Цель: Формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Оборудование:
- маршрутные листы для каждого класса;
- настои лекарственных трав (ромашка, шиповник, брусника);
- фонограммы (звуки леса, ритмическая гимнастика для детей);
- модели здоровых зубов и зубов, поврежденных кариесом;
- картинки: продукты, режим дня;
- памятки: советы доктора Здоровая Пища, правила сбора и обработки лекарственных растений;
- белые халаты;
- стенд с рисунками детей на тему: «Здоровый образ жизни».
- Разрезные буквы «Здоровье», которые дети получают на каждой станции.
План проведения игры.
1. Открытие.
Участники игры собираются в актовом зале. Приходит школьный доктор с большой сумкой.
Зал.
Оформление: на стенде набраны рисунки детей надпись: «Приём ведёт доктор».
(Школьный доктор выходит в центр с большой коробкой).
Д.:- Здравствуйте, ребята! А знаете ли вы, что обозначает моё приветствие? Я сказала вам «Здравствуйте»и при этом пожелала вам здоровья. Здравствуйте, значит «будьте здоровы!». Я пришла сегодня к Вам на очередное занятие и надо сказать, что пришла я не с пустыми руками.
(Выбегают 2 ребёнка, начинают выстраиваться галочкой).
Р.:- Там, наверное, шприцы?
Д.:- Нет!
(Выбегают ещё 2 ребёнка).
Р.:- Там конфеты, шоколад?
(Доктор отрицательно качает головой).
Р.:- Но что же нужно для ребят?
Д.: – Удивительный вопрос: Здесь аскорбинок целый воз, витамины, соки фрукты – только лучшие продукты.
Р1:- Мы узнали доктор Вас!
Все: – Школьный доктор – высший класс.
Р2: - Научил нас умываться
Р3: – И опрятно одеваться.
Р4:- Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Р5: – К спорту мы неравнодушны.
Р6:- Аккуратны и послушны.
Р1:- Мы сильны, крепки, красивы – всем на зависть и на диво.
Р2:- Хором скажем мы для Вас:
Все – Здоровье главное для нас.
Д: – Так ли это?
Мы проверим.
Открывайте шире двери!
Р3:- Доктор отличный проводит прием.
Р4:- Каждый получит здоровье при нём.
Д: – Всех излечим, исцелим,
Здоровье каждому дадим.
Карты в руки вы берите
И на прием друзья спешите
(Раздаёт детям маршрутные листы) Доктор уходит со словами: «До встречи на приеме».
Учителя: - Ребята, каждый класс получил карту следования.
Вас ждут доктора:
- Травкин.
- Чистюля.
- Здоровая Пища.
- Движение.
Мы надеемся, что, побывав на приеме у 4-х докторов, вы узнали много нового – интересного для себя.
А главное – вы узнали, что самое ценное для человека.
А узнав это, вы узнаете как зовут доктора, который сегодня ведёт прием в нашей школе.
(Дети отправляются по маршруту).
2. Путешествие по станциям.
а) Станция «Зелёная аптека».
Учитель: Надевает халат, теперь он доктор Травкин. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
1-ый ведущий:
Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
2-й ведущий:
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить,
Мы Вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья,
Что пригодны для лечения!
1-ый ведущий:
С некоторыми из них мы сейчас Вас познакомим.
Стоит в лесу кудряшка –
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?
Под музыку появляется Ромашка.
Ромашка: Это, я Ромашка. Ромашка – переводится как «милая простая». Родина моя Америка. Давным-давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм парохода, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так я попала в Россию.
2-й ведущий: Милая ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка:
Если случится тебе простудиться,
Появиться кашель, подниматься жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымиться
Слегка горьковатый душистый отвар.
(Детям предлагают отвар ромашки).
1-ый ведущий:
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Под музыку появляется Подорожник.
Подорожник: Это я, подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
2-ой ведущий: Дорогой подорожник, а чем ты полезен?
Подорожник: Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, дёсны кровоточат, беги ко мне срочно. Я помогу!
1-ый ведущий: Жжется, а не огонь; злая, а людей лечит. Кто это?
Под музыку появляется Крапива.
Крапива: Это я, Крапива. Люди про меня говорят, что одна крапива заменяет семерых врачей. Мне посвящена целая поэма: «Сон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное с мёдом колики лечит надёжно. Рекомендуется пить при разных заболеваниях».
Шиповник: Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей, у заветного местечка есть волшебная аптечка: там красные таблетки развешаны на ветке. Меня зовут царем кустов за цвет и за запах моих лепестков. Хоть куст мой зелёный Вас ранить готов, но я помогу всем больным и тем, кто здоров.
Брусника: Листик с глянцем, ягодки с румянцем, а сами кусточки – не выше кочки.
1-ый ведущий: Ты Брусника! А как ты помогаешь людям?
Брусника: Жар, головные боли, плохой аппетит. Выпей отвар моих листьев, мгновенно забудешь о них. (Детям предлагают отвар брусники).
Тысячелистник: Белый щит на тысяче листьев, расту на бугре, помогу в беде.
2-й ведущий: А чем ты можешь помочь, Тысячелистник?
Под музыку появляются Шиповник, Тысячелистник, Брусника и Мать-и-мачеха.
Ведущие (вместе): Вы кто? Зачем вы к нам пришли?
Растения (вместе): Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения.
1-ый ведущий: Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?
Шиповник: Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нём содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете! (Детям предлагают отвар шиповника).
Мать-и-мачеха:
Ярко-жёлтый цветок, неказистый!
Сверху листьев холодная гладь,
Снизу – ласковый слой бархатистый,
Словно тронет приветливо мать.(Мать-и-мачеха).
2-й ведущий: Знаем ты Мать-и-мачеха!
Мать-и-мачеха: Если кашель вас замучил, воспаленье началось, подружитесь со мной скорее, и, обещаю, все пройдет.
Тысячелистник: Я, как и подорожник, людям помогаю: раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.
Викторина.
- Какое растение поможет тебе, если та натёр ногу? (Подорожник, тысячелистник).
- Победить кашель трудно, но на помощь придут… (Ромашка и мать-и-мачеха).
- А от температуры спасают… (Брусника и шиповник).
Учитель: Молодцы, ребята! Мы сегодня много вам рассказали и поиграли. Но растения хотят дать наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна.
Ромашка:
Увидел молодой росток,
Не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись.
Пройдут года, и вырастет там
Целебная трава.
Брусника:
Лес зелёный охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
В конце занятия учитель раздаёт детям памятки «Правила сбора и обработки лекарственных растений». (Приложение 1)
б) Станция «Здоровая пища».
Занятие ведёт школьный доктор.
- Здравствуйте дети. Сегодня я - доктор Здоровая Пища. Как часто Вы приходите ко мне в кабинет с жалобами на боли в животе? Почему они возникают?
Сценка «Про девочку, которая плохо кушала». (Приложение 2)
- Какая знакомая ситуация. А ведь для того, чтобы быть здоровым, надо правильно питаться.
- Я Доктор Здоровая Пища советую, чтобы правильно питаться, нужно выполнять 2 условия: умеренность и разнообразие. Что значит умеренность?
- Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переваривать.
- Что значит разнообразие? Ни один продукт не дает всех питательных веществ для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи –содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).
Игра «Юный кулинар».
Карточки с продуктами.
Дети должны «приготовить кашу» и «сварить борщ».
Среди карточек найти те, которые нужны для приготовления того или иного блюда.
В конце игры остались карточки с изображением чипсов, сухариков и т. д. Дети объясняют, почему эти продукты лишние и полезны ли они для здоровья.
Доктор Здоровая Пища даёт вам советы (Памятки). (Приложение 3)
в) Станция «Чистюля».
Занятие ведёт родительница в роли доктора.
- Ребята, вы были на станции «Здоровая Пища»? А что помогает вам переваривать пищу? (Зубы).
- Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если потерять постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.
Работа со стихотворением «Как у нашей Любы…»
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные –
Детские, молочные…
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?..
- Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб поврежден, в нём дырочка).
- Почему появилось повреждение?
- Зубы покрыты эмалью. Она твёрдая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес).
(Можно использовать рисунок – строение зуба).
Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из трёх основных частей:
- Коронка- часть зуба, которая видна в полости рта;
- Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;
- Шейка- часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.
- Дырка в зубе – всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам…
- Как же ухаживать за зубами?
Практикум «Чистка зубов» (Все дети выполняют порядок чистки зубов).
- Зубная щётка располагается вдоль линии дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
- Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движения зубной щётки – снизу вверх.
- Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движения щётки – вперёд назад.
- Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
- Не забудьте почистить язык.
Теперь проверим на сколько внимательны вы были на занятии.
Советы от старшеклассников:
Вам мальчишки и девчушки,
Приготовили частушки.
Если наш совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет.Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!Говорила маме Люба:
Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? Нет!Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубки.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!Ох, неловкая Людмила
На пол щётку уронила.
С пола щётку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда? Нет!Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.Зубы вы почистили
И идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!Запомните совет полезный,
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
Нет, нет, нет, нет!Вы, ребята, не устали,
Пока здесь стихи читали?
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что – нет.
Теперь итоги подведите
И что запомнили – скажите.
Дети хором читают наизусть стихотворение
Разучивание стихотворения:
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
г) Станция «Движение».
Занятие ведёт учитель физкультуры в роли доктора.
Дети заходят под музыку.
Учитель рассказывает детям о роли движения в жизни человека, о необходимости соблюдать режим дня.
Игра «Составь режим дня школьника».
Детям предлагаются карточки с режимными моментами.
3. Итог.
Все команды вновь собираются в актовом зале.
Учителя:
Вот и закончилось наше маленькое путешествие.
Надеюсь, что вы узнали много интересного.
Вы пришли не с пустыми руками
Памятки!? Интересно!
Буквы?! А зачем они?!
Кажется, я понимаю.
Мы ещё не узнали имя доктора
Который сегодня ведёт приём в нашей школе.
(Дети собирают на стенде слово «Здоровье»).
Приём ведёт доктор Здоровье.
Запомните, здоровье – это ценный дар
Его беречь и охранять нам надо.
Поэтому, давайте дружно скажем
Все: Здоровье – это главная награда.
(В заключении дети поют песню).
Ни мороз нам не страшен, ни жара.
Удивляются даже доктора,
Почему мы не болеем,
Почему мы здоровее
Всех ребят из нашего двора.
Припев:
Потому, что утром рано
Заниматься нам гимнастикой не лень;
Потому, что водою из-под крана
Обливаемся каждый день!Мы дела выбираем потрудней,
Мы задачи решаем посложней,
Мы повсюду успеваем,
Мы усталостей не знаем,
И звучит наша песня веселей.
Литература:
- Журнал «Педсовет» №4. 1999г.
- Журнал «Педсовет».
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. М., 1999г.