Открытый урок литературы в 11-м классе "Любовь к родному пепелищу"

Разделы: Литература


Цель: проанализировать идейно–художественное своеобразие отдельных глав книги И. Шмелева «Лето господне».

Оборудование:

  • текст произведения;
  • фотографии писателя;
  • раскладушка по биографии писателя;
  • картины Кустодиева;
  • видеоматериал. (Приложение 1).

Словарная работа:

  • хронотоп;
  • синестезия.

«Писатель сильного темперамента, страстный, бурный, очень одаренный и подземно навсегда связанный с Россией» Б. Зайцев.

«В ней я показываю лицо святой Руси, которую ношу в своем сердце… Россию, которая заглянула в мою детскую душу…» И. Шмелев.

«Эту книгу надо иметь и постоянно возвращаться к ней, утешаться, очищаться, лечиться ею». И.А.Ильин.

Урок — эвристическая беседа. На предыдущем занятии учащимся предложено прочитать следующие главы книги:

  • ч. I: «Мартовская капель», «Троицын день», «Яблочный Спас», «Рождество»;
  • ч. II: «Ледоколье», «Ледяной дом»;
  • ч. III: «Москва», «Кончина».

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством Ивана Сергеевича Шмелева. Успех «Богомолья» вдохновил писателя создание новой книги с теми же героями, но более широким размахом повествования. По сути, это была новая эпопея: о русской христианской душе. Главная тема «Лета Господня» - тема исторической памяти – заявлена уже в эпиграфе к роману – строках Пушкина:

Два чувства дивно близки нам-
В них обретает сердце пищу-
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Помнить прошлое и строить настоящее по законам прошлого – в этом, по Шмелеву, основа незыблемости мира. В таком мире есть главное – осмысленность, одухотворенность, «обоженность» повседневной жизни, быта. Память в «Лете Господнем» - категория не только этическая, но и эстетическая: именно по законам благодарной памяти построено повествование Шмелева. Россия, детство, дом в родном Замоскворечье увидены внутренним, духовным окном.

Смысл заглавия романа (сообщение учащегося).

Смысл заглавия романа.

В названии романа «Лето Господне» заключена его идея. И. А. Ильин так объясняет его: «Два солнца ходят по русскому небу: солнце планетное, дававшее нам бурную весну, каленое лето, прощальную красавицу - осёнь и строго - грозную, но прекрасную и благодатную белую зиму; и другое солнце, духовно-православное, дававшее нам весною- праздник светлого, очистительного Христова Воскресенья, летом и осенью — праздники природного и жизненного благословения, зимою, в стужу, — обетованное Рождество и духовно бодрящее Крещение. И вот Шмелев показывает нам и всему остальному миру, как ложилась эта череда двусолнечного вращения на русский народно-простонародный быт и как русская душа, веками строя Россию, наполняла эти сроки Года Господня своим трудом и молитвой. Вот откуда это заглавие «Лето Господне», обозначающее не столько художественный предмет, сколько заимствованный у двух Божиих Солнц строй и ритм образной смены. <…> Это сама Россия. Это вековечный ритм ее молитвы и труда».

Напомним, что изначально слово «лето» имело в русском языке два значения: Лето — самая теплая пора года и единица исчисления времени. Второе, устарелое значение сохранилось в таких словах и сочетаниях, как летописание, летосчисление, несколько лет. («Повесть временных лет» — так называется свод древнерусских летописей). Заглавие романа — «Лето Господне» — объединяет оба значения, что придает новый глубинный смысл этому знакомому и привычному всем слову.

Лето в природе — это пора расцвета, полноты и буйства жизненных сил, непреходящая радость бытия. Таким летним, благословенным днем, по мнению Шмелева, становится каждый час, каждый день, каждый год человеческой жизни если они озарены внутренним, духовным светом — светом Божественного присутствия.

Вывод учителя:

Название книги взято из Библии: В Евангелии от Луки рассказывается, что Христос видит свою цель в том, чтобы, «проповедовать лето Господне благоприятное». При этом под «летом» имеется в виду время спасения человечества.

Композиция и жанр романа (сообщение учащегося).

В основе композиционной модели романа Шмелева — круг Принцип круговой композиции реализуется как на макроуровне (весь роман), так и на микроуровне (отдельная глава), а также организует пространственно-временные отношения (хронотоп), систему образов и персонажей произведения. В центре этой замкнутой, «круглой Вселенной» — мальчик Ваня.

Время романа. Повествование строится в соответствии с православным церковным календарём.

Кольцевая композиция романа отражает годовой цикл календарных праздников и обрядов: действие не движется вперед, а как бы вращается по кругу, вслед за движением солнца.

Части вторая и третья в сравнении с первой носят более личный характер.

Автобиографическому циклу Шмелева давали самые разнообразные жанровые определения. «Лето Господне» называли романом-сказкой, романом-мифом, романом- легендой, даже романом-грезой, подчеркивая тем самым силу творческого преображения действительности в произведении. Но «Лето Господне» — это еще и роман воспитания, так как его внутренний сюжет – это путешествие детской души, ее становление под влиянием повседневного общения с миром взрослых.

Фигура мальчика Вани — организующий центр всего романа, вокруг него строится, вращается тот мир, неотъемлемой частью которого является и он сам. Если время романа, как уже отмечалось, цикличное, замкнутое (действие движется по кругу), то модель пространства строится по принципу расширяющихся концентрических кругов. Эти круги включены друг в друга и неразрывно связаны между собой.

  • Первый круг — самый маленький, являющийся для Вани центром его детской Вселенной, — это дом. Дом держится на отце. Отец — олицетворение живого, деятельного начала, пример жизни «по совести».
  • Второй круг — двор, Калужская улица. Фигуры приказчика Василь Василича Косого, няньки Домнушки, балагура Дениса, красавицы Маши выписаны Шмелевым мастерски и с любовью. Каждый из героев при всей своей «типичности» и «обобщенности» незабываем и неповторим.
  • Третий круг — Москва, «колодец русскости» (И, Л. Ильин), душа России, с ее тенистыми садами, Москвой-рекой, бесчисленными храмами, древним Кремлем. Москва у Шмелева предстает живым, одушевленным существом: она торгует, строится, гуляет, печалится, радуется и молится.
  • Четвертый круг, объемлющий собой все другие, — зто Россия. «Я слышу всякие имена, всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула. А внизу тихая белая река, крохотные лошадки, санки, ледок зеленый, черные мужики, как куколки. А за рекой, над темными садами, — солнечный туманец тонкий, в нем колокольни-тени, с крестами в искрах, — милое мое Замоскворечье». («Постный рынок»).

Все эти расширяющиеся круги внешнего пространства вмещает внутреннее пространство памяти автора-повествователя.

Циклическая, круговая композиция романа отражает глубинный смысл произведения. Идея прогресса, с ее устремленностью в будущее (а оно оказывается не таким светлым, как ожидают), пренебрежением ко дню сегодняшнему, обесценивает жизнь, выхолащивает ее.

Жанр – автобиографическое повествование.

Работа с текстом.

1. Определите время и место событий, этой книги. От чьего лица ведется повествование в главе «Рождество», в остальных главах? Каков художественный смысл подобного совмещения повествовательных перспектив?

Действие книги разворачивается, судя по ряду косвенных свидетельств, в 1879 г.: повествование ведется от лица 6-летнего мальчика Вани, сына состоятельного замоскворецкого подрядчика. Введение в произведение ребенка в роли центрального героя-повествователя — прием не столь редкий для русской литературы. По-детски субъективное восприятие мира, меняющееся по мере взросления и накопления жизненного опыта героя, позволяет не только отстраненно взглянуть на привычные для человека взрослого вещи: считается, что ребенок гораздо острее и непосредственнее переживает все, что с ним происходит, и поэтому мир взрослых получает в его глазах подчас неожиданное преломление и оценку. Однако есть еще одна важная особенность повествовательной перспективы в этом произведении: в некоторых главах за рассказчиком-ребенком просвечивает образ повествователя — взрослого человека (см., например, лирическое отступление в главе «Яблочный Спас»: «И теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, похожее на грушовку запахом...» и.т. д.). Эта тенденция наиболее полно проявилась в главе «Рождество» первой части, построенной в форме рассказа взрослого — ребенку. Таким образом, картина мира, воссоздаваемая в произведении с разных точек зрения, получает объемность: на детское, непосредственное восприятие накладывается восприятие умудренного опытом взрослого человека, чья память сохранила самое важное и дорогое и, видимо, «очищенное» от всего случайного и негативного («плохое быстро забывается»).

2.

  • О чем повествует глава «Мартовская капель»?
  • Что такое «Великий пост»?
  • Как изображается писателем труд по набивке льдом погребов?
  • Какую роль в повествовании играет образ лужи?

«Великий пост» — пост накануне христианского праздника Пасхи. Важно здесь обратить внимание на диалектику «строгости», в какой постящиеся держат себя, и начинающееся радостное пробуждение природы. Ощущение праздника оставляет даже работа по набивке погребов льдом, и праведник Горкин «сквозь пальцы» смотрит на некоторые вольности работающих. Особое место в этой главе занимает образ лужи, которая символизирует собой незыблемость и разумность мироздания, не требующего от человека никакой переделки и усовершенствования: «Спокон веков она живет. Так уж ей тут положено. Кто ее знает... может, так, ко двору прилажена!» — говорит мудрый Горкин.

3.

  • Как изображены торжества по случаю церковного праздника в главе «Троицын день»?
  • Что вы знаете об этом празднике?
  • Какой смысл несет старинная «молитовка» прабабушки Устиньи?
  • Почему Горкин не разрешает Андрейке на Троицын день копать землю?

День Святой Троицы отмечается православной церковью на пятидесятый день после Пасхи: в основе его — библейское предание о явлении Аврааму в облике трех ангелов бога Яхве, в чем христиане видят первое проявление тайны троичности единого божества. Шмелев особое внимание уделяет народным поверьям, связанным с этим праздником, некоторые из которых восходят еще к дохристианской эпохе: поверью о Христовой лесенке, о том, что на Троицу сам Господь нисходит на землю, что на Духов день обязательно должна быть гроза и т. д. Преемствеаность народного православия по отношению к многим дохристианским традициям прекрасно передает и «молитовка» прабабушки Устиньи, не случайно вызывающая гнев отца Виктора, так как обращена эта молитовка к «матери сырой земле».

«Завтра вся земля именинница», — говорит Горкин: в народном календаре Троица знаменовала собою рубеж между зимой и летом, начало летних полевых работ. Березка символизировала собой неисчерпаемую силу жизни.

4.

  • Почему второй Спас в народе получил прозвание Яблочного?
  • Как это отразилось в содержании главы «Яблочный Спас»?
  • Найдите в главе примеры синестеичских образов (образов, совмещающих разные виды чувственного восприятия — обоняния, осязания, зрения, слуха и т. д.). Какие мотивы сближают эту главу с рассказом И. Бунина «Антоновские яблоки»?

Второй Спас отмечают 6 (19) августа в день Преображения Господня — в Евангелии говорится, что в этот день на горе Фавор перед лицом двух своих учеников Иисус Христос преобразился: его одежды стали белыми, а от лица и рук начало исходить сияние. В народе именно со второго Спаса начинался сбор яблок и овощей: до этого собирать и есть садовые яблоки запрещалось (см. также разъяснения Горкина). Эта глава — одна из самых чувственных в книге: в ней ярко воплотилось то, что называют синестезией — сопряжением разных видов чувственного восприятия, создающее ощущение полноты жизни, активизирующее все органы чувств («кисло трещат кузнечики, и кажется, что и от этого треска исходит свет — золотистый, жаркий», «а я дышу и дышу этим сладким и липким духом» и др.). Есть в главе и образ, отсылающий нас к рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки, — в обоих случаях неожиданно попавшееся яблоко заставляет рассказчика памятью возвращаться к далекому прошлому, к изобилию былой жизни.

5.

  • Какова роль зачина в главе «Рождество»?
  • Как справляли Рождество в дореволюционной России?
  • Как вы понимаете смысл фразы «Морозная Россия, о... тепло»?

См. комментарий к вопросу 1. Вся глава построена на антитезах: холодная зима («мороз такой, что воздух мерзнет») — теплые души людей, тепло человеческого праздника («Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь»).

6. Как в главах «Ледокольня» и «Ледяной дом» раскрывается характер отца мальчика, Горкина, Василь Василича? Сравните Сергея Ивановича — отца мальчика и его крестного — Кашина, Почему Кашина называют «тискотером»? Как вы понимаете слова мальчика о слепленной Андрюшкой из снега собаке: «Впервые тогда явилось передо мною — чудо. Потом я познал его»?

Особое отношение к труду — вот что сближает таких разных людей, как отец Вани, Василь Василич и Горкин. Сергей Иванович не столько боится заказ потерять, сколько позора, что не справился со взятой на себя работой («никогда не было такого, осрамить меня...»); с малых лет он приучает сына к труду. Так же к труду относится и Василь Василич: несмотря на свое пристрастие к спиртному, он никогда не забывает о своем деле, о чем свидетельствует и комичный случай в Ледяном доме. Что еще объединяет их — умение не злом, а ласкою привлечь к себе людей, даже таких непростых, каковы «поденные» («Ласке учил папашенька... и соблюдаю, пальцем не зацеплю!..»). И здесь добрый и горячий Сергей Иванович противостоит мироеду Кашину — человеку, который «доход любой ценой» сделал принципом, смыслом и главной целью своей жизни. История же с Ледяным домом раскрывает и еще одну типично национальную черту героев — их страстность, способность всю душу вложить в увлекшее их дело, «баловство», по выражению людей «трезвых». Недаром «запойность» и в деле, и в питье становится одновременно и положительным качеством, и бедой многих героев Шмелева («Нигде таких мастеров, окромя как запойные, злющие до энтово... уж судьба-планида так... выводит из себя... ух ты, какие мастера!» - горячится Василь Василич). Истинное мастерство для Вани — чудо, которое не осознается им, а именно является ему, хотя показательно здесь и равнодушное отношение русских мастеров к своим талантам, пропиваемым ими (например, Андрейка, который сломал сделанного им снегового Бушуя).

7.

  • Как описана Москва в одноименной главе?
  • Какую роль в главе играет сцена чтения стихав о Москве?
  • Что сближает Крынкина с другими известными вам героями книги?

Страстность, сердечность, широта души, любовь к своей родине, к Москве — отличительные черты Крынкина, как и многих героев этой книги. Смысл главы «Москва» — это прощание с Москвой Сергея Иваныча, и гимн столице Руси (в то время — не Российского государства, а именно купеческо-мещанской Руси).

8.

  • Как отношение православных людей к смерти проявилось в словах, обозначающих смерть, умирание, в главе «Кончина» («провожают в дальнюю дорогу», «уйти туда», «отмучился», «отошел»)?
  • Какую роль в этой главе играют разъяснения Горкиным смысла обряда отпевания?
  • Какие черты характера отца унаследовали его дети?

См. учебник. Страстность, горячность Сони и доброта, сердечность Вани — родовые черты, унаследованные детьми от их отца: этими чертами, как и доброй памятью, отец даже после смерти остается в своих детях.

9. Язык Шмелева.

Великолепный русский язык Шмелева отмечали все без исключения, кто говорил о его творчестве. Выше уже приводились замечательные шмелевские описания – перечни лавок, еды, явлений природы, людей. В них неповторимый колорит начала 20 века.

Не менее красочен писатель при передаче языка своих персонажей. Люди из народа много и охотно употребляют пословицы, поговорки, прибаутки, часто связанные с религиозными понятиями, обрядами и приметами: «У Бога всего много», «Пришел пост – отгрызу у волка хвост», «Перелом поста – щука ходит без хвоста», «Подошли Спасы – готовь запасы», «Варвара – Савва – мостит, Никола гвоздит».

И персонажи, и рассказчик умеют найти яркие, порой грубоватые определения

Тех или иных действий, предметов: яблоко маслится, лошадей тпрукают, на санках рухают, едоки чавкают, хрупают, место для стирки белья – портомойня (от слова портки).

Шмелев донес до современного читателя подробности колядования, катаний с гор, состязаний купающихся в проруби, игры в блина. В «Лете Господнем» множество песен: от озорных дразнилок – до старинных похоронных, от пастушьих – до городских мещанских романсов.

Особый пласт составляет церковная лексика. В обеих книгах приводятся цитаты из Евангелий, тропарей, псалмов, молитв. С одной стороны, это придает повествованию возвышенно духовное содержание. Но с другой, Шмелев настолько тесно соединяет старославянизмы с бытовой лексикой, что избегает какой бы то ни было велеричивости.

Можно сказать, что сакральное у него обытовлено, а быт одухотворен.

10. Беседа по картинам Б. Кустодиева.

11. Обращение к эпиграфам и выводы.

12. Домашнее задание на усмотрение учителя.