Игровой конструктор модульной технологии. Урок-игра "Золотое яичко". Математика в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема блока: “Яйцо – зародыш жизни всего живого на Земле”

Задачи:

  1. Разработать систему различных заданий, с учетом компенсаторных возможностей каждого ученика.
  2. Провести вводно-мотивационную беседу, характеризующую предложенные задания.
  3. Развить интерес к традициям, обрядам русского народа.
  4. Создать комфортные условия, позволяющие раскрыться каждому ученику.

Подготовка к урокам:

За 7 дней до Пасхи проводится совместная работа с родителями (сбор информации).

Оформление стендов:

  1. Библейские легенды для детей.
  2. Символы для росписи яиц.
  3. Аппликация “Курочка и яйца”, конструирование “Пасхальный заяц” (Германия), рисунки пасхальных яиц, гирлянда из плоских яиц, сделанных из картона.
  4. Рецепты пасхальных блюд и иллюстрации.
  5. Рецепты окраски яиц (по старорусским традициям).
  6. Заучивание стишков, закличек, разучивание игр, хороводов.

Тема урока: “Золотое яичко”

Цели:

Образовательная:

  • Обучать конструированию, моторной координации, закрепить и тренировать навыки решения примеров и задач.

Развивающая:

  • Стимулировать у учащегося развитие познавательного интереса с помощью проблемных заданий через предметно-практическую деятельность, способствующую адаптации.

Воспитательная:

  • Развивать коммуникативные навыки, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувства товарищества и взаимопомощи.

Тип и вид урока: Обобщение и закрепление полученных знаний, урок – игра.

Оборудование:

  • мультимедиа,
  • конверты с карточками по уровням,
  • с планом работы,
  • разрезные детали - “осколки” яйца с примерами,
  • цветные карандаши,
  • клей – карандаш,
  • салфетка,
  • ячейки с настоящими яйцами,
  • 3 контейнера для яиц,
  • сумки: хозяйственная, школьная, дорожная,
  • любая кассета со звуками природы.

Начало урока

Организационный момент. Учитель заходит в класс, здоровается с детьми, предлагает им записать дату в тетрадь.

  1. Интрига

Ребята, у нас сегодня необычный урок, у нас урок – игра. Мы сможем мысленно побывать в сказке, которая всем вам знакома, а также поиграем в “Магазин”.

За несколько уроков мы с вами совершим путешествие в историю:

  1. Побываем в музее – вернисаже “Чудо-писанки”.
  2. Познакомимся с секретами, символами миниатюрной живописи яиц – писанок.
  3. Научимся красить яйца старыми русскими способами.
  4. Познакомимся с великим праздником христианства Пасхой, вспомним игры, хороводы, забавы, попробуем пасхальные кушанья.

А тема нашего большого пути записана на доске: “Яйцо зародыш жизни всего живого на земле”.

Дети читают название темы блока.

  1. Релаксация
  2. Теперь, чтобы всё получилось, закройте глаза и вместе со мной пофантазируем (звучат звуки природы). Представьте себе: огромные деревья, тёплый влажный климат и огромных динозавров, то время, когда человека ещё не было. Жизнь этих огромных животных зарождалась из яйца. Так было… Из маленькой клеточки материнского организма зарождается жизнь…

  3. Воспоминание

Откройте глаза.

Тема нашего урока – игры “Золотое яичко”. Вспомним самую детскую сказку о золотом яйце (Курочка Ряба). Расскажите сказку.

А теперь придумайте другой конец этой сказки, где яйцо не разбилось бы.

Помогайте: из яйца появился бы кто? – (цыпленок).

Дети предлагают свои варианты сказки.

Какая сказка вам больше понравилась? Почему? (Понравилась сказка, где появился цыпленок).

Почему дед и баба плакали? Цыпленок – новая жизнь, а это всегда прекрасно!

Работа с пословицей.

На доске записана пословица: “Не в золоте счастье”.

Почему так говорят?

Из золотого яйца может зародиться жизнь? (нет).

Самое дорогое на свете это жизнь. Она не имеет цены её надо беречь! Ни какое золото не сделает человека здоровым и счастливым. Поэтому и плачет дед и баба.

  1. Мотивация

Восстановите цепочку: что было сначала, а что потом.

Яйцо, мама, клетка, зародыш (дети устанавливают порядок слов).

У каждого из учеников лежит конверт с заданиями.

Достаньте из конверта карточки, осколки яйца с надписями примеров.

Познакомьтесь с заданием.

Давайте поможем деду с бабой склеить осколки разбитого яйца, может что-нибудь из этого и выйдет!

Уточним план работы.

Слайд №1 План. Дети знакомятся с планом.

Слайд №2,3,4 5 Карточки по уровням, с планом работы.

Ребята, с чего начнём работу? (Нужно сначала разместить осколки на парте, рассмотреть и сложить, чтобы получилось яйцо).

Что делаем затем? (Приклеиваем).

А потом? (Раскрашиваем осколки, считая примеры).

Работа в парах:

Учитель заранее продумывает, кто с кем в паре будет работать. Пары составляются учетом уровня развития. Сильные ученики помогают слабым. После выполнения задания, проверим правильность закрашивания. Учитель координирует процесс.

На какой праздник крашеное яйцо является самым желанным, дорогим подарком? Символом зарождающейся жизни. (На Пасху).

Слайд №6 (Проверка). Дети проверяют правильность выполнения задания.

Физминутка:

Дети проговаривают слова и выполняют движения, согласно тексту и цвету листа, представленного учителем. Текст можно разучить заранее.

По коричневым дорожкам побежали мы немножко. (Бег на месте).
Мы на ягодной тропинке,
Полезай-ка к нам в корзинку:
Земляника, костяника, и малина, и клубника. (Дети имитируют сбор ягод в корзину)
Голубого неба цвет (Вытягивание рук вверх, позвоночника)
Птицам, солнышку привет.
Лес зелёный мы пройдём, (Маршируют на месте)
В магазин наш попадём
Слайд №7 “Площадь с магазинами”

  1. Анализ. Актуализация. Практическое значение.

Где можно купить яйцо? (В магазине-гастрономе). Дети рассматривают иллюстрацию и выбирают, в какой магазин зайти (В гастроном). Что вы знаете о яйце? Дети высказывают свои варианты ответа. Яйцо является ценным продуктом питания и привычной пищей на нашем столе. По ценности яйцо заменяет мясо. Расскажите, какие блюда можно приготовить из этого продукта. Поделитесь рецептами.

Проводится сюжетно-ролевая ирга “Магазин”.

Создаём декорацию магазина:

На столах несколько ячеек с настоящими яйцами. Учитель выбирает по желанию продавца и покупателя.

Слайд 8. Словарная работа. Учитель поясняет значение слов, при этом проговаривая с детьми эти слова по слогам, сжимая и разжимая кулачки.

Словарь:

  • Контейнер
  • Магазин
  • Продавец
  • Покупатель
  • Гастроном

Проблема:

Сейчас проверим, умеете ли вы решать житейские проблемы.

Откуда привозят яйцо в магазин? (С птицефабрики).

В чём привозят? (В большой коробке, в которую складывают ячейки).

Можно ли ячейку поместить в сумку?

Как принести яйцо домой из магазина? (Надо осторожно сложить в ведро или в контейнер).

Где хранят яйцо? (В холодном месте в специальных ячейках с углублениями).

Почему? (Потому что яйцо быстро портится). Дети рассматривают ячейку с яйцом.

Слайд №9 (Чертёж ячейки)

  1. Событийно-практический микромодуль.

Как быстро посчитать, сколько яиц в 1 ячейке? (опираясь на чертёж, дети считают)

(Надо количество столбцов умножить на количество строк “по 5 взять 6 раз”

5я х 6=30(я) - в 1 ячейке).

Решение задачи можно записать в тетрадь.

  1. Действие (поступок)

Сейчас мы поиграем в игру “Магазин”, распределим роли.

Учитель даёт задание покупателю: “Саша, купи 2 ячейки яиц”.

Дети, придумайте вопрос к задаче. (Сколько всего яиц купил Саша?)

Ребёнок, выполняя свою роль, берёт 2 ячейки и ставит на специальный столик.

Как можно посчитать количество яиц в двух ячейках? (30+30=60)

Какие слагаемые используются при сложении? (Одинаковые)

Как рационально записать решение? (“По 30” взять 2 раза)

Запишите решение задачи двумя способами. Дети записывают решение в тетради, 1 ребёнок у доски.

I способ: 30я. + 30я. =60(я.),

II способ: 30я. Х 2=60(я.) – в двух ячейках

Ответ: 60 яиц.

После чего, задача проверяется.

Как принести яйцо домой? В чём? Выбери… Предлагается сумка, ведро, 3 контейнера

- Как ты будешь складывать? (Очень осторожно).

Что выберешь? Что практичнее: ведро, сумка или контейнер? Почему? (выбираем 3 контейнера и сумку, без контейнера яйцо можно раздавить). Дети дают различные ответы.

Ребёнок-покупатель осторожно складывает яйца в контейнеры.

Можно задание усложнить, используя деньги (при решении задач: “Цена, количество, стоимость”).

  1.   Рефлексия

Вот и закончилась наша игра.

Где мы сегодня побывали? (В сказке, в магазине)

Понравилось ли вам? Хотели бы вы еще раз побывать на таком уроке?

Какие новые слова вы запомнили?

Чему научились?

Спасибо всем за урок. Давайте поаплодируем друг другу.

Учитель хвалит детей.

  1. Проповедь Отражение исторического в актуальном

На следующих уроках мы более глубоко коснемся истории. Сегодня вы поняли, что сказки складываются на жизненном опыте наших предков. Не случайно, в X веке яйцо стало любимой пищей для христиан. Его красили в яркие краски и дарили друзьям, близким. Это символ любви добра и достатка. Давайте и мы сохраним эти замечательные обычаи и обряды наших предков.

Литература

  1. Савченко, С.Ф. и др. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребёнка / С.Ф. Савченко.– СПб., 2006.
  2. Шоган, В.В. Технологии личностно-ориентированного урока: Учеб.-метод. пособие для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / В.В. Шоган. – Ростов на/Д: “Учитель”, 2003. – 160 с.