Сегодня не является секретом, что многие родители переложили воспитание детей на телевизор, компьютер, детский сад, школу, самоустранились от процесса воспитания своих детей, заняты лишь зарабатыванием денег, обустройством жилища и своей личной жизни, заботой о материальном благополучии семьи. Дети вырастают сытыми, хорошо одетыми, но злыми, чёрствыми, завистливыми, жестокими.
Вот почему на современном этапе развития школы одним из приоритетных направлений деятельности классного руководителя, является работа с семьёй.
Классный руководитель служит проводником между ребёнком и окружающим его миром, который относится к ребёнку как к источнику своего профессионального роста и его творческого дерзания, который видит в ребёнке Личность и принимает его таким, каким создала его природа, который стремиться направить свою деятельность на максимальное развитие ребёнка, на формирование гуманной и культурной личности.
Что нужно сделать, чтобы родители осознали, что именно они закладывают фундамент успеха или несостоятельности в будущем своего ребёнка, как помочь им в воспитании, как повернуть семью лицом к школе, как заинтересовать их школьной жизнью.
Первое знакомство с родителями будущих первоклассников начинается ещё в детском саду, на открытых занятиях, праздниках, родительских собраниях. Я наблюдаю за родителями, за их заинтересованность проблемами воспитания, родительской активностью. Родители задают вопросы мне как будущему учителю своих детей.
На первом родительском собрании “ Как подготовить ребёнка к школе”, которое проходит уже в здании школы, за год до поступления детей в школу, мы уже встречаемся как старые добрые знакомые.
Второе родительское собрание проходит в мае, я знакомлю родителей с “Уставом школы” и её традициями, знакомлю с УМК, по которому мы будем учиться, даю список школьных принадлежностей, необходимых первокласснику, раздаю памятки “Ваш малыш скоро станет школьником”, родители создают экспресс – портрет будущего первоклассника. (Приложение 1 и Приложение 2). Теперь моя задача - заинтересовать родителей школьной жизнью, привлечь их к участию в ней. Я предлагаю родителям помочь мне в организации и проведении праздника “Волшебный ключик”, который состоится 1 сентября после торжественной линейки. Создаётся творческая лаборатория, которая обсуждает сценарий проведения праздника, распределяет роли, продумывает оформление классной комнаты, назначает дату репетиций.
1 сентября на празднике “Волшебный ключик” многие дети видят своих родителей совсем в ином свете, глаза детей светятся счастьем, ребята тоже уже готовы к сотрудничеству с классным руководителем.
Одной из традиций нашей школы является традиция посвящения в ученики, где первоклассники показывают первые свои достижения, раскрывают свои творческие возможности. Родители первоклассников, учителя начальных классов, ученики 1 -5 классов являются гостями этого праздника.(Приложение 3 и Приложение 4).
Так постепенно все родители класса включаются в классную и общешкольную жизнь.
Большинство праздников, вечеров, игр, конкурсов и походов провожу с приглашением родителей, которые становятся не только зрителями, но и их участниками. Совместные мероприятия проходят как настоящие семейные праздники, на которые приходят не только мамы и папы, но и бабушки, сестрёнки и братишки учеников, тёти и дяди.
Результатом работы с семьёй является тот факт, когда родители искренне рады встрече с классным руководителем, когда ему доверяют тайну своей семьи, рассказывают такие подробности о своём ребёнке, которые могут знать только самые близкие и преданные люди, когда родители обращаются классному руководителю за советом, помощью поддержкой, значит, классный руководитель вошёл в семью как советчик, помощник, ДРУГ.
Используемые источники.
- Газета “Первое сентября. Начальная школю” № 3, 2004 год.
- Журнал “Завуч начальной школы” № 5, 2005 г; № 2, 2006 г.
- В. Мусатов “Крикливая деревня”, М: Моск. Рабочий, 1989 г.