Программное содержание:
1. Уточнять и закреплять представление о времени года, о природе.
2. Развивать наглядно-образное мышление.
3. Вслушиваться в музыкальные звуки, определять их на слух.
4.Вызывать интерес к совместному выполнению задания.
5.Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций о весне.
2. Разучивание стихов, загадок.
3. Прослушивание музыкальных произведений.
Материал: Детские музыкальные инструменты: треугольник, маракасы, свистульки, кубики, металлофон, клавесы, румбы, колокольчики (игрушки самоделки, деревья, пеньки, солнышко).
Ход занятия
М.р. - Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы отгадайте ее.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет -
В лесу подснежник расцветет. (весна)
М.р. - А сейчас какое время года? (весна) Ребята, а вам хотелось бы побывать в весеннем лесу? (да)
Звучит "Утро" Э.Грига.
А вот и музыка в чащу лесную зовет.
Минута и солнце над лесом взойдет,
Согреется солнцем, проснуться зверушки
И бабочки будут кружить над опушкой.
М.р. - Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы отправились в весенний лес. Дети присаживаются и закрывают глаза. Продолжает звучать музыка. Склонив голову, дети постепенно поднимают руки, качают ими над головой, затем встают, открывают глаза.
М.р. - Ну как, представили себе весенний лес? А теперь посмотрите по сторонам.
Кто нас весело встречает
И улыбкой согревает? (солнышко)
М.р. - Верно, это солнышко. А давайте обратимся к солнышку.
П/и.
Солнце утром рано встало
Всех детишек приласкало.
Улыбнулось деревьям, кустам, птичкам, деревцам
М.р. - А теперь поприветствуем и сам лес.
П/и.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
М.р. - Красивую полянку вы нашли. А что мы с вами будем делать, если вдруг потеряемся в лесу?
Дети: - Надо покричать, позвать друг друга.
М.р. - А как позвать?
Дети: - А-у! (громко)
М.р. - А-у! (тихо) Ребята, кто нас первым встречает в лесу?
Дети: - Эхо!
М.р. - Хотите поиграть в эхо? Внимательно меня слушайте и подбирайте нужное слово и только тогда его говорите.
Кто скрываясь по лесам,
Вторит нашим голосам,
Вторит взрывам смеха?
Дети: - Эхо-Эхо-Эхо!
Видишь сколько здесь ребят,
Все дружить с тобой хотят,
Жить без дружбы скверно!
Дети: - Верно! Верно! Верно!
Эхо! Эхо! Вот потеха!
Обезьянка это эхо!
Это, эхо каждый раз
Передразнивает нас!
М.р. - Ребята, а на полянке кроме эхо еще кто-то есть, давайте присядем и прислушаемся. Звучит "Пчела жужжит" Т.Ломовой.
Жужжание пчел (импровизация движений).
А по-моему на полянке еще кто-то есть. Звучит музыка "Пение птиц". Что вы слышите?
Дети: - Пение птиц.
М.р. - Верно, лес наполнился птичьими голосами.
1 ребенок:
Вот кукушка на суку.
Нам поет она ку-ку!
(пропевание интервала терция по одному и хором).
2 ребенок:
Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит.
(передача хлопками ритмического рисунка индивидуально и всей группой).
М.р. - А давайте мы споем песенку о птицах. Песня "Пение птиц" п.н.м. (дети берут музыкальные инструменты).
- Все кругом ожило и проснулось. С пригорка побежал ручеек (педагог звенит колокольчиком, проговаривая буль-буль-буль, дети по цепочке передают бульканье ручейка). Выбрались из-под коры жучки ж-ж-ж (дети присоединяются).
П/и
Я веселый очень жук
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня жу-жу.
Песенка "Жук" Н.Потоловский
М.р. – Ой, ребята, посмотрите бабочка прилетела.
П/и
Бабочка-коробочка
Полети под облачко
Там твои детки,
На березовой ветке.
М.р. - Ожили жучки и бабочки и стали передвигаться по весенней полянке.
Игра "Бабочки и жуки" В.Жилин
М.р. - Вдруг пролетел теплый ветерок (дети дуют). Поиграл с деревьями (дети поднимают руки вверх и покачивают ими), о чем-то пошептал с деревьями (шу-шу-шу) и улетел (дети дуют). И начались в лесу настоящие чудеса. На ветвях начали набухать и лопаться почки. Лес наполнился ароматом зелени. Ах, как чудесно пахнет! Вот и наступила весна. Ой, ребята, я вижу за елочкой прячутся чьи-то ушки. Кто бы это мог быть?
Пойдемте посмотрим! (со словами переходят на другую полянку, зайчик!).
П/и
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики,
Ножками топочут,
Весело хохочут.
М.р. - Вот мы с вами и у елочки зайчишки!
П/и. дети
Под высокою сосной,
Сидит заинька косой.
А под старой елкой,
Сидит еж в иголках.
Здравствуй заяц!
Здравствуй еж!
Ты куда косой идешь?
Иду прыгать и скакать
А я иду грибы искать!
М.р. - Вот и ушел ежик, а зайчик еще хочет побыть с нами!
Заяц:
Раз присядка, два прыжок
И опять присядка,
А потом еще прыжок
Заячья зарядка.
1 ребенок
И волчата, как проснутся,
Очень любят потянуться
Обязательно зевнут.
Ловко хвостиком махнут.
2 ребенок:
А лисята спинки выгнут
И не слышно с места спрыгнут,
Перед тем как прогуляться
Начинают умываться
3 ребенок:
Ну, и мишка косолапый
Широко разводит лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
М.р
Какой славный денек
Собирайся в хоровод!
Хоровод заведем
Песню дружно запоем.
"Веселый хоровод"
М.р.
Хорошо в лесу гуляли?
Много здесь вы увидали,
А теперь домой пора
Собирайся, детвора!
Дети спокойно проходят по залу помахивая рукой, как бы "прощаясь" с лесом, и выходят под музыку. звучавшую вначале занятия.
Используемые материалы.
1. "Бабочки и жуки" В.Жилин
2. "Веселый хоровод" р.н.м.
3. "Жук" Н.Потоловской
4. "Птицы" аудиозапись
5. "Пение птиц" польская детская песенка
6. "Пчела жужжит" Т.Ломовой
7. Пальчиковая гимнастика Л.П.Савина
8. "Утро" Э.Грига