Пояснительная записка.
Общее представление о новом школьном предмете учащиеся получают при изучении курса “Введение в химию”. Знания, получаемые учащимися на этом этапе обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального, целостного представления о мире. В результате пропедевтической подготовки по химии учащиеся должны получить представления о составе вещества, а также первоначальные сведения о химических элементах, их символах, химических формулах, простых и сложных веществах. Яркие факты из истории открытий химических элементов, поиска способов создания новых соединений, неизвестных природе, сведения о необычных свойствах обычных веществ и разгадка причин проявления их удивительных свойств – всё это вызывает интерес у учащихся. Интерес к химии возникает и в том случае, когда учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с химической посудой, реактивами.
Знакомство учащихся с этими вопросами позволит в систематическом курсе химии обоснованно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о строении вещества.
Содержание курса “Введение в химию” должно быть ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к изучению химии в 8 классе всех профилей.
Основные цели пропедевтического курса:
- Вооружить учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.
- Формировать мотивации для сознательного выбора химико-биологического профиля обучения.
Задачи пропедевтического курса:
- Изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни для того, чтобы их правильно применять.
- Формировать у учащихся умения и навыки обращения с веществами, научить их выполнять простейшие исследования, соблюдая правила техники безопасности.
Тематическое планирование пропедевтического курса “Введение в химию”.
Тема урока | Демонстрации | Лабораторные опыты | |
Ведение. Предмет химии. (1 час). |
|||
1. | Введение. Предмет химии. | - Химические вещества нашего дома. - Таблицы с приёмами работы с лабораторным оборудованием. |
- Приёмы обращения с лабораторным
оборудованием. - Первая помощь при несчастном случае в лаборатории. |
Многообразие химических соединений в окружающем мире. (4 часа). |
|||
2. | Чёрные и благородные металлы. Сплавы. Применение металлов и их сплавов. | - Коллекции металлов и их сплавов. - Образование ржавчины. - Посеребрение медной монеты. - Изделия из алюминия. |
- Взаимодействие сульфата меди с железом. |
3. | Неметаллы. Кислород. Водород. Углерод. Фтор. | - Фильм “Неметаллы”. - Получение кислорода в лаборатории и опыты с ним. - Фильм “Уголь – адсорбент”. |
- Взаимодействие цинка с соляной кислотой. |
4. | Сложные вещества. Вода. Мел. Поваренная соль. Питьевая сода. | - Взаимодействие воды с уксусной кислотой. | - Нагревание воды. - Растворение поваренной соли. - Измельчение мела. |
5. | Органические вещества. Глюкоза. Сахароза. Жиры. Белки. | - Денатурация белка при нагревании. | - Качественное определение глюкозы в
соках.. - Определение жира в семенах подсолнечника. |
Химия и повседневная жизнь человека. (3 часа). |
|||
6. | Химия и лекарства. | - Спиртовой раствор йода. - Перманганат калия. - Нашатырный спирт. |
- Приготовление раствора перманганата
калия для промывания ран. - Обработка края раны спиртовым раствором йода. |
7. | Вещества и материалы в нашем доме. | - Коллекция пластмасс. - Коллекция стекла. - Фильм “Применение пластмасс”. |
|
8. | Экология жилища и здоровье человека. | - Фильм “Подросток и сигареты”. - Накопление пыли на одежде и мебели. - Ртутный термометр. |
Урок
Актуальность темы:
Большое разнообразие всевозможных соков привлекает внимание детей и взрослых. Из рекламных роликов мы узнаем, что все соки – “кладовая витаминов”.
Правда это или нет, мы попытались выяснить практически, проведя, простые лабораторные опыты.
Цель: Формирование на базе усвоенных знаний здорового образа жизни..
Задачи:
- Обеспечение образовательных потребностей каждого ребенка с учетом его склонностей и интереса.
- Формирование интереса к исследовательской работе.
Средства обучения:
- таблицы - компьютер - рисунки - диски - натуральные продукты - кассеты - телевизор
Оборудование для лабораторных работ:
- ШТАТИВ С ПРОБИРКАМИ.
- СПИРТОВКА.
- ДЕРЖАТЕЛЬ ДЛЯ ПРОБИРОК.
- ПИПЕТКА.
- СОКОВЫЖЕМАЛКА.
Реактивы и материалы:
Оформление класса:
Ход урока
I. Организационный момент
I.I. Повторение пройденной темы:
- Какие ошибки допущены при демонстрации опыта?
Учитель:
Показываю нагревание пробирки с водой на спиртовке. Будут допущены ошибки и учащиеся должны заметить их.
- На какие группы делятся вещества?
Ответ:
Органические и неорганические вещества.
- Какие вещества относятся к неорганическим, а какие вещества к органическим.
На столе:
- соль - железо - сахар - витамины - масло
Ответ:
Соль, железо – вещества неживой природы, сахар, масло и витамины – вещества живой природы.
Вопрос:
Какие вещества относятся к веществам живой природы или органическим веществам?
Ответ:
- белки
- жиры
- углеводы (крахмал, глюкоза, сахароза, клетчатка)
III. Изучение новой темы.
Сегодня наш класс превращается в исследовательскую лабораторию. Нам поручено определить содержание глюкозы в различных соках. И продолжаем наш химический практикум. Любое вещество можно определить с помощью качественной реакции.
1. Выполнение лабораторной работы.
ОПЫТ № 1.
“ОБНАРУЖЕНИЕ ГЛЮКОЗЫ В ЯБЛОЧНОМ СОКЕ”.
В пробирку налить 1 мл яблочного сока и добавить несколько капель раствора сульфата меди (II) (CuSO4) и несколько капель раствора гидроксида натрия (NaOH). Если раствор приобрел сине-фиолетовую окраску и при нагревании стал оранжево-красным, значит, продукт содержит глюкозу.
2. Выступление учащегося.
Глюкоза – основной источник энергии в живой клетке, поэтому она широко применяется в медицине при лечении самых различных заболеваний, особенно при общем истощении организма. Нервные клетки и клетки головного мозга работают только на глюкозе. Полученный из глюкозы сорбит используется при сахарном диабете в качестве заменителя сахара. В кондитерской промышленности глюкоза используется при изготовлении мармелада, карамели пряников
3. Беседа.
Какое отношение имеют зеркало, елочные игрушки к глюкозе?
Ответ:
Глюкоза применяется при изготовлении и елочных украшений.
Продолжаем исследования яблочного сока.
Учитель:
- Для полноценного питания нужны не только белки, жиры и углеводы, но и присутствие витаминов. Из рекламных роликов мы узнаем. Соки – “кладовая витаминов”. Правда это или нет, мы выясним практически, проведя простые лабораторные опыты. Совпадут ли выводы рекламы с нашими результатами исследованиями соков?
- Проверяем присутствие витамина С.
4. Выполнение лабораторной работы.
В пробирку налить 1 мл яблочного сока. К исследуемому раствору влить немного крахмального клейстера. Далее по каплям добавить 5%-ный раствор йода до появления синего окрашивания.
Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.
5. Выступление учащегося.
Витамин С - аскорбиновая кислота (сообщение учащегося)
- Недостаток витамина С вызывает заболевание цингу. Веками цинга была постоянным спутником длительных морских путешествий в необитаемые места, хотя участники таких экспедиций получали пищу, богатую по калорийности и по содержанию белков, но были лишены свежих фруктов и свежего мяса, которое обычно заменялась солониной. Знаменитый русский мореплаватель В. Беринг умер от цинги. 18 марта 1914 года погиб от цинги герой –полярник Г. Л. Седов. При недостатке витамина С развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов.
6. Сообщение учителя.
- Перед учеными нашей страны в 1941-1945 годах возникла проблема сохранения жизни которая особенно остро и трагично проявила себя в блокадном Ленинграде. Где было взять в условиях блокады необходимые витамины. Выход нашли ученые химики, которые разработали технологию промышленного производства витаминного напитка на основе сосновой хвои, как источника витамина С. Голод, холод,обстрелы. болезни требовали железной воли и мужества защитников Ленинграда. В условиях блокады хвою заготавливали в лесу, который находился за Пискаревским кладбищем. Все пищевые заводы вырабатывали больше 2 млн. доз хвойного настоя. В день одному человеку требовалось 20 мг. витамина С. Это содержалось в 200 г. хвойного настоя. Все жители города употребляли этот настой либо на работе, либо дома, так как рецепт регулярно передавали по радио.
7. Сообщение учащегося.
Витамин А
При недостатке витамина А ухудшается зрение. Замедляется рост молодого организма. особенно рост костей. Витамин А –это витамин роста. Витамин А особенно много в печени морских животных, рыбьем жире, в сливочном масле,молоке. Потребность человека в витамине А может быть удовлетворена и за счет растительной пищи, в которой содержатся его провитамины—каротины Из каротина образуются молекулы витамина А.Каротина больше всего в моркови,красном перце, помидорах.
Сохранность витаминов в пище (сообщение ученика).
В наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Их сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, от способа их хранения. Наименее устойчивы витамин А. В вареной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина. Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом.Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С поэтому для варки лучше пользоваться эмалированной посудой.
Вывод
В соке, купленном в магазине, часть витамина С разрушается в результате долгого хранения и термической обработки.
Знаете ли вы…
- Известно, что в теле взрослого человека, массой
около 70 кг, содержится примерно
- 40 кг. воды,
- 15 кг. белка, 7 кг. жира,
- 3 кг. минеральных солей,
- 0,7 к.г углеводов.
- Что в среднем за 70 лет жизни человек
- Выпивает 50 т. воды,
- Съедает 2,5 т. белка,
- 2,3 т. жира,
- Свыше 10 т. углеводов,
- Почти 300 кг. поваренной соли.
8. Закрепление:
- В каких продуктах много глюкозы? (Мед, апельсин, яблоко, морковь)
- Какой витамин содержится в моркови? (А)
- Какой витамин разрушается при взаимодействии с воздухом? (С)
- Какой витамин вызвал смерть многих полярных исследователей? (С)
- Какой витамин содержится в шиповнике? (С)
- (на экране) Закончите предложение: Глюкоза и витамины – это…
Д/з
Проверить содержание витамина С в настое из шиповника.
Что нового вы узнали на уроке?
Чему вы сегодня научились, проведя практическую работу?
Пригодится ли вам это в жизни?
Ваше здоровье – самое ценное, что есть у вас!