Цели:
- Познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи.
- Развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления.
- Прививать любовь к русскому языку.
Организационный момент.
Учите русский годы кряду,
С душой, с усердием, с умом,
Вас ждёт великая награда,
И та награда в нём самом.
Орфографическая разминка.
Наш урок начнём с орфографической разминки.
Перед вами слова, вспомните, какая орфограмма в этих словах.
Вставьте нужную букву, докажите свой вариант ответа.
ш.лун
см.шной
сп.ртивный
дл.на
м.рской
тр.ва
с.бака
Найдите имена существительные, определите род у сущ.
Словарная работа.
Но прежде, чем начать работу в тетрадках, подготовим наши руки к письму. Разминка.
Загадки:
1. Имеющий высокую температуру; полный силы, чувств, возбуждения (горячий)
2.
Меж сёлами и деревнями,
посёлками и городами.
Сред долин
Вьётся серый серпантин.
Он их объединяет,
Друг другу приближает (дорога)
3.
На ледяной площадке крик.
К воротам мчится ученик.
Кричат все: “Шайба! Клюшка! Бей!”
Весёлая игра - …хоккей
4.
Надо хлеба нам купить
Иль подарок подарить –
Сумку мы с собой берём
И на улицу идём.
Там проходим вдоль витрин и заходим в … магазин
5.
Деловой, мастеровой,
Стульчик делал он со мной:
Ни минуты не скучал,
Всё стучал, стучал, стучал… (молоток)
6.
Есть в квартире молодец
Математик и мудрец.
Постоянно круглый год
Точный счёт он дням ведёт (календарь)
Проверьте. Какое слово лишнее? Почему? (горячий – имя прилагательное). Составьте с данным словом предложение. Обозначьте части речи.
Сообщение темы и цели.
Сегодня на уроке мы подробнее познакомимся с именем прилагательным. На какие вопросы отвечает, что обозначает, научимся находить эту часть речи в тексте. Правильно употреблять в речи.
Работа с новой темой.
Что обозначает имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает?
Появляется запись: какой? Какая? Какое?
Обозначает признак предмета.
По признакам, можно узнать о каком предмете идёт речь.
Например, по вкусу: сладкий, солёный.
Предметы можно сравнивать по признакам
По размеру: большой, маленький;
По цвету: красный, жёлтый…
По форме…
По материалу…
Как вы думаете, для чего в русском языке нам так нужна эта часть речи?
Прочитайте текст. Подумайте, о ком здесь говорится?
В зоопарке ребята увидели животное. У него уши. Нос. Он живёт в странах.
Почему вы не смогли догадаться о каком животном здесь идёт речь?
Используя данные имена прилагательные составьте текст.
Огромное
Широкие
Длинный
Жарких.
Прочитайте.
О каком животном идёт речь?
Итак, для чего нам в речи имена прилагательные?
(делают нашу речь точной, яркой, выразительной)
Разминка.
Давайте сформулируем правило, что же такое имя прилагательное.
Прочитайте по учебнику с176.
А с какой частью речи связаны имена прилагательные? (С существительными)
Придумайте 2 словосочетания: прилагательное + существительное.
Закрепление материала.
А теперь давайте проверим. Умеете ли вы правильно употреблять в речи имена прилагательные.
Подбери и вставь подходящие по смыслу прилагательные, так, чтобы получилась загадка о гусе.
По лужку он важно бродит.
Из воды… выходит.
Носит … ботинки,
Дарит … перинки.
Зачитайте, какой текст у вас получился. Сравним с оригиналом.
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки.
Молодцы.
Ребята. Какое время года за окном?
Составление текста о весне.
Прослушайте “Времена года” Чайковского, как музыкант видит весеннюю природу.
Давайте и мы самостоятельно составим3-4 предложения о весне, так, чтобы получился текст, используя имена прилагательные, работайте в парах.
Итог. Что нового вы сегодня узнали?
Чему учились? Что больше понравилось на уроке?