Интегрированный урок (естествознание + математика) в 3-м классе (по системе Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Естествознание.
Кровь. Сердце и его работа.

Цель:

  1. Закрепление и расширение знаний детей о крови.
  2. Роль сердца в нашем организме. Охрана сердца.
  3. Работа над развитием речи учащихся.

Оборудование. Таблицы:

  1. «Кровеносная система»;
  2. «Работа сердца»;
  3. «Состав крови»;
  4. Муляж сердца, микроскопы 12 штук, банка - 5 литров, имитирующая кровь (вода с марганцовкой);
  5. Пластилин;
  6. Капля крови.

Математика.
Умножение и деление на двух и трехзначное число.

Цель:

  1. Умение умножать и делить на двух и трехзначное число;
  2. Продолжать работу по закреплению табличных случаев умножения и деления;
  3. Закреплять умение решать и анализировать задачи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Практическая работа . (Самонаблюдение за кровообращением).

Учитель:

Поднимите правую руку вверх, а левую отпустите вниз (учитель зеркально 1 минуту).Отпустите руки на стол. Что заметили? Чем объяснить разницу?

Дети:

От правой руки кровь «отхлынула», кожа посветлела, а к левой «прилила», кожа покраснела.

Учитель:

Почему возможно движение крови в организме?

Ответы детей:

Кровь движется по кровеносным сосудам, но кровь не может двигаться сама по себе, ее заставляет двигаться сердце.

3. Сообщение темы и цели урока по математике и естествознанию.

Что вам известно про кровь? (ответы детей).

4. Практическая работа.

У детей на партах пластилин (красный и белый), они лепят красные и белые шарики.

Знакомство со словами: эритроциты, лейкоциты.

Учитель: А сейчас мы посмотрим клетку крови человека под микроскопом.

Обратите внимание на количество эритроцитов и лейкоцитов в одной капле крови.

5. Работа с микроскопом (дети смотрят в микроскоп).

Учитель:

  1. Если считать эритроциты человека со скоростью сто штук в минуту, то понадобится 450 тысяч лет.
  2. Если их уложить рядом, то получилась бы лента в 3 раза опоясывающая земной шар по экватору.

6. Работа по таблице: «Состав крови».

На таблице схематично изображены эритроциты, лейкоциты и плазма.

Учитель: Сколько крови у человека?

Дети: (у взрослого 5 литров, у ребенка 3 литра).

Учитель: Может ли кровь сама по себе двигаться?

Дети: (нет, ее двигает сердце).

7. Знакомство с темой «Сердце».

Учитель:

  • Что знаете о сердце? (ответы детей, дополнение учителя). Сердце четырехкамерное (левое и правое предсердие, левый и правый желудочек). Кровь от сердца выталкивается в аорту (эта кровь богата кислородом), а возвращается по венам (эта кровь с углекислым газом).
  • Знакомство с муляжом сердца.
  • Работа по таблице «Работа сердца».

Учитель:

Почему аорта толстая? (кровь сильно выталкивается, стенки могут порваться).

Сравните стенки сердца.

8. Работа с таблицей «Кровеносная система» (артерии, капилляры, вены).

Словарная работа со словами артерии, капилляры, вены.

Почему вены артерии большие?

Почему синий и красный цвет у вен? (на таблице венозная и артериальная кровь).

9. Решение задач.

Задача №1: За 1 минуту сердце перекачивает 5 литров крови. Сколько крови перекачивает сердце за 1 урок, т.е. за 40 минут?

5х40=200 (л.)

Ответ: 200 литров.

Задача №2: Давайте посчитаем, сколько это банок.

200:5=40 (б)

Ответ: 40 банок.

Задача №3: Сколько литров крови перекачает сердце за 1 час?, за 1 сутки?

5х60=300 (л.)

300х24=7200 (л.)

Ответ: 300 литров, 7200 литров.

Учитель:

По таблице мы разобрали (что желудочек выталкивает кровь, и она ударяется о стенки кровеносных сосудов).

Как вы думаете, как называется такое колебание?

Дети: (Пульсом).

Учитель: Где его можно прощупать?

Вызывается ученик (шея, виски, запястье), показать на ученике.

10. Практическая работа (Подсчитывание пульса).

Поставьте левую руку на локоть, ладонью к себе, правой рукой «обнять» запястье левой руки так, чтобы только пальцы правой руки лежали на крае левой и подсчитайте пульс за 1 минуту.

Результаты проверяются и сравниваются.

11. Решение задачи.

Сердце сокращается за 1 минуту 75 – 80 раз. Сколько сокращений сделает сердце за 1 час, за сутки, за год?

75х60=3800 раз;

Ответ: 3800 раз.

За сутки 100 тысяч ударов, за год 40 миллионов ударов.

12. Физкультминутка.

Выполните 10 приседаний как «мячики», измерьте пульс за 10 секунд, умножьте на 6 и запишите результат, сравните с состоянием покоя.

Что заметили?

Объясните, почему после физических упражнений усиленно бьется сердце?

Дети: (работают мышцы тела, им требуется больше питательных веществ и кислорода).

Учитель: Кроме того, в них образуется больше углекислого газа и других веществ. Чтобы мышцы получили необходимые вещества и избавились от «ненужных» сердце бьется быстрее.

13. Решение задач.

Задача №1.

За 1 минуту в состоянии покоя сердце перекачивает 5 л крови. Сколько крови перекачает сердце при физической нагрузке, если известно, что оно перекачивает в 4 раза больше?

5х4=20 (л.)

Ответ: 20 литров.

Задача №2.

У новорожденного ребенка сердце весит - 20 граммов, увеличьте его в 10 раз? Какова масса сердце сейчас у вас?

20х10=200 (г.)

Ответ: 200 граммов.

14. Итог урока.

  1. Чем мы сегодня занимались на уроке?
  2. Что нового и интересного узнали на уроке?
  3. Какой орган у человека главный? (Сердце главный орган человека).
  4. Что необходимо делать, чтобы сердце работало надежно и долго?

Ответы детей:

  • Укреплять мышцы сердца (физическая посильная работа, заниматься физкультурой, зимой кататься на санках, лыжах, коньках, летом плавать, бегать, играть и загорать);
  • Нельзя сильно бегать, можно ослабить сердце;
  • Чередовать труд с отдыхом;
  • Нагрузку повышать постепенно;
  • Вести здоровый образ жизни (не пить, не курить);
  • Проводить физминутки, проветривать помещения.

15. Домашнее задание.

1. Математика:

  1. Измерить пульс у родителей и у себя: в состоянии покоя, после физической нагрузки через 1 минуту, 5 минут.
  2. Результаты измерений запишите в таблицу: Сравнение пульса у ребенка и взрослого.

2. Естествознание:

  1. Конкурс плакатов «Берегите сердце»;
  2. В дополнительных источниках найти интересный материал о крови и сердце.