

В редакторе эквалайзер звука находится слева. (Учитель демонстрирует)

Учитель музыки:

Ну, а, сейчас используя компьютер, прослушаем фрагмент песни. Найдите различия и назовите средство музыкальной выразительности. (Перед уроком на компьютере в музыкальном редакторе записан фрагмент мелодии “Дорога добра”. Эта мелодия проигрывается с помощью синтезатора и скрипки)

Учащиеся:

- Это тембр.

Учитель музыки:

Тембр - это окраска голоса или звука. Каждый музыкальный инструмент имеет свой тембр. Выбор инструмента очень важен для музыкальных композиций. В данном музыкальном редакторе в процессе записи мелодии Вам нужно будет самостоятельно выбрать инструмент.

Попробуйте определить, какие инструменты будут сейчас звучать? Слайд 8

Учащиеся:

- гитара

- рояль

- металлофон

Учитель музыки:

И осталось у нас ещё одно средство музыкальной выразительности. Это ритм - длительность звука. Мы с вами знаем, что длительности бывают разные. Самая долгая по звучанию - целая, а самая короткая - восьмая. Также есть паузы, соответствующие длительностям. Длительность - одна из важных особенностей звука. Чередование звуков различной длительности образует ритмический рисунок. Вам предложено несколько ритмических рисунков. Выберите тот, который я сейчас сыграю? Слайд 9

(Учитель на синтезаторе проигрывает ритмические рисунки.)

Каждый музыкальный звук обладает высотой. На доске записаны по порядку ноты. От “до” первой октавы до “до” второй октавы. Слайд 10

Используя длительности, паузы, ноты Вы должны будете сейчас записать мелодию. А затем, используя средства музыкальной выразительности её отредактировать. Мелодия у каждой группы своя. Ноты лежат на компьютерных столах. Какие мелодии Вы будете записывать - это загадка, а в конце занятия наши гости попробуют угадать, записанные вами мелодии. Кроме того, на столах положены напечатанные фортепианные клавиатуры, каждая клавиша подписана, чтоб легче было ориентироваться на клавиатуре в музыкальном редакторе. А так же ноты мелодий.

4. Практическая работа.

Учитель информатики:

Предлагаю сейчас пройти за машины, у каждого пока подключены наушники. И можете приступать к записи своей мелодии.

В конце занятия прослушаем то, что у вас получилось. Слайд 11

5. Прослушивание музыкальных произведений.

Слушаем мелодии. (Учащиеся угадывают мелодии)

Слайд 12

6. Итог урока:

Учитель информатики:

Закрывайте программки, выключайте машины и пересаживайтесь на свои места.

Учитель музыки:

Мы думаем, что из вас получились неплохие звукорежиссёры, благодарим вас за работу, наше занятие закончено.