Цели:
- Формирование представления о животноводстве как составной части сельского хозяйства, его роли в жизни человека, о труде животноводов. Познакомить с основными направлениями животноводства (овцеводство, скотоводство, свиноводство, птицеводство, коневодство, пчеловодство). Дополнить знания учащихся о животноводческих профессиях (доярка, скотник, свинарка).
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к окружающему миру (животным).
Оборудование:
- Сюжетные картинки;
- Таблички с названиями отраслей животноводства;
- Видео кассета «Хочу все знать» (альманах), сюжет «Ферма – автомат»;
- Предметы для игры (сыр, мед, снежок, яйцо, меховая шапка, моток шерсти).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над новой темой.
1. Игра «найди лишнее слово».
- Вам даны пять слов, вы должны найти одно лишнее:
- медведь;
- волк;
- заяц;
- корова;
- лиса.
- Почему слово корова лишнее? Докажите.
2. Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных.
- А как вы думаете, давно ли человек приручил животных?
- /Сообщение учителя/ Люди занимались разведением животных еще в глубокой древности. (Рисунок 8). Скорее всего первыми были охотники, они приносили с охоты маленьких диких кабанят, баранов и выращивали их. Становясь взрослыми, эти животные приносили потомство, о котором человек заботился. Заметив, что прирученные животные приносят пользу, люди стали их разводить. Так от охоты человек приходит к новому для него виду деятельности, которое называется – животноводство. (Вывешивается табличка).
- Прочитайте. Что оно обозначает?
- Учащиеся дают свои варианты ответов. Затем сверяют с определением в учебнике.
3. Животноводство подразделяется на направления, которые мы сегодня на уроке разберем.
А) Скотоводство (Корова). (Рисунок 1).
(Энциклопедия - Что такое? Кто такой? т.2, с.149 - 150).
- А где живут коровы, быки?
- Как за ними ухаживает человек?
(видеосюжет – мясо – говядина).
А где у нас в Усольском районе разводят коров и откуда привозят молоко на
молокозавод?
(поселки: Белореченский, Железнодорожник, Большая Елань).
Загадка:
Сама пестрая, ест зеленое, дает белое? (Корова).
Б) Птицеводство (куры, утки, гуси, индейки, голуби, перепела, цесарки). (Рисунок 2).
(Энциклопедия - Что такое? Кто такой? т.2, с.175 - 176).
Мясо, яйца, перо, пух.
В год одна птица дает 200 – 250 яиц.
Большие птецефабрики.
- А в нашем районе, области есть птицефабрики?
(СХАО Белореченское, Окинская и Зиминская птицефабрики).
Профессия – птичница.
Загадка:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает.(Петух).
В) Свиноводство (Рисунок 3).
(Энциклопедия - Что такое? Кто такой? т.3, с.152 - 154).
(Слабое зрение, острый нюх, хорошо плавает, вес до 500 килограммов).
Наш Усольский Свинокомплекс знаменит на всю Россию.
- А какие продукты питания получают из свинины?
Профессия – свинарка.
Загадка:
Спереди пятачок,
Сзади крючок.
Посередине спинка
А на ней щетинка.(Свинья).
Г) Овцеводство (Рисунок 4).
(Энциклопедия - Что такое? Кто такой? т.2, с.323 - 324).
В 1980 году в мире насчитывался 1 млрд. овец. Известно 800 пород. Очень выносливые (тропическая жара, горные районы). Ягнята рождаются весной.
Кашемир (козы элитной породы).
Загадки:
По горам, по долам
Ходит шуба и кафтан.(овца, баран).
Д) Коневодство (Рисунок 5).
(Энциклопедия - Что такое? Кто такой? т.2, с.212 - 213).
Город Иркутск – ипподром, конезавод. Разводят лошадей для верховой езды.
Лошади лечат детей – инвалидов.
- Где в городе видели лошадь?
(Цирк, аттракционы).
Загадка:
Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.(Конь).
Е) Пчеловодство (Рисунок 6).
(Энциклопедия - Что такое? Кто такой? т.2, с.413).
Разведение пчел для получения меда и воска.
- А почему мед бывает разного цвета? (липовый, гречишный).
- А какие полезные свойства меда для человека?
Ж) Оленеводство (олени, косули, лоси, изюбры). (Рисунок 7).
(Энциклопедия - Что такое? Кто такой? т.2, с.328 - 329).
- У оленей особенная шерсть – сердцевина волоса наполнена воздухом, а воздух хорошо сохраняет тепло. Оленья упряжка бежит со скоростью 100 км/ч и везет груз в 100 кг.
- Для жителей Севера значение оленей?
Профессия – оленевод.
Загадка:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.(Олень).
З) Звероводство.
Выращивание норок, соболей, песцов, нутрий и других пушных зверей, дающих ценный мех.
- Где используется?
- Иркутская меховая фабрика.
Профессия - зверовод.
4. В животноводстве работают миллионы доярок, коневодов, овцеводов, ветеринаров и людей других профессий. Многие трудоемкие процессы в животноводстве сейчас механизированы.
5. Связь животноводство – растениеводство.
6. Игра на закрепление.
Перед вами продукты и вещи. К какому направлению животноводства их можно отнести? Почему? (сыр, снежок, мед, яйцо, меховая шапка, моток шерсти, унты).
7. Домашнее задание:
Я приготовила для вас рисунки домашних животных – вы дома их должны раскрасить и подписать, к какому направлению животноводства они относятся.
8. Оценка знаний учащихся за работу на уроке.
9. Итог урока.