Ковровая вышивка как один из видов декоративно-прикладного творчества

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Презентация по теме урока.

Цели данных занятий является обучение технологии "Ковровой вышивки" учащихся, развитие воображения и навыков творческой деятельности.

Задачи:

  • сформировать представления об историческом развитии ковроделия и ковровой вышивки;
  • сформировать представления о различных способах работы в технике ковроделия; сформировать навыки художественной обработки ткани;
  • организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся;

Занятия различными видами декоративно-прикладного искусства - это специфический вид трудовой деятельности, требующий доводить начатое дело до конца. Процесс труда по художественной обработке материалов с его ритмом, темпом, игровым оформлением увлекает учащихся, содействует выявлению их способностей. Они приобретают умение самостоятельно трудиться, стремление создавать прекрасное. Результаты труда приносят учащимся творческое удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. Занятия формируют универсальные способности, творческую направленность в трудовом процессе, т.е. развивают такие качества личности, которые потребуются выпускникам школы в дальнейшей жизни, каким бы видом деятельности они ни занимались.

Изделия, выполненные в технике ковровая вышивка, всегда оригинальны и неповторимы, сюжеты вышивки создаются самими учащимися . Декоративная композиция выступает в роли красочного акцента в интерьере.

Несмотря на то, что занятия носят главным образом практический характер, теоретические сведения также необходимы. В беседах содержатся сведения о технологии ковровой вышивки, их декоративных и технологических свойствах. Также рассказывается технологии изготовления инструмента для ковровой вышивки, о правилах и приемах работы ручными инструментами, сообщаются сведения по охране труда.

При оценке успеваемости учащихся учитываются:

  • уровень знаний теоретических вопросов технологии и умение применять их в практической работе;
  • степень овладения рабочими приемами;
  • продолжительность выполнения работы;
  • соблюдение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм;
  • качество выполненной работы и др.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование “КОВРОВАЯ ВЫШИВКА”

Обучение технике ковровой вышивки я провожу с выполнением творческого проекта при изучении раздела “ Рукоделие” в 9 классе, отводя на это 6 занятий

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование темы занятия Кол-вот часов

1

История возникновения ковровой вышивки. Организация   рабочего места , инструменты и приспособления , материалы, для работы над ковровой вышивкой. ТБ при работе с колющими и режущими инструментами. Выполнение элементов проекта. 2

2

Основные приемы ковровой вышивки. Выполнение элементов проекта 2

3-4

Изготовление изделия по выбору. Выполнение элементов проекта 4

5

Обработка края готового изделия . Выполнение элементов проекта 2

6

Подведение итогов. Защита проекта. 2

УРОК№1

Тема урока История возникновения ковровой вышивки .Организация рабочего места , инструменты и приспособления , материалы. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Выполнение элементов проекта.

Цель урока:

  • Дать краткие сведения о истории возникновения ковровой вышивки
  • Познакомить с инструментами, приспособлениями, материалами необходимыми при выполнении ковровой вышивки
  • Закрепить знания по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами
  • Воспитывать эстетический вкус
  • Прививать навыки культуры труда и аккуратности
  • Закрепить знания по выполнению элементов проекта

Тип урока : Комбинированный

Оснащение урока:

  • образцы работ ковровой вышивки,
  • эскизы,
  • рисунки вышивки,
  • ткань основы,
  • пряжа,
  • рама,
  • специальные иглы,
  • ножницы

Ход урока:

  1. Организационная часть.
  2. Изложение нового материала
  3. Выполнение элементов проекта
  4. Задание на дом

План изложения нового материала:

1. История возникновения ковровой вышивки

История ковроткачества тянется издалека. Самая древняя находка – изделия из ткани , меха, войлока, принадлежавшие кочевым племенам, обитавшим в районе Алтая в V- III веках до нашей эры.. Благодаря вечной мерзлоте они сохранились , а не рассыпались в прах , когда археологи доставали их из знаменитых Пазырских курганов . Шерстяные ковры с изображением черепах, рыб, водорослей были обнаружены и в других местах , например близ Урги в монгольских степях.

Если в Европе ковер использовали для украшения и утепления жилища, то на Востоке к нему всегда было особое отношение. Это и само жилище ( натянутые на каркас ковры) и его обстановка ( ложе и сиденья) . Особенно ценные ковры всегда выкладывали перед почетными гостями. Их дарили на свадьбы. Ими пользовались как на похоронах , так и празднуя рождение ребенка.

Ковры бывают ворсовые, безворсовые. На их выделку идет шерстяная , шелковая , льняная, хлопковая пряжа, золотые или серебряные нити.

Шерсть используют, прежде всего, для коврового ворса. Лишь древние кочевничьи ковры делались полностью из одной шерсти.

Шерсть вырабатывалась из козьего , верблюжьего или овечьего волоса. ЕЕ качество зависит от многих причин:

  • от местности , в которой выросли животные
  • с какого места у животного сострижена шерсть
  • от выделки

Оказывается, ковры , как и бриллианты, могут быть настоящими и поддельными. У народов Востока существовал старинный способ определения ценности ковра. Его расстилали на земле и проводили по нему коня. ( По приданию , породистый скакун сам никогда не наступит на драгоценный ковер.) Если от подковы ворс подгибался и долго был заметен след , такое изделие не делало чести ремесленникам- ковроделам. Поскольку настоящий , качественный ковер способен выдержать самое сильное давление . Его эластичный ворс должен после этого испытания быстро выпрямиться.

2. Организация рабочего места, инструменты и приспособления, материалы

Инструменты: ножницы, распарыватель, специальные иглы для ковровой вышивки (изготавливаем сами: из полых спиц, игл для системы)

Рисунок 1

Ткань для основы: синтетическая подходят любые ткани с полотняным переплетением, например: Бортовка; Лен; Мешковина.

Рисунок 2

 

Рисунок 3

Пряжа шерстяная или синтетическая ( возможно распускать трикотажные вещи, отслужившие свой срок).

Рисунок 4

Пяльцы или рамка для закрепления ткани основы

Рисунок 5

  • Леска или проволока ( для вдевания нитки в иголку);
  • Рисунок;
  • Фломастер или копировальная бумага ( для перевода рисунка на ткань основы)
  • Клей ПВА ( для обработки изнаночной стороны вышивки)

3. Подготовка к вышиванию

  • Выбрать рисунок
  • Подобрать ткань
  • Перевести рисунок на ткань основы
  • Закрепить ткань на рамку
  • Подобрать нитки для вышивки
  • Подобрать иголку по толщине нити и ножницы
  • Вздеть нитку в иголку

4. Перевод рисунка на ткань

Способы перевода рисунка на ткань основы: на просвет; с помощью копировальной бумаги Приложение 1( презентация слайд 10)

5. Закрепление основы с рисунком на раме (презентация слайд 11)

6. Выполнение элементов проекта: обоснование проблемы, кфз, анализ, мозговой штурм( первоначальные идеи), анализ первоначальных идей.

Задание на дом:

Выполнить эскиз выбранного изделия, перевести рисунок на основу, закрепить основу на рамке, принести нитки для выполнения работы.

УРОК№2

Тема урока Основные приемы ковровой вышивки. Выполнение образцов петельных стежков.

Цель урока:

  • Закрепить знания по истории ковроделия
  • Закрепить знания по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами
  • Научить готовить инструмент к работе.
  • Научить подбирать пряжу в цветовом сочетании
  • Научить выполнять вышивку по контуру рисунка
  • Воспитывать эстетический вкус
  • Прививать навыки культуры труда и аккуратности
  • Закрепить знания по выполнению элементов проекта

Тип урока : Комбинированный

Оснащение урока:

  • образцы работ ковровой вышивки,
  • эскизы,
  • рисунки вышивки,
  • ткань основы,
  • пряжа,
  • рама,
  • специальные иглы,
  • ножницы

Ход урока:

  1. Организационная часть
  2. Проверка и оценка домашней работы
  3. Повторение изученного материала
  4. Изложение нового материала
  5. Закрепление изученного материала
  6. Практическая работа
  7. Анализ и оценка урока
  8. 9 Задание на дом

Вопросы повторения

  1. Когда, где возникло ковроделие?
  2. Как в старину проверяли качество ковра?
  3. Что такое композиция, ритм?
  4. Способы перевода рисунка на ткань?
  5. Правила ТБ при работе с ножницами . иглой ,

План изложения нового материала:

1. Устройство иглы для ковровой вышивки

    Игла состоит из: острия, колбы, ручки

    .

    Рисунок 6

2. Подготовка иглы к работе Приложение 3 ( презентация слайд 14)

    Расположение нити в игле

    Рисунок 7

  1. Основные приемы ковровой вышивки Приложение 4 ( презентация слайд 16,17)

Рисунок 8

Задание на дом :

Выполнить вышивку контура рисунка.

УРОК №3 №4

Тема урока Выполнение петельных стежков. Изготовление изделия по выбору.

Цель урока:

  • Закрепить знания по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами
  • Закрепить знания по подготовке инструментов к работе
  • Закрепить знания по выполнению ковровой вышивки
  • Научить выполнять вышивку по заполнению рисунка
  • Воспитывать эстетический вкус
  • Прививать навыки культуры труда и аккуратности
  • Закрепить знания по выполнению элементов проекта

Тип урока : Комбинированный

Оснащение урока:

  • образцы работ,
  • эскизы,
  • ткань основы,
  • пряжа,
  • рамка,
  • специальные иглы,
  • ножницы

Ход урока:

  1. Организационная часть
  2. Проверка и оценка домашней работы
  3. Повторение изученного материала
  4. Изложение нового материала
  5. Выполнение элементов проекта
  6. Закрепление изученного материала
  7. Практическая работа
  8. Анализ и оценка урока
  9. Задание на дом

Вопросы повторения

  1. Правила ТБ при работе с ножницами , иглой .
  2. Основные приемы ковровой вышивки .
  3. Правила работы с инструментами

План изложения нового материала:

1. Способы заполнения элементов рисунка сплошной вышивкой Приложение 6 (презентация слайд 18,19)

Задание на дом :

Выполнить вышивку рисунка и фона изделия

УРОК №5

Тема урока Обработка готового изделия.

Цель урока:

  • Познакомить с технологией обработки изнаночной стороны вышивки
  • Познакомить со способами обработки края готового изделия
  • Закрепить знания по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами
  • Воспитывать эстетический вкус
  • Прививать навыки культуры труда и аккуратности
  • Закрепить знания по выполнению элементов проекта

Тип урока : Комбинированный

Оснащение урока:

  • образцы работ,
  • изделие,
  • пряжа,
  • иглы,
  • ножницы,
  • клей ПВА,
  • кисточка.

Ход урока:

  1. Организационная часть
  2. Проверка и оценка домашней работы
  3. Повторение изученного материала
  4. Изложение нового материала
  5. Выполнение элементов проекта
  6. Закрепление изученного материала
  7. Практическая работа
  8. Анализ и оценка урока
  9. Задание на дом

Вопросы повторения

1 Правила ТБ при работе с ножницами . иглой

План изложения нового материала

1 Технология обработки изнаночной стороны вышивки (презентация слайд 20)

2 Способы обработки края готового изделия петельным швом (презентация слайд 21)

3 Вырезание готового изделия с ткани основы по контуру петельного шва (презентация слайд 22)

Задание на дом :

Выполнить обработку изнаночной стороны. Закончить изделие. Оформить проект. Подготовиться к защите проекта.

УРОК №6.

Тема урока : Защита творческого проекта. Подведение итогов.

Цель урока:

  • Проконтролировать качество выполнения творческих проектов и практических работ учащихся
  • Закрепить и оценить умение анализировать свои работы и работы одноклассниц
  • Воспитывать эстетический вкус
  • Совершенствовать эстетические взгляды
  • Развивать творческие способности личности
  • Развитие речи, памяти, умения анализировать и оценивать работы одноклассниц.

Тип урока : Комбинированный

Оснащение урока: наглядные пособия - образны работ ковровой вышивки

Ход урока:

  1. Организационная часть
  2. Демонстрация готовых изделий. Защита проектов   (презентация слайд 23)
  3. Анализ и оценка урока

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бешенков А.К, Бычков А.В.: Методика обучения технологии.- М.: Дрофа, 2003.
  2. Еременко Т.И.: Иголка - волшебница. - М. . Просвещение , 1998,
  3. Калинич М., Савиных В.: Рукоделие для детей. - Минск: Пламя, 2000.
  4. МарченкоА.В., Сосова И.А.: Сборник нормативно- методических материалов по технологии. - М,: Вентана- Граф, 2002.
  5. Пономарев Е., Пономарева Т.: Я познаю мир: Детская энциклопедия: История ремесел. М.: ACT, 2000.
  6. Сконцова М.: Технология. Обслуживающий труд. - Ростов -на-Дону:Феникс, 2001.
  7. Шпикалова Т.Я. :Бабушкины уроки. Народное искусство русского Севера. -М. : Владос,2001.