Естествознание.
Кровь. Сердце и его работа.
Цель:
- Закрепление и расширение знаний детей о крови.
- Роль сердца в нашем организме. Охрана сердца.
- Работа над развитием речи учащихся.
Оборудование. Таблицы:
- «Кровеносная система»;
- «Работа сердца»;
- «Состав крови»;
- Муляж сердца, микроскопы 12 штук, банка - 5 литров, имитирующая кровь (вода с марганцовкой);
- Пластилин;
- Капля крови.
Математика.
Умножение и деление на двух и трехзначное число.
Цель:
- Умение умножать и делить на двух и трехзначное число;
- Продолжать работу по закреплению табличных случаев умножения и деления;
- Закреплять умение решать и анализировать задачи.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Практическая работа . (Самонаблюдение за кровообращением).
Учитель:
Поднимите правую руку вверх, а левую отпустите вниз (учитель зеркально 1 минуту).Отпустите руки на стол. Что заметили? Чем объяснить разницу?
Дети:
От правой руки кровь «отхлынула», кожа посветлела, а к левой «прилила», кожа покраснела.
Учитель:
Почему возможно движение крови в организме?
Ответы детей:
Кровь движется по кровеносным сосудам, но кровь не может двигаться сама по себе, ее заставляет двигаться сердце.
3. Сообщение темы и цели урока по математике и естествознанию.
Что вам известно про кровь? (ответы детей).
4. Практическая работа.
У детей на партах пластилин (красный и белый), они лепят красные и белые шарики.
Знакомство со словами: эритроциты, лейкоциты.
Учитель: А сейчас мы посмотрим клетку крови человека под микроскопом.
Обратите внимание на количество эритроцитов и лейкоцитов в одной капле крови.
5. Работа с микроскопом (дети смотрят в микроскоп).
Учитель:
- Если считать эритроциты человека со скоростью сто штук в минуту, то понадобится 450 тысяч лет.
- Если их уложить рядом, то получилась бы лента в 3 раза опоясывающая земной шар по экватору.
6. Работа по таблице: «Состав крови».
На таблице схематично изображены эритроциты, лейкоциты и плазма.
Учитель: Сколько крови у человека?
Дети: (у взрослого 5 литров, у ребенка 3 литра).
Учитель: Может ли кровь сама по себе двигаться?
Дети: (нет, ее двигает сердце).
7. Знакомство с темой «Сердце».
Учитель:
- Что знаете о сердце? (ответы детей, дополнение учителя). Сердце четырехкамерное (левое и правое предсердие, левый и правый желудочек). Кровь от сердца выталкивается в аорту (эта кровь богата кислородом), а возвращается по венам (эта кровь с углекислым газом).
- Знакомство с муляжом сердца.
- Работа по таблице «Работа сердца».
Учитель:
Почему аорта толстая? (кровь сильно выталкивается, стенки могут порваться).
Сравните стенки сердца.
8. Работа с таблицей «Кровеносная система» (артерии, капилляры, вены).
Словарная работа со словами артерии, капилляры, вены.
Почему вены артерии большие?
Почему синий и красный цвет у вен? (на таблице венозная и артериальная кровь).
9. Решение задач.
Задача №1: За 1 минуту сердце перекачивает 5 литров крови. Сколько крови перекачивает сердце за 1 урок, т.е. за 40 минут?
5х40=200 (л.)
Ответ: 200 литров.
Задача №2: Давайте посчитаем, сколько это банок.
200:5=40 (б)
Ответ: 40 банок.
Задача №3: Сколько литров крови перекачает сердце за 1 час?, за 1 сутки?
5х60=300 (л.)
300х24=7200 (л.)
Ответ: 300 литров, 7200 литров.
Учитель:
По таблице мы разобрали (что желудочек выталкивает кровь, и она ударяется о стенки кровеносных сосудов).
Как вы думаете, как называется такое колебание?
Дети: (Пульсом).
Учитель: Где его можно прощупать?
Вызывается ученик (шея, виски, запястье), показать на ученике.
10. Практическая работа (Подсчитывание пульса).
Поставьте левую руку на локоть, ладонью к себе, правой рукой «обнять» запястье левой руки так, чтобы только пальцы правой руки лежали на крае левой и подсчитайте пульс за 1 минуту.
Результаты проверяются и сравниваются.
11. Решение задачи.
Сердце сокращается за 1 минуту 75 – 80 раз. Сколько сокращений сделает сердце за 1 час, за сутки, за год?
75х60=3800 раз;
Ответ: 3800 раз.
За сутки 100 тысяч ударов, за год 40 миллионов ударов.
12. Физкультминутка.
Выполните 10 приседаний как «мячики», измерьте пульс за 10 секунд, умножьте на 6 и запишите результат, сравните с состоянием покоя.
Что заметили?
Объясните, почему после физических упражнений усиленно бьется сердце?
Дети: (работают мышцы тела, им требуется больше питательных веществ и кислорода).
Учитель: Кроме того, в них образуется больше углекислого газа и других веществ. Чтобы мышцы получили необходимые вещества и избавились от «ненужных» сердце бьется быстрее.
13. Решение задач.
Задача №1.
За 1 минуту в состоянии покоя сердце перекачивает 5 л крови. Сколько крови перекачает сердце при физической нагрузке, если известно, что оно перекачивает в 4 раза больше?
5х4=20 (л.)
Ответ: 20 литров.
Задача №2.
У новорожденного ребенка сердце весит - 20 граммов, увеличьте его в 10 раз? Какова масса сердце сейчас у вас?
20х10=200 (г.)
Ответ: 200 граммов.
14. Итог урока.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Что нового и интересного узнали на уроке?
- Какой орган у человека главный? (Сердце главный орган человека).
- Что необходимо делать, чтобы сердце работало надежно и долго?
Ответы детей:
- Укреплять мышцы сердца (физическая посильная работа, заниматься физкультурой, зимой кататься на санках, лыжах, коньках, летом плавать, бегать, играть и загорать);
- Нельзя сильно бегать, можно ослабить сердце;
- Чередовать труд с отдыхом;
- Нагрузку повышать постепенно;
- Вести здоровый образ жизни (не пить, не курить);
- Проводить физминутки, проветривать помещения.
15. Домашнее задание.
1. Математика:
- Измерить пульс у родителей и у себя: в состоянии покоя, после физической нагрузки через 1 минуту, 5 минут.
- Результаты измерений запишите в таблицу: Сравнение пульса у ребенка и взрослого.
2. Естествознание:
- Конкурс плакатов «Берегите сердце»;
- В дополнительных источниках найти интересный материал о крови и сердце.