Цели:
- наблюдение за значениями равенств, в которых первый множитель равен 1;
- совершенствовать вычислительные навыки, знание таблицы умножения;
- закрепить понятие «обратные задачи»;
- развивать аналитическую деятельность, внимание, математическую речь;
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать чувство коллективизма, товарищества, ответственность за порученное дело.
Оборудование: классная доска, магнитная доска, рисунок колобка, сказочные ворота с математическими выражениями, учебник математики 2 класс под редакцией И.И. Аргинской.
Ход урока
1. Организационный момент. Актуализация знаний.
- Ребята, что вы ждете от урока? (что-нибудь интересное).
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказку, чтобы добыть новые знания. Но попасть туда можно лишь после небольшой разминки. Вы готовы? (да).
- Определи закономерность и продолжи ряд: 2х3, 3х3, 4х3, 5х3, 6х3, … (7х3, 8х3, 9х3).
- Составьте свой ряд произведений с такой же закономерностью (2х4,3х4,4х4,5х4,6х4,7х4,8х4,9х4).
- Вместо окошек поставьте такие числа, чтобы получились верные равенства: х = 12; х = 16; х = 18; х = 24.
- (3.4; 4.3; 2.6; 6.2.)
- (2.8; 8.2; 4.4.)
- (3.6; 9.2)
- (6.4; 8.3.)
- Послушайте текст: «В сказке было 7 положительных и 4 отрицательных героя. Сколько всего героев было в сказке?»
- Это задача? (да).
- Докажите. (есть вопрос, условие, нет подсказки как решать.)
- Составьте обратные задачи. («В сказке было 11 героев. Из них 7 положительных. Сколько отрицательных героев в сказке?», «В сказке было 11 героев. Из них 4 отрицательных, остальные положительные. Сколько положительных героев в сказке?»).
Разминка завершена, Мы с вами попали в сказку. А вот в какую вы узнаете, когда отгадаете героя, который о себе говорит так: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…» (Колобок.)
- Верно, в русскую народную сказку «Колобок» (показ рисунка).
- Испекла баба колобок, положила его на окошко остудить. Колобок лежал, лежал, а потом прыг и покатился по дорожке. Катится, катится, а перед ним калитка, но не простая, а сказочная, на ней сделаны записи (показываю калитку).
И откроется она перед тем, кто быстро и правильно выполнит задания. А Колобок в школе не учился, математики не знает. Что же делать? (Помочь Колобку).
- Итак, давайте поможем Колобку справиться с заданием.
- Как называются записи, сделанные на калитке? (Выражения).
- Назовите лишнее выражение? (64+5,потому что второе слагаемое однозначное число, 46-24, потому что это выражение на вычитание, а остальные на сложение).
- Найдите значение этих выражений. (Дети работают у доски с объяснением).
- Молодцы. Верно. нашли значение выражений и помогли Колобку.
2. Работа над новым материалом.
Отворилась калитка и покатился Колобок дальше. Катится, катится, а на встречу ему Заяц. Идет, рыдает, не знает, как выполнить задание. И если Колобок ему не поможет, он его съест. Поможем, ребята? (Поможем).
- А задание такое: (на доске таблица)
- 1х2;
- 1х3;
- 1х4;
- 1х5;
- 1х6;
- 1х7.
-Сравните левую и правую части выражений.
- Что заметили? (Первый множитель одинаковый -1, а второй увеличивается на 1).
-Как записать закономерность в общем виде? (1 х а = а).
-Найдите значение произведений. (Дети работают по цепочке в тетрадях с комментированием).
- Ребята, кто из вас догадался какая тема нашего урока? (Умножение на 1).
- Найдите значения выражений, записанных на доске:
- 1х45;
- 1х53;
- 1х12;
- 1х78;
- 1х99;
- 1х37.
(Работа идет в тетрадях с комментированием).
-Молодцы. Помогли Колобку. Покатился Колобок дальше. Катится, катится, а навстречу ему Волк. Он съест Колобка, если мы ему не поможем. Мы должны провести физкультминутку.
(Дети самостоятельно проводят физкультминутку).
- Помогли мы Колобку. Покатился он дальше. Катится, катится, а навстречу ему Медведь. Нужно помочь Колобку, иначе Медведь его съест.
3. Работа по учебнику.
Необходимо выполнить задание из учебника: стр.124 № 287: Реши задачу: «На клумбе распустилось 28 роз. Когда часть роз срезали, их осталось 17. Сколько роз срезали?» (Учащиеся вслух читают задание и коллективно его разбирают).
-О чем идет речь в задаче? (О розах).
-Что мы знаем по условию задачи? (Было 28 роз, осталось 17).
-Какой вопрос задачи? (Сколько роз срезали?).
-Запишем краткую запись:
Было – 28 роз.
Срезали - ?
Осталось – 17 роз.
- Как будем решать задачу? (28-17=11 (р.))
- Запишите ответ задачи самостоятельно.
(Дети читают вторую часть задания вслух: сравни задачу с задачами задания № 282).
- В чем сходство и различие между задачами? (Числа одинаковые, а вопросы разные).
- Сравните решение этих задач. Одинаково ли они будут решаться?
- Как можно назвать эти задачи? (Обратные).
- Молодцы. Справились с заданием, помогли Колобку. Покатился Колобок дальше. Катится, катится, а навстречу ему Лиса: хитрая, умненькая, льстивая. Как Колобку не попасть в пасть Лисе? Давайте ему поможем.
- Задание № 288- самостоятельно.
Дети выполняют задание:
После выполнения задания, учащиеся выполняют взаимопроверку.
4. Подведение итога.
- Какие знания мы сегодня открыли? (Мы узнали, что при умножении единицы на число, получается число, на которое умножали).
- Получили ли вы удовлетворение от урока?
- Какие у вас будут пожелания?
5. Домашнее задание.
- А дома, ребята, придумайте свои выражения, подобные тем, которые вы выполнили в № 288.
-Урок окончен. Всем спасибо за урок!