Интегрированный урок (окружающий мир + изобразительное искусство) по теме "Осенние изменения в неживой природе"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цель урока: Закрепить знания и изобразить изменения в неживой природе осенью.

Задачи урока:

  1. Определять по внешним признакам периоды осени.
  2. Учить анализировать, обобщать, делать выводы.
  3. Развивать речь, умение слушать.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи художественно-эстетического направления:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве.

  • Эмоционально откликаться на красоту осени в природе и художественных произведениях.

Формирование художественно-творческой активности личности.

  • Творчески включаться в наблюдение примет осени.
  • Проявлять интерес к творческим успехам одноклассников.

Формирование художественных знаний, умений и навыков.

  • Формировать навыки самостоятельной организации рабочего места.
  • Владеть начальными навыками работы гуашевыми красками и их смешением.
  • Развивать композиционные умения.
  • Развивать способность проводить широкие, тонкие, искривленные линии.

Материалы и оборудование:

  • аудиозапись П.И. Чайковкого “Времена года”;
  • записи на доске, ватмане пословиц, примет, кроссворда;
  • разноцветные формы листиков разных деревьев;
  • рисунки с изображением явлений в неживой природе;
  • фотографии, представляющие разные периоды осени;
  • шапочки с названием месяцев (для учеников);
  • репродукции пейзажей русских художников (И.И. Левитан, И.И. Шишкин, В.Д. Поленов и др.)
  • гуашь, кисти, альбомные листы, баночки, салфетки.

Ход урока

Организационный момент.

Знакомство с темой урока. Завязка.

Учитель.

А. Плещеев.

Лес задумчивый овеян голубою дымкою,
Каждый листик серебрится тонкой паутинкою
Листья кленов пестрой стайкой
Тихо – тихо падают.
От реки притихшей веет
Легкою прохладою,
Молчаливые тропинки
В даль уходят синюю,
Над лесами пролетают
Стаи журавлиные.

- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

Ученики.

- Об осени.

Учитель.

- Сегодня на уроке мы вспомним и поговорим об изменениях в неживой природе осенью. Какие же явления в неживой природе происходят осенью?

А для этого вы должны отгадать загадки, отгадки которых помогут разгадать кроссворд и узнать ключевое слово.

1.

Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце,
Ну, конечно, это… (солнце)

2.

С неба звезды падают,
Лягут на поля,
Пусть над ними скроется
Черная земля,
Много – много звездочек
Тонких, как стекло,
Звездочки холодные,
А земле тепло. (снег)

3.

Пыль поднимает,
Деревья качает.
Воет – завывает
С деревьев листья срывает,
Тучи разгоняет,
Волны поднимает. (ветер)

4.

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (туман)

5.

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает.
И бормочет, и поет, убаюкивает. (дождь)

Учитель вывешивает картинки – отгадки и открывает слова кроссворда.

солнце

снег

ветер

туман

дождь

Учитель.

- Осень пришла к нам не одна, а со своими родными братьями. Хотите знать, как их зовут? Тогда отгадайте загадки.

Первый ученик выходит к доске и загадывает.

Опустел наш сад вишневый,
И на южный край земли
Полетели журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришел?

Ученики.

- Сентябрь.

Первый ученик надевает шапочку “сентябрь”.

Второй ученик выходит к доске и загадывает.

Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?

Ученики.

- Октябрь.

Второй ученик надевает шапочку “октябрь”.

Третий ученик выходит к доске и загадывает.

Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи!

Ученики.

- Ноябрь.

Третий ученик надевает шапочку “ноябрь”.

Учитель.

- Вы правильно угадали осенние месяцы. Давайте еще раз их назовем.

Учитель предлагает детям игру (проходит и как физкультминутка).

Учитель.

- На листиках, которые вы получили, стоят цифры, они обозначают месяцы.

1 – сентябрь, 2 - октябрь, 3 – ноябрь. На столах лежат иллюстрации с изображением природы в разные периоды осени. Займите место у той, где изображен ваш месяц.

Проверка домашнего задания. Развитие действия.

Учитель.

- А сейчас я вам предлагаю послушать рассказ о приключениях Листика, который приготовили для нас ребята.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

Выходит к доске ученик.

- Ах, какой замечательный день! – сказал листочек. Светит солнышко (вывешивает на доску картинку с изображением солнышка). Иногда оно играет в прятки. Прячется за тучку серую (вывешивает картинку с изображением тучки). А из тучки дождик начинает лить (картинка с изображением дождика). Но набежит ветер-шалун и прогонит тучку хмурую. И опять нам весело!

Второй ученик.

- А какие у нас яркие костюмы: у одних они золотистые, у других – изумрудно-зеленые, у третьих ярко-красные и даже бордовые! (На доске появляются разноцветные листики). Но, порой, ветер шалун резко налетит, подхватит целый хоровод листочков, и полетят, закружатся они в чудесном танце. Ах, как красиво!

Учитель.

- Какое значение имеет листопад?

Ученики.

- Приспособление к зимней засухе, защита деревьев от поломок.

Третий ученик.

- Иногда по утрам от речки поднимается туман, и все вокруг исчезает (рис. тумана). Мы даже друг друга не видим. И почему так происходит? (похолодание)- слово на доске. Но вот просыпается солнышко, прогоняет все тучи, и нам опять весело.

Учитель.

- Как называется этот период осени?

Ученики.

-Золотая осень.

Учитель вывешивает на доску иллюстрацию “золотой” осени.

Учитель.

- У каких растений листья краснеют?

Ученики.

- У рябины, осины, черемухи, смородины.

Учитель вывешивает на доску листики деревьев и кустарников, названных учениками.

Учитель.

- А мы продолжаем слушать рассказ Листика.

Четвертый ученик.

- Все холодней и холодней становится. И ветер все беспощаднее (рисунок с изображением ветра вывешивается на доску). Все чаще срывает он листочки и заставляет кружиться их в яростном танце. Только на верхушке деревьев дрожат озябшие листья.

Учитель.

- Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними?

- Самые молодые листья дольше живут. Опадают последними.

Пятый ученик.

- И солнышко все реже выглядывает из-за тяжелых серых туч, которые все чаще проливают слезы на землю (рисунки с изображением туч, дождя). А недавно из самой хмурой тучи посыпался снег (рисунок с изображением снега вывешивается на доску). Он медленно кружился, опускаясь нам на плечи, но, касаясь земли, таял, превращаясь в грязь.

Учитель.

- Недаром октябрь в народе называют “грязником”. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет. Как называется этот период осени, о котором поведал Листик?

Слово “середина” учитель вывешивает на доску.

Шестой ученик.

- Мне очень грустно и холодно, особенно ночью, когда все чаще приходят заморозки. Я остался совсем один. Все мои братья, подхваченные ветром, улетели далеко-далеко.

Седьмой ученик.

- Даже солнышко прячется за серыми хмурыми тучами, в которых рождаются снежинки. И, кружась в медленном танце, опускаются на землю, укутывая ее в белое покрывало. Но вот опять налетел ветер. Он подхватил меня и, качая, как в колыбели, плавно опустил на землю…

Учитель.

- Как называется этот период осени?

Ученики.

-Предзимье.

Учитель изобразительного искусства.

- Наш урок продолжается. И сейчас мы все вместе превратимся в осенние листики. (Игра на развитие выразительности движений, раскрепощения, эмоционального настроя)

Мы листики осенние,
На ветках мы висим (руки вверх подняли)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (учащиеся свободно кружатся, машут руками, изображая полет листиков)
И на землю тихо сели.
Тихо сели…
Все на доску посмотрели…

Закрепление. Кульминация.

Учитель изобразительного искусства.

- Ребята, МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ прислал нам очень много замечательных репродукций русских художников. На них мы видим все времена года.

Зрительный ряд: И. Левитан. Березовая роща, Цветущие яблони, В. Поленов. Ранний снег, И. Грабарь. Февральская лазурь, И. Остроухов. Золотая осень, Е.Волков. Октябрь, И. Шишкин. Зима.

- Но нам предстоит оставить только те, на которых изображена осень.

На доске – осенние пейзажи разных периодов.

Учитель изобразительного искусства.

- А теперь давайте расположим репродукции в той последовательности, в какой происходят изменения в осенний период.

Обучающиеся составляют зрительный ряд.

И. Остроухов. Золотая осень, Е.Волков. Октябрь, В. Поленов. Ранний снег.

Учитель изобразительного искусства.

- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

Недавно, МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ поведал одну очень грустную историю. Произошло все осенью, но в какой период уже никто не помнит. А что произошло, нам расскажут и покажут ребята.

Инсценированное представление учащимися.

Превращенные в деревья

В одном лесу жила очень дружная и крепкая семья. Папа, могучий, сильный человек, работал лесником.

Мама - женщина стройная, высокая, с роскошными кудрявыми волосами. Она с утра и до позднего вечера хлопотала по дому. И была у них веселая, милая дочка. Ее друзьями были птицы и звери, живущие в этом лесу.

Но однажды случилась беда.

Родители были заняты своими делами. Девочка заигравшись, оказалась на полянке злой ведьмы. Не любила ведьма посещения людьми своих владений. И на этот раз, увидев маленькую незваную гостью, ведьма сильно разозлилась и превратила ее в пушистую елочку.

До самого утра следующего дня папа и мама искали, кликали по лесу свою дочку, но все напрасно. И вдруг, они услышали под ногами шепот опавших листьев. Те указывали путь, по которому пробегала их девочка. Придя на место, родители поспешили подойти к своей дочке-елочке, но не успели они до нее дотронуться, как сами превратились в деревья. Говорят, они до сих пор там так и стоят.

Учитель изобразительного искусства.

-Ребята, как вы думаете, а в какие деревья превратились родители?

Ученики.

- Дуб и березу.

Учитель изобразительного искусства.

- МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ просил им помочь. А как это можно сделать?

Ученики.

- Изобразить эти деревья.

Индивидуальное творческое выполнение работы с изображением ели, березы, дуба с характерными признаками того или иного осеннего периода. В процессе работы проводится физкультминутка.

Итог. Последствие.

Выставка работ по группам: сентябрь, октябрь, ноябрь. Созерцание. Обсуждение работ.

Учитель изобразительного искусства.

-Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Были не только художниками, но и волшебниками. МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ будет вами доволен.

Урок продолжает учитель начальных классов.

Учитель.

- Название какого месяца спряталось в пословице?

1) В (…) синица просит осень в гости.

Ученики.

- В сентябре.

Учитель.

2) Плачет (…) холодными слезами.

Ученики.

- Октябрь.

Учитель.

3) В (…) зима с осенью борется.

Ученики.

- В ноябре.

С доски дети все вместе читают запись, заранее подготовленную учителем.

Здравствуй, гостья-зима!

Психологическое завершение урока. Если урок ребятам понравился, они очень громко друг другу аплодируют, если не понравился, то очень тихо.

Бурные аплодисменты.

Учителя благодарят учеников за хорошую и плодотворную работу.