Разработка собрания с родителями 4–5-х классов по проблеме преемственности

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Цели:

  • сформировать у родителей отчётливое представление о роли, возможностях, путях преемственности младшего школьного возраста и среднего звена;
  • обновление и совершенствование взаимодействия семьи и школы;
  • привлечение родителей к сотрудничеству в воспитании обучении детей;
  • педагогическое просвещение родителей.

Время проведения: первая четверть учебного года.

Место проведения: класс (малый зал).

Участники собрания: классные руководители 4 и 5 классов, родители, учителя-предметники, школьный психолог, учащиеся 4 и 5 классов.

Подготовительная работа:

I. Анкетирование

  1. 1) Анкетирование родителей 4 класса (Приложение 2);
  2. 2) Анкетирование родителей 5 класса (Приложение 3);
  3. 3) Анкетирование детей 5 класса (Приложение 4).

II. Работа с педагогическим коллективом школы.

  1. Классный руководитель пятого класса беседует с учителем начальной школы, выпустившим пятый класс, и вырабатывает свои представления о проблеме преемственности;
  2. Консультации с психологом;
  3. Индивидуальные беседы с учителями-предметниками об успехах детей.

III. Изучение классным руководителем научно-методической литературы по проблеме преемственности

IV. Выработка представлений о сценарии, участии родителей и учителей, решение родительского собрания, о способах активизации участия родителей в обсуждении данного вопроса.

V. Разучивание частушек детьми 5 класса.

VI. Подготовка пригласительных билетов.

Форма билета: большой кленовый лист. Кленовые листочки делают ребята. Кто-то вырезает их из цветной бумаги, кто-то раскрашивает. Текст, набранный на компьютере, вырезают и приклеивают на свой листик.

Рисунок 1.

Ход собрания

1. Орг. момент

1.1. Встреча приглашённых.

Участники рассаживаются по группам:

  • Родители учеников 4 класса
  • Родители учеников 5 класса
  • Приглашённые учителя, психолог

1.2. Приветствие

Мы рады приветствовать всех участников нашего собрания.

Учитель:

Здравствуйте, взрослые!
Здравствуйте, дети!
День необычный сегодня на свете.
Приветливо осень стучится в окошко -
Сегодня встречаемся не понарошку.
У нас собрание нынче мам и пап,
Но вы не хмурьте брови:
Здесь не прочтут морали вам,
Не причинят вам боли.
Мы будем все общаться,
Друг друга понимать,
Надеюсь, настроение и улыбку
Вы не забыли взять.

Самым главным предметом нашего сегодняшнего разговора являются дети. Какими они вам представляются, мы сейчас узнаем.

1.3. Упражнение “Комплимент”

Приложение 1.

1.4. Работа в группах. Методика “Силуэт”.

Приложение 6.

<Рисунок 2>

Это упражнение позволит нам узнать, какими детей видят родители и учителя.

2. Представление 4 класса

Под музыку

Я, ты, он, она!
Вместе дружная семья,
Вместе школьная страна

Учитель:

И ещё так много “Я”

1-й ученик:

Большеглазых!

2-й ученик:

Озорных!

3-йй ученик:

Умных!

4-й ученик:

Шумных!

5-й ученик:

И смешных!

6-й ученик:

Грустных!

7-й ученик:

И весёлых!

Все:

В нашей пятой школе!

1-й ученик:

Мы – 4 класс!

2-й ученик:

И рассказ пойдёт о нас!

3-йй ученик:

Как учиться будем в пятом?

4-й ученик:

Кто с нами будет рядом?

5-й ученик:

Знать должны родители!

6-й ученик:

Хотите иль не хотите вы!

7-й ученик:

Всё!

3. Представление 5 класса.

1-й ученик 5 класса:

Вам споём сейчас частушки
И расскажем, как живём.
Мы, мальчишки и девчонки,
В нашем классе озорном!

1)

Мы, весёлые ребята,
Вам частушки пропоём.
Прошло детство, пролетело –
В пятом классе мы живём

2)

Стали много задавать
Уж пятёркам не бывать.
Дома безобразие!
Где разнообразие?

3)

Раньше мамы нам читали
про зайчат и про лису.
А теперь читаем сами
Про планеты и луну.

4)

Наш учитель ждёт ответа
От кого-то долго.
Ни ответа, ни привета,
Никакого толка.

5)

Любим мы решать задачи
Кто быстрей и кто вперёд!
А задачи-то, какие!
Сам профессор не поймет.

6)

Всем бы был хорош ребёнок,
Было б всё в порядке,
Если б меньше нам предметов,
Что играют в прятки.

7)

Все науки одолеем,
Всё у нас получится!
Потому что педагоги
С нами тоже учатся.

2-й ученик 5 класса:

Добрые папы! Милые мамы!
Мы продолжаем нашу программу.
С нами вы делите горе и смех,
Слезы, сомненья, улыбки, успех!
Оценки же нашей совместной работе
Уже через семь лет в аттестатах найдете!
Чтобы они появились все там –
Будет много работы учителям.

(Дети уходят)

4. Сообщение темы собрания

- А мы поговорим с вами о проблеме преемственности, о трудностях, которые испытывают дети, при переходе из начальной в старшую, и как их к этому подготовить, какую посильную помощь можно оказать пятикласснику в первые самые сложные дни. Сегодня мы строим откровенный разговор, мы хотим, чтобы вы пообщались, поговорили о проблемах открыто, мы призываем вас к активному участию в играх и обсуждениях. 6.

5. Результат анкет

Приложение 5

6. Что такое преемственность?

Преемственность трактуют по-разному, понимая ее как внутреннюю связь между отдельными частями единого курса, либо просто как использование полученных в начальных классах знаний при дальнейшем изучении предмета, либо как постоянство и единство требований, предъявляемых к учащимся.

Действительно, рассматривая преемственность на “практическом” уровне, обращают внимание на три аспекта:

  • преемственность в содержании курса;
  • преемственность в формах и методах работы;
  • преемственность в требованиях к учащимся.

7. Выступление учителя начальной школы о работе по подготовке к 5 классу

8. Выступление классного руководителя пятого класса

- Уважаемые родители! Как классный руководитель я очень довольна классом в настоящее время. По сравнению с первым месяцем обучения они стали ответственнее, активнее. Мы стараемся участвовать во всех школьных делах и не отставать от старшеклассников.

В целях формирования чувства достоинства, своей нужности и полезности в классе появился “Дневник”, куда помещаются фотографии мероприятий, которые понравились ребятам, грамоты класса. В классе будем оформлять уголок пятиклассника.

При проведении разных мероприятий анализируем наши успехи. (Нам удалось потому, что мы хорошо подготовились, потому, что все участвовали и т.д.) Это способствует формированию адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности своих товарищей.

Ученики словесно поощряются за хорошие достижения в учёбе, за творчество, трудолюбие, оказание помощи товарищам.

В дальнейшем мною запланировано:

  • Формирование учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности.
  • Выявление и коррекция школьной тревожности.
  • Создание доброжелательных отношений в классе.

9. Выступление психолога

Основные аспекты выступления:

  • Что понимается под адаптацией?
  • Новая обстановка, новый классный коллектив, новые учителя, новые правила обучения.
  • Длительность адаптации
  • Уровень адаптации детей к средней школе: высокий, средний, низкий.
  • Роль родителей на данном этапе обучения.
  • Сотрудничество всех участников процесса обучения.

10. Выступление учителей предметников о требованиях к своим предметам.

11. Высказывания родителей, беседа со всеми участниками собрания.

В этой части собрания предполагается обсуждение и осмысление сказанного выше через диалог заинтересованных людей. Родители могут задавать вопросы, приводить свои доводы и пожелания педагогам, а также побеседовать наедине с интересующим его участником разговора.

12. Решение родительского собрания.

Участники вырабатывают и записывают, протоколируют принятые решения.

13. Заключение.

Час общенья – к делу веха.
Полуночничать всяк рад.
Мы делились тем, что знали,
Попытались всех увлечь.
Не прощаемся мы с вами,
Говорим: До новых встреч!

14. Рефлексия.

У вас на столах находятся листочки (Приложение 7). Желающих просим заполнить их - поделиться с нами своими впечатлениями о нашей сегодняшней встрече.

Литература:

  1. Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей/ Под ред. Н. П. Майоровой. – СПб.: Издательство “Образование-Культура”, 2002. – 288 с.
  2. 2. Скворцова О. Г. Открытое родительское собрание "Будем знакомы" http://www.zankov.ru/article.asp?edition=3&heading=18&article=326