Цели:
- - повторение и обобщение знаний, полученных в курсе физики 7 класса;
- - контроль и проверка знаний по всем темам курса, умений применять знания для решения конкретных задач;
- - развивать коммуникативные качества, умение работать в группах.
Форма проведения: Деловая игра-путешествие.
Время проведения: В конце учебного года – как заключительный урок курса
Продолжительность: 2 урока по 40 минут
Необходимый реквизит и оборудование:
- Карта путешествий на о.Эврика (рисуется заранее – по желанию и исходя из фантазии автора, можно стилизовать по старинную морскую карту). На карте необходимо отметить красочно: “Мыс Почемучек”, “Город Законоград”, “Страна Художников”, “Остров Ошибок”, “Замок Чародеев”, “Море Нерешённых Задач”, “Море Подсказок”.
- Жетоны красного, синего, зеленого цвета для оценок
- Жетоны красного, синего, зеленого цвета с цифрами от 1 до 30 (по количеству участников) и буквами для определения названия команды
- Листочки с физическими терминами, листочки с формулами для каждого учащегося
- Рисунки для заданий “Страны художников”
- Карточки с описанием устройства физических приборов, изучаемых в 7 классе.
- Динамометр, барометр-анероид, манометр, жидкостный манометр, термометр
- Стаканы с соленой и пресной водой, кусочек сырого картофеля
- Молочная бутылка с широким горлом, бумажное кольцо, монета
- Тарелка, свеча, стакан, вода
- Указатели с номерами команды
- Протокол с фамилиями участников (форма произвольная)
Ход урока
1. Организационный момент
На доске
- карта путешествий
- ответы к заданию “Физические величины” (перед началом урока закрыты)
- название команд (экипажей) – будут вписаны после выполнения задания
жетоны (оттенки жетонов должны отличаться от номеров участников, чтобы не возникла путаница, либо могут быть другого цвета):
- красный – оценка “5”
- синий – оценка “4”
- зеленый – оценка “3”
Столы в классе сдвигаются таким образом, чтобы получилось 3 группы. На каждый стол – указатель с номером группы по цвету (красный. синий, зеленый). Определить место для жюри и гостей.
Перед началом игры каждый участник получает жетон с номером и буквой. Это личный номер участника. Рассаживаются по группам в соответствии с цветом жетона с номером. Перед началом игры вся группа пытается собрать из отдельных букв, указанных на жетонах, название команды, которое затем вписывается на доску: I команда – “Давление”, II – “Мощность”, III – “Энергия”. (названия команд могут быть и другими, но лучше физическими терминами)
Обязательное условие – каждый участник может отвечать только 1 раз. Это позволит в командной форме работы принимать участие всем. Помощь команды не возбраняется.
2. Вводное слово ведущего. Определение целей и задач урока.
Чтобы узнать, как называются команды, участники должны из букв составить слово, обозначающее физическую величину, и дать определение этой физической величине. Ответивший правильно становится старшим помощником капитана (учителя).
Чтобы отправиться в плавание, в путешествие, мы должны хорошо знать условные обозначения, поэтому….
1-й конкурс – “Физическая азбука”.
На столах конверты №1, в которых листочки с названиями физических величин для каждого учащегося (Приложение 1). На листочке указать личный номер, вписать обозначение физической величины и единицы измерения. После этого старший помощник собирает все листочки и передает другим командам для проверки (открыть ответы на доске).
Поставить оценки: ошибок нет – “5”, 1-2 – “4”, 3-4 – “3”, более – “2”.
Все проверенные листочки передаются в жюри для внесения результата в Протокол.
3. Итак, мы можем отправляться в путешествие и первая остановка на Мысе Почемучек.
2-й конкурс. Все дети любят задавать вопросы, вечно мучают родителей их “Почему?”. Вы вполне можете помочь родителям и ответить на эти вопросы ваших младших братишек и сестренок.
Вопросы задаются всем командам одновременно, ответить можно только 1 раз.
а) Почему железнодорожные шпалы кладут на сыпучий балласт (песок, гравий, щебень), а не непосредственно на твердую почву?
б) Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде организмов, даже если снаряд взорвался не в непосредственной близости?
в) Почему подводная лодка, сделанная из стали, в воде не тонет, а маленький гвоздик сразу идет ко дну?
г) Почему автомобиль с неисправными тормозами запрещается буксировать с помощью гибкого троса?
д) Почему после дождя опасно съезжать на автомобиле по грунтовой дороге с уклоном вниз?
е) Почему космонавту нужен скафандр?
Каждому ответившему жетон.
4. А теперь мы прибываем в город Законоград.
Здесь живут основные формулы и законы.
3-й конкурс
а) Заполним “таможенную декларацию”. Конверт № 2. Вставить в формулы недостающие обозначения (величины) (Приложение 2)
4-й конкурс
б) Окажем уважение жителям этого города, назовем их по именам
– Закон о том, что если что-то кому-то передаешь, то всегда надо делиться поровну (закон Паскаля);
– Закон о том, что не то все золото, что блестит;
– Закон о том, что если даже и упало, то совсем не значит, что пропало. (закон сохранения энергии)
5. Мы погостили в г.Законограде и сейчас пребываем в страну Художников.
Здесь живут веселые художники, которые зашифровывают свои задачи в рисунках (рисунки подготовлены заранее) (Приложение 3).
5-е задание командам
- придумать задачу по рисункам;
- решить ее (это выполняют другие команды, которым рисунки с формулировкой задачи передаёт помощник капитана).
Можно воспользоваться подсказкой учителя 1 раз, так как рядом Море Подсказок.
6. На нашем пути остров Ошибок.
А значит, здесь живут ошибки, а наша задача их исправить.
6-й конкурс
Даны физические приборы и инструкции к ним, при чём инструкции разложены неверно. Нужно определить, о каком приборе идет речь, найти его, рассказать о его назначении, достоинствах, недостатках. (Приложение 4)
7. Все ошибки исправлены и мы можем смело отправляться дальше.
Но на нашем пути замок Чародеев. Они приготовили для вас несколько практических заданий
7-й конкурс. Выполнение заданий по карточкам. (Приложение 5)
8. Итак, все справились с задачами в замке Чародеев, и вот теперь мы пребываем на о.Эврика.
Как Вы думаете, почему он так называется?
Целый год мы с Вами находили ответы на массу разных вопросов, сделали много разных открытий, пусть своих, маленьких, домашних. И теперь можно подвести итоги.
Считаем количество жетонов. Определяем победителя (идёт работа жюри, объявление победителя).
Учитель оценивает работу каждого, т.к. каждый ребёнок в течение урока смог получить несколько оценок за различные виды заданий (это может быть объявлено и на следующем уроке).
Впереди нас ждет Море Нерешенных Задач!