КЮИ, посвященные природе

Разделы: Музыка


Цель: Раскрыть социальную обусловленность происхождения музыкального жанра – кюй-посвящение.

Задачи образовательные:

  • сформировать представления о музыкальном жанре;
  • закрепить понятие «кюй», дать понятия «кюи-посвящения - арнау»;
  • познакомить с различными домбровыми школами и их основоположниками (Курмангазы, Таттимбет);
  • познакомить с новыми музыкальными произведениями – примерами музыкальных жанров (кюи-посвящения – «арнау»).

Задачи воспитательные:

  • воспитывать интерес к казахской инструментальной музыке;
  • воспитывать эстетическое отношение к музыке в жанре кюи-посвящения – арнау.

Задачи развивающие:

  • развивать навыки восприятия казахской инструментальной музыки.

Репертуар:

  • Курмангазы «Сары арка»;
  • Таттимбет «Саржайляу».

Виды детской музыкальной деятельности:

  • восприятие музыки;
  • музыкально-познавательная деятельность.

Оборудование:

  • музыкальные инструменты (фортепиано, домбра);
  • магнитофон;
  • фонохрестоматия;
  • портреты – Курмангазы, Таттимбет;
  • мультимедийный проектор;
  • слайды.

Ход урока

Орг. момент. Звучит музыка, дети входят в класс. (музыка М. Минкова, слова Ю. Энтина «Дорога добра»).

Приветствие: «Здравствуйте, ребята», «Здравствуйте, учитель».

  • Ребята, под какую музыку мы с вами вошли в класс, к какому жанру она относится? («Дорога добра» музыка М.Минкова, слова Ю. Энтина. Это песня. Вокальный жанр.)
  • Что такое жанр? (Жанр – это определенный тип произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число (произведений, сочинений.)
  • Какие жанры музыкального искусства вы знаете? (инструментальный, вокальный).
  • Что такое инструментальная музыка? вокальная музыка? (Музыка вокальная, предназначенная для человеческого голоса (песня, романс, серенада, ария). Музыка инструментальная (симфония, соната этюд, прелюдия), звучащая без слов в исполнении скрипача, пианиста, трубача или различных групп музыкантов).
  • Какие жанры сформировались в казахской народной музыкальной классике? (музыкально-поэтический, инструментальный).

Нельзя глубоко почувствовать национальную самобытность казахов, их духовность, не обратившись к музыке. Известно, в ней - душа народа. (Приложение 1)

Инструментальная музыка – богатейший пласт самобытной казахской музыкальной культуры. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами, верованиями.

Итак, инструментальная музыка - музыка, предназначенная для исполнения на различных музыкальных инструментах.

  • А какие виды инструментальной музыки вы знаете? (Сольная, ансамблевая, оркестровая).
  • Как вы думаете, чем представлена казахская инструментальная культура? (самобытным инструментарием, жанровым своеобразием, самобытной исполнительской традицией).
  • Какие вы знаете казахские народные музыкальные инструменты? (Струнные – домбра, кобыз, жетыген, шертер; духовые – сыбызгы, кос сырнай, керней, ускирик; ударные – дабыл, асатаяк, конырау, дангыра).
  • Назовите жанр казахской инструментальной музыки? (Кюй). (Приложение 2)

Кюй является зрелым, высокоразвитым искусством, впитавшим в себя весь эпос нации. Казахами кюй воспринимается еще и как священное письмо предков, выраженное в музыкальной форме. Расцветом жанра кюя стал XIX век, представленный авторским творчеством исполнителей кюев – кюйши – профессионалов устной традиции.

Кюй носит программный характер.

Что значит программная музыка? (К программным (от греч. «программа» –«объявление», «распоряжение») относятся музыкальные произведения, которые имеют определенный заголовок или литературное предисловие, созданное или избранное самим композитором. Программная музыка благодаря конкретному содержанию доступна и понятна слушателям, а ее выразительные средства более рельефны и ярки).

Раньше перед исполнением кюя музыканты в устном рассказе излагали его содержание. При этом рассказ и музыка были художественно равноправны. Мастерство музыкантов оценивалось не только качеством игры, талантом инструментальной импровизации, но и владением слова.

В ходе постепенного исторического развития инструментальная музыка перестала быть просто средством иллюстрирования. Между рассказом и кюями установились новые соотношения. Музыка сама стала представлять высокую художественную ценность, она стала нести самостоятельное содержание, раскрывать различные характеры и настроения.

Кюй как основной жанр традиционной казахской инструментальной культуры продолжает развиваться и в наши дни.

  • Как называют исполнителя кюя? (Кюйши).
  • Как называют музыканта, который не только исполняет, но и сочиняет кюи? (Композитор-кюйши).

Искусство каждого кюйши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью, различными средствами музыкальной выразительности, высоким уровнем исполнительского мастерства.

Сегодня мы познакомимся с произведениями великих композиторов-кюйши.

Показ портрета композитора.

Курмангазы – великий народный композитор-кюйши, автор многих замечательных произведений для домбры и непревзойденный их исполнитель. Недаром в народе его называют «отцом кюев» – тем самым подчеркивается исключительная роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры.

Курмангазы родился в Уральской области. С ранних лет он восхищал окружающих мастерской игрой на домбре. Первым наставником, приобщившим Курмангазы к искусству кюя, был кюйши Узак. Курмангазы совершенствовал мастерство, разучивая произведения знаменитых кюйши Букеевской Орды – Байжумы, Шеркеша и др. Это и определило его дальнейшую судьбу, Курмангазы становится профессиональным домбристом. В настоящее время опубликовано более 60 кюев.

Курмангазы страстно любил свою родину, и вершиной его творчества по праву можно считать кюй «Сары арка», что в переводе означает «Золотая степь». Это самое известное произведение Курмангазы, завоевавшее необычайную популярность не только в Казахстане, но и во всем мире.

Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и жизнерадостный характер музыки.

Слушание музыки (кюй Курмангазы «Сары арка») домбровое исполнение.

  • Каков характер музыки? (Светлый, жизнерадостный, стремительный, возвышенный).
  • Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение «Сары арка»? (Музыка как бы рисует бескрайние просторы яркой, красочной, золотой казахской степи и изображает движение).

Музыка передает не только красоту золотой степи, но и символизирует порыв к свободе, передает победную песню души народа.

Какой инструмент исполняет кюй? (Домбра).

Показ домбры.

  • А что вы можете рассказать о домбре? (Казахский народный струнный музыкальный инструмент (щипковый). Она имеет 2 жильные струны. Длина инструмента 800–1300 мм. Домбра делается из дерева: ели, сосны, ореха, тала, березы, кедра).
  • Как звучит домбра? (ярко, энергично, ритмично).
  • Как вы думаете, кому посвятил свой кюй Курмангазы? (Природе) Почему?

В казахской музыкальной культуре песня или кюй – посвящение называется Арнау.

Кому еще могли посвящать свою музыку композиторы? (Арнау создавались в честь друга, учителя, любимого коня, птицы, посвящались маме, родной природе, любимой девушке и т. д.).

Сегодня мы познакомимся с еще одним музыкальным произведением, кюем, который посвящен природе. Написал его Таттимбет - выдающийся композитор-кюйши.

Показ портрета композитора.

Таттимбет был не только выдающимся композитором-кюйши, но и известным певцом-импровизатором, искусным оратором (шешен), знатоком древних обычаев, легенд и преданий и, наконец, профессиональным бием (судьей). Благодаря столь разносторонней деятельности Таттимбет получил всеобщее признание и любовь.

Родился Таттимбет в нынешнем Егиндыбулакском районе Карагандинской области в крестьянской семье. Интерес к музыке привила ему мать. Игре на домбре он учился у брата. Дед хотел, чтобы Таттимбет стал бием, поэтому родители определили его учеником к знаменитому судье. Учение Таттимбету давалось легко, он быстро освоил свод степных законов, познакомился с основами ораторского искусства. Вскоре Таттимбет, несмотря на свой юный возраст, начинает самостоятельную судебную практику. Он разбирает различные жалобы, решает споры, вершит суд. Благодяря находчивости, остроумию, справедливости Таттимбет становится известен по всей округе.

Таттимбет не оставляет занятия музыкой. Он участвует в песенных и инструментальных состязаниях, выступает как домбрист, а также много сочиняет.

В 1855 году в жизни Таттимбета происходит необычное событие: в составе казахской делегации он участвует в коронации царя Александра II. На приеме у царя Таттимбет играет свои кюи, за что удостаивается серебряной медали.

Таттимбет автор свыше 40 кюев.

И сегодня мы с вами послушаем кюй «Саржайляу» («Золотая летовка»). Его можно считать одним из шедевров творчества Таттимбета. Кюй поражает слушателей необычной мелодичностью. В этом произведении композитор передает образ жайлау. Мелодия кюя рождает образ прекрасной казахской степи с ее лугами, пастбищами, зеркальными озерами.

Послушайте музыку, обратите внимание на звучание музыкального инструмента, на светлый и лиричный характер музыки.

Ильяс Джансугуров. Домбра. Кюй.

Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные ручьи,
На сердце радость напевай.
Чтоб весь туман в горах исчез.
Чтоб тучи все сошли с небес,
чтоб все заслушалось тебя,
Твои напевы полюбя,
Еще сильней, домбра, играй!
Три колышка да две струны,
Да девять узелков – домбра,
Да десять пальцев, что вольны
Любые вызывать ветра.
Скачите, пальцы, словно конь,
В прекраснейшей из всех погонь,
Играй еще сильней, домбра!
Эй, слушай, трудовой народ,
Как сладостно домбра поет
В руках народного кюйши.
И даль степей, и страсть души –
Все обращает в кюй игра!
Играй еще сильней, домбра!

Слушание музыки (кюй Таттимбет «Саржайляу») домбровое исполнение.

  • Каков характер музыки? (светлый, жизнерадостный, лиричный, нежный, возвышенный).
  • Что вы представили, слушая эту музыку?
  • Кому посвятил кюй Таттимбет? (природе).
  • Для кого музыкального инструмента написан кюй?

Существует 2 основные разновидности домбры – западная и восточная.

Домбры, распространенные в западных районах Казахстана, отличались сравнительно большими размерами, имели овальную форму корпуса и тонкий гриф. Для домбр восточных областей характерны меньшие размеры. Корпус восточной домбры был плоским, а гриф – коротким и широким. На домбру натягивали две струны, которые раньше делали из тонких козьих или бараньих кишок. Корпус и гриф домбр украшали орнаментом.

Западноказахстанская домбра используется, главным образом, как сольный инструмент (её репертуар составляют кюи), восточно-казахстанская домбра преимущественно аккомпанирует пению.

Разные формы домбры были обусловлены особенностями двух исполнительских традиций:

  1. Шертпе. (Приложение 3)
  2. Токпе. (Приложение 4)
  • Послушайте музыку еще раз и обратите внимание, что изменится в звучании музыки Курмангазы?
  • В чем сходство и отличие этих кюев?

Повторное слушание кюя Курмангазы «Сары арка» в исполнении оркестра казахских народных инструментов, кюя Таттимбет «Саржайляу» домбровое исполнение.

  • Что изменилось в звучании музыки Курмангазы? (звучало много инструментов, и музыка стала еще более красочной, колоритной). Мы услышали кюй Курмангазы «Сары арка» в исполнении оркестра казахских народных инструментов.
  • А что такое оркестр? (Оркестр казахских народных инструментов – большой коллектив музыкантов, играющих на казахских народных музыкальных инструментах).
  • Изменилось звучание музыки Таттимбета?
  • В чем сходство и отличие этих кюев?

Сходства:

  1. Кюи созданы казахскими композиторами.
  2. Написаны кюи для казахского народного музыкального инструмента - домбра.
  3. Кюи посвящены природе.

Отличия:

  1. Курманагзы – представитель западноказахстанской традиции домбровой школы.
  2. Таттимбет – представитель центрально-казахстанской традиции домбровой школы.
  3. Различен прием игры на домбре.
  4. Характер кюя Курмангазы стремительный, волевой; кюй Таттимбета мелодичный, напевный.

Обобщение урока.

  • С какими произведениями мы сегодня познакомились?
  • Кто их написал?
  • Традиции, какой домбровой школы представляет Курмангазы? Таттимбет?
  • Что такое шертпе? Токпе?
  • Чему посвящены кюи?
  • Как называется в казахской музыкальной культуре кюй-посвящение?

Кюй «Сары арка» считают вершиной не только творчества Курмангазы, но и всей казахской музыки. Для кюя характерно светлое, жизнерадостное настроение, вызывающее духовный прилив и эмоциональный подъем у слушателей.

Кюй Таттимбета «Саржайлау» («Золотая летовка») поражает слушателей необычной мелодичностью. В кюе через красоту природы передается ощущения человека, его духовный мир, размышления о сущности бытия.

Сегодня мы услышали волшебные звуки кюя и можем сделать вывод о том, что казахская инструментальная музыка – важная часть казахской музыкальной культуры.

Домашнее задание:

  1. Повторить, что такое казахская инструментальная музыка, кюй, кюй-посвящение-арнау, кюйши, композитор-кюйши, домбра, оркестр казахских народных инструментов.
  2. Прочитать о творчестве композиторов-кюйши Курмангазы, Татттимбет,
  3. Слушать казахскую инструментальную музыку, обращать внимание на характер звучания, на тембр инструментов, исполняющих ее.
  4. Нарисовать то, что вы представляли, слушая кюи Курмангазы и Таттимбета.

Литература:

  1. ГОСО начального образования РК. – Алматы, Республиканский издательский кабинет Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина, 1998.
  2. Программы для 1-4 классов по музыке. - Алматы: РОНД, 2003. – 20 с.
  3. Методическое руководство к учебнику «Музыка»: Для учителей 1-2 классов общеобразовательной школы / С.А.Елеманова, Р.Н.Валиуллина, А.К.Маханова, М.А.Саильянц, Ш.Б.Кульманова. – Алматы: Атамура, 1998. – 96 с.
  4. Музыка: Учебник для 2 класса общеобразовательной школы / С.А.Елеманова, Р.Н.Валиуллина, А.К.Маханова, А.А.Саильянц, Ш.Б.Кульманова. – Алматы: Атамура, 1998. – 144 с.
  5. Казахская музыкальная литература. Уч. для дет. муз. шк:/ Сост. и общ. ред. С.А.Елемановой. – Алма-Ата: Онер, 1993. – 208 с.