Триединая дидактическая цель:
- Образовательная: Дать представление о зрительных иллюзиях в одежде. Способствовать применению полученных знаний на практике.
- Развивающая: Продолжить развитие творческих способностей, образное мышление, воображение, внимание, память.
- Воспитательная: Способствовать формированию художественного и эстетического вкуса
Тип занятия: изучение нового материала
Форма занятия: Практикум
Оборудование:
Наглядные пособия и материалы:
- Доска
- Елка (искусственная и натуральная)
- Шелк (искусственный и натуральный)
- Сумка (из натуральной и искусственной кожи)
- Изделия из стекла и хрусталя
- Иллюстрации картин
- Видеоматериал
- Магнитофон
Раздаточный материал:
- Ножницы
- Бумага формата А4
- Шаблоны женской фигуры
- Цветные карандаши
Ход занятия
I. Организационный момент. Педагог приветствует детей.
- Здравствуйте! Я приветствую вас и рада нашей сегодняшней встрече!
Психологический настрой на занятие
II. Целеполагание и мотивация
- Взгляните, пожалуйста, на эти предметы: елка искусственная и натуральная, шелк искусственный и натуральный, сумки из искусственной и натуральной кожи, изделия из стекла и хрусталя. Какая взаимосвязь между ними?
В ходе обсуждения, сравнения, дети совместно с педагогом, приходят к выводу, что предметы схожи между собой. Зрительно очень трудно отличить, из чего изготовлен предмет (из искусственной или натуральной кожи, хрусталя или стекла и т.д.). Педагог говорит, что все это было обманом зрения.
- Мы не случайно начали рассматривать и говорить об этих предметах, сравнивать их, так как тема сегодняшнего занятия “Зрительные иллюзии в одежде”.
- Как вы думаете, почему мы рассматриваем эту тему в разделе “Плевое изделие”?
Ответы детей.
- Совершенно верно, в разделе “Плечевое изделие” эта тема очень важна, ведь на занятиях мы с вами шьем блузки, платья, жакеты, топы. Все они отличаются друг от друга фактурой ткани, покроем, силуэтом.
Знакомство с целью и задачами
- Итак, сегодня на занятии мы с вами познакомимся с определением “иллюзии”. Узнаем, где можно их использовать.
Вспомним, люди каких профессий используют зрительные иллюзии в одежде.
Научимся применять зрительные иллюзии в одежде.
Попробуем на практике применить полученные знания.
- Знания, фантазия, воображение, помогут вам справится с заданием творческого характера, выполнить тесты и оформить выставку эскизов.
- Итак, что такое иллюзия?
Ответы детей
- Иллюзия – это искаженное восприятие глазом действительности. С помощью зрительных иллюзий происходит обман зрения. Это самые многочисленные и удивительные иллюзии, их еще называют оптические иллюзии.
- На свете нет двух одинаковых людей, даже близнецы отличаются друг от друга. Все мы отличаемся характером, способностями, наконец, внешностью.
- Зрительные иллюзии, как правило, использовались, чтобы приблизить реальные фигуры к идеальной: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д.
- Каждому человеку от природы даются: определенное телосложение, рост, характерные черты лица. Они редко бывают идеальными, но любая девушка (женщина) хочет быть красивой, привлекательной. Это возможно, если изучить сильные и слабые стороны своей внешности. Обладая знаниями о своей фигуре и владея приемами ее коррекции, можно подчеркнуть достоинства или скрыть недостатки.
Показ наглядных пособий (см. Прил. №1 Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3 )
III. Первичное усвоение материала
- Как вы думаете, люди, каких профессий в швейной промышленности применяют зрительные иллюзии в одежде? (Ответы детей)
- Как правильно использует в своей работе художник-модельер зрительные иллюзии. Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент.
Просмотр коллекции одежды по корректировке фигуры.
Во время просмотра педагог обращает внимание на ключевых моментах.
После просмотра идет обсуждение видеофрагмента, педагог подводит детей к выводу, что знание и использование зрительных иллюзий позволяет не только сделать фигуру более идеальной, но и помогает достигать художественного образа модели
- О законах зрительных иллюзий написано немало. Иллюзию в истории костюма использовали в одежде очень давно. В истории костюма можно проследить, как “сужали” талию с помощью очень широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии и т.д. Это можно увидеть в настоящем издании “Костюм в России XVIII – начале ХХ века”.
Менялись эпохи, шли года, менялась мода, что-то ушло в прошлое, а что-то актуально и сейчас. Что такое “хорошо” или “плохо” при использовании зрительных иллюзий в одежде, я предлагаю подробнее познакомиться в современной литературе. Она вам поможет в выполнении самостоятельной работы и в разработке эскизов.
Работа обучающихся с литературой в группах
В процессе работы в группах девушкам необходимо выяснить:
1 группа – как с помощью одежды скрыть недостаток низкой или высокой талии?
2 группа – что необходимо носить, чтобы зрительно увеличить или уменьшить бедра?
3 группа – рекомендации в одежде девушкам с короткой шеей
- Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. С.106-110
- Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. С.19-21
- Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды. С.18-20 и др.
IV. Закрепление изученного материала
Задание обучающимся:
- В процессе работы вы познакомились с применением зрительных иллюзий в одежде, послушали советы, которые вы можете принять к сведению. Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю вам выполнить тестовое задание, где мы постараемся сделать фигуру более или менее идеальной.
Выполнение тестов, по окончании выполнения задания девочки меняются местами и, если необходимо, вносят поправки и оценивают работу друг у друга.
- Пришло время применить ваши знания на практике. Для этого вам необходимо разработать эскиз вечернего платья, который подчеркнет достоинства или скроет недостатки фигуры.
Каждой обучающейся выдается лист формата А4, шаблон женской фигуры.
Нарисовать эскиз с учетом конкретных внешних данных. Время для работы 20 минут.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
По окончании выполнения работы идет защита эскизов. Необходимо ответить на вопросы:
- Какой недостаток фигуры ты попыталась скрыть?
- Что в фигуре тебе удалось подчеркнуть?
- Дай оценку своему эскизу (самооценка, оценка обучающихся, оценка педагога)
В процессе защиты оформляется выставка эскизов.
- Наше занятие подходит к концу, скажите:
Что нового сегодня вы узнали?
Нужны ли вам знания и умения, полученные на занятии?
Где вы можете использовать данный материал?
Далее педагог высказывает собственное суждение об успешных достижениях на занятии.
- Благодарю всех за работу. До свидания!
МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Приветствует детей. Проверяет готовность рабочего места, учебное оборудование. | Приветствуют педагога. Готовятся к занятию. Проверяют необходимость материала для учебного занятия |
Целеполагание и мотивация | Предлагает рассмотреть предметы.
Задает вопросы: Что было продемонстрировано? Из чего выполнены данные предметы? Корректирует ответы обучающихся, дополняет, обобщает и делает выводы. Подводит обучающихся к определению темы занятия. Знакомит с целями и задачами |
Рассматривают предметы. Отвечают на вопросы педагога. Знакомятся с темой занятия, с целями, задачами на учебном занятии. |
Первичное усвоение материала | Дает определение слова “иллюзии”.
Предлагает назвать профессии со зрительными
иллюзиями в своей работе. Предлагает видеопросмотр коллекции одежды по корректировке фигуры |
Активно включаются в мыслительную деятельность, используя имеющиеся знания. Знакомятся с определением слова “иллюзия”. Перечисляют самые разные профессии. Просматривают видеоматериалы, обсуждают, делают выводы |
Закрепление изученного материала | Знакомит с литературой по данной теме.
Предлагает закрепить знания с помощью тестовых
заданий. Предлагает индивидуально выполнить эскиз с учетом конкретных внешних данных. Наблюдает за деятельностью детей, консультирует, оказывает необходимую помощь. Создает ситуацию успеха |
Выполняют тестовые задания, обсуждают и проверяют друг у друга. Выполняют эскиз индивидуально. Представляют эскизы на листах, обсуждают и защищают свои идеи. Дают комментарии к идеям по тканям, цвету, конкретным внешним данным. Анализируют свою деятельность и деятельность других |
Подведение итогов Рефлексия |
Мобилизует обучающихся на анализ и
оценку своей работы. Дает ориентировочные
вопросы, с помощью чего скрыты недостатки и
подчеркнуты достоинства? Предлагает оформить выставку эскизов Высказывает собственное суждение об успешных достижениях на занятии Задает вопросы: Нужны ли те знания и умения, полученные на этом занятии? Где вы будете использовать полученные Знания и умения в дальнейшем? |
Высказывают оценку собственной
деятельности. Оформляют выставку. Отвечают на вопросы педагога |