Цели:
- Дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации, познакомить со схемой передачи информации.
- Развитие логического мышления, расширение кругозора.
- Воспитание информационной культуры учеников, развитие творческих способностей школьников, бережного отношения к технике.
Тип урока:
урок изучения нового материала.Оборудование урока:
Основные понятия:
- Источник информации.
- Информационный канал (каналы связи).
- Помехи.
- Приемник информации.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Что такое информация?
- Какие действия человек совершает с информацией?
- Как человек хранит информацию?
- Какие носители информации вы знаете?
3. Решение задач с помощью интерактивной доски. (набор задач с комплекта задач для интерактивной доски interwreite)
4. Объяснение нового материала
Подведение класса к новой теме урока.
Рассказать о растении “Стыдливая мимоза”. (слайд презентации-Приложение1). Стебли с колючими шипами, загнутыми книзу. При прикосновении к листочкам или попадании на них капелек воды они попарно складываются и опускаются (откуда получила название "стыдливая"). Родина такого цветка - Бразилия . Как вы думаете почему так происходит? (добиться ответа, что происходит передача информации)
(Презентация-слайд) Летучая мышь, двигаясь в темноте, испускает ультразвуковые волны. Волны отражаются от предметов, возвращаются и воспринимаются мышью, позволяя ей ориентироваться в пространстве.
(Презентация-слайд) Учитель испанского языка рассказывает ученикам о произношении, написании слов на иностранном языке.
Во всех рассмотренных примерах наблюдался процесс передачи информации. Сегодняшний наш урок назовём “Ты мне, я тебе”. Как вы думаете, почему я выбрала такое название урока? (ответы могут быть различными)
Актуальность темы в современной жизни
Человек постоянно участвует в действиях, связанных с передачей информации. Люди общаются между собой, передают друг другу просьбы, приказы, отчёты о проделанной работе, публикуют книги, научные статьи, рекламные объявления. Передача информации происходит при чтении книг, при просмотре телепередач, при разговоре по телефону.
(Презентация- слайд) Задание. Выйти к доске рассказать или показать стрелками как происходит процесс передачи информации.
Ребята, приведите примеры из своей жизни, когда вы или вам передавали информацию.
Сколько сторон участвует в процессе передачи информации?
В передаче информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передаёт информацию (источник информации), и тот, кто её получает (приёмник информации). Информация передаётся по информационным каналам. (презентация-слайды.
Дать определение источника информации, приёмника информации, информационных каналов.
Рассмотрим несколько задач в стиле Г.Остера (презентация-слайды).
Прочитав задачи, назовите что или кто является источником, приёмником информации и назовите информационные каналы ?
Задачи.
- Учёный с мировым именем Иннокентий сконструировал средство передвижения, которое, рванув с места и отмахав за минуту 121 км, вдруг замирает, пыхтит и топчется на месте. Иннокентий понял, что машина сломалась.
- Бабушка недоглядела за пирожками которые жарились на кухне (играла за компьютером) и её внучок Коля понял, что пирожки сегодня будут “загорелые”.
- Получая очередную двойку, Любочка тяжело вздыхает, она знает, что мама за это погладит, но только не по голове.
Могут ли быть источниками информации животные? Явления природы?
- птицы, зимуя в жарких странах, знают когда возвращаться домой
- кошка прикрывает нос лапой - к холодам
- муравьи закрывают муравейник днём – быть дождю
- петух кукарекает по утрам – будит людей (будильник)
- собака виляет хвостом – дружески настроена
- кошка виляет хвостом – недружелюбна
- гром гремит – быть дождю
- листья растения завяли – болеет или нет воды в корнях
Очень важно чтобы передача информации осуществлялась без искажений, без помех. Рассмотрим опыт, который нам продемонстрирует что произойдёт с информацией если вдруг появятся помехи.
Опыт. В кристаллизатор налить чистой воды (соблюдать правила техники безопасности). Заранее приготовить лист бумаги формата А4, на котором написать акварельными красками “Привет!”. Вопрос: Как вы думаете, что произойдет, если лист бумаги поместить в воду? Достоверна ли будет информация, написанная на листе? Что явилось причиной этого недоразумения? (Помехи). Приведите примеры, когда информация становится недостоверной из-за помех? (игра “Поломанный телефон”, поломка на телефонной станции, слухи или сплетни).
Источники и приемники информации могут быть как одушевленными (животное) так и не одушевленными (персональный компьютер) предметами, явными (учитель-ученик) и косвенными (шум воды может говорить о близости водопада). Встречаются такие ситуации, когда приемник информации, является одновременно и передатчиком, и наоборот источником информации (учитель-ученик, родители-дети, пользователь-компьютер и т.д.)
5. Практическая работа
1 группа – работает за компьютером (объяснить задание). Заполните пустые ячейки таблицы. (задание находиться в рабочих папках вашего компьютера)
№ | Ситуация | Источник | Приемник | Характер передачи |
1 | Школьник читает текст в учебнике | Учебник | Школьник | Односторонний (1) |
2 | Бабушка читает письмо | Письмо | ||
3 | Мальчик просыпается от звонка будильника | Будильник | ||
4 | Разговаривают две подруги Таня и Лена | Таня и Лена | Таня и Лена | Двусторонний (2) |
5 | Учитель объясняет новый материал всему классу | Учитель | ||
6 | Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов | Регулировщик | Пешеходы, водители | |
7 | Человек читает объявление в газете | Газета | ||
8 | Завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков | Завуч | Ученики и учителя | |
9 | Диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется | Пассажиры | ||
10 | Вывешен знак, запрещающий проезд по улице | Водители | ||
11 | Мальчик получил пригласительный билет на елку | Билет | Мальчик |
2 группа работает на месте, за партами - готовит выпуск “живой газеты”.
Ребятам выдаю листы белой бумаги, набор картинок, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры. Ребята вырезают одну из картинок и дорисовывают вторую, указывают источник, приёмник и вид передачи информации
Придумайте примеры передачи вашего вида информации, укажите приемник и источник в вашей ситуации, учтите характер канала связи. Затем выходят к доске рассказывают те ситуации, которые они придумали.
6. Закрепление нового материала:
- Итак, как происходит передача информации?
- Какой характер может носить канал связи?
Что такое помехи, приведите примеры7
7. Домашнее задание. Параграф 1.5 упражнение в буклете “передача информации” (Приложение)
Использованная литература:
- Учебник “Информатика 5 класс”, автор Л.Босова
- Рабочая тетрадь по информатике 5, автор Л.Босова