Цели:
- Формирование у учащихся представления о времени, умение определять время по разным часам .
- Первичное закрепление умения решать задачи, используя действие умножения.
- Закрепление знания таблицы умножения.
Ход урока
I. Целеполагание.
1) Работа с пословицами.
(пословицы записаны на доске)
- Минутка час бережет.
- Делу – время, потехе – час.
- Век живи – век учись.
- Два часа просыпался,
Два часа умывался,
Один час утирался,
Сутки одевался.
- Прочитайте пословицы и поделитесь своими мыслями. (Все пословицы говорят о времени. В них есть названия единиц времени.)
- Ребята, а что такое время?
- Где мы нашли объяснение этому слову? (В толковом и этимологическом словарях.)
- К пословицам, записанным на доске, мы будем возвращаться в течение всего урока и объяснять их смысл. А сейчас подумайте, о чем говорит такая пословица?
Поздно поднялся – День потерял.
В молодости не научился – Жизнь потерял.
(Поздно поднялся, ничего не успел сделать, т.е. день потерял – это плохо. В молодости ничему не научился – значит не умеет работать, не получил профессию, не создал семью. Это очень плохо, жизнь прошла даром.)
- Ребята, а почему иногда говорят: потерял время? Разве можно потерять время, например, как карандаш или книгу?
- Тогда не будем терять время и приступим к работе.
2) Постановка цели урока.
- Вспомните, какие цели мы поставили в конце прошлого урока математики? (Продолжить знакомство с единицами измерения времени, постараться узнать что-то новое.)
II. Работа по теме урока.
1) Классификация единиц измерения времени.
- Вернемся к пословицам. Назовите единицы измерения времени, которые в них упоминаются. (Минута, час, век, сутки.)
- Какие еще единицы измерения времени вы знаете?
- Поднимите руку, кто сможет расположить все единицы времени в порядке увеличения?
Кому это пока трудно выполнить?
- Тогда поработаем все вместе.
(Приглашаю к доске 7 человек и раздаю карточки с названиями единиц измерения времени: минута, месяц, секунда, сутки, год, неделя, час.)
- Ваша задача: станьте так, чтобы единицы измерения времени, записанные на ваших карточках, были расположены в порядке увеличения.
- Ребята, вы согласны? Произнесите хором все единицы времени. (Карточки потом прикрепить к доске.)
2) Парная работа.
- Вспомните, с какой единицей времени мы познакомились на прошлом уроке? (Сутки.)
- Что вы запомнили об этой единице времени? (Сутки – это 24 часа.)
- Многие дети, а иногда и взрослые допускают ошибки, когда слово сутки употребляют с каким-либо числом. А вы знаете, как правильно произносить?
- Тогда я предлагаю работу в парах. На партах у вас есть листочки с числами 1, 2, 5, 30.
Рядом с числами запишите слово сутки так, как вы считаете его нужно произносить.
- Проверим работу в парах… Правильно говорить: одни сутки, двое суток, пять суток, тридцать суток.
3) Уточнение смысла слова век.
- Ребята, кто из вас самый внимательный и может сказать, какой единицы времени нет на доске? (Век)
- Поясните смысл этого слова.
- А где мы можем найти точную формулировку этого слова? (В толковом словаре.)
(Один или несколько учеников находят и зачитывают информацию из словарей.)
- Вы теперь точно знаете , что обозначает слово век и сможете объяснить смысл пословицы “Век живи – век учись”. (Каждый день человек должен учиться, узнавать новое, чтобы потом легче было жить.)
- Совершенно верно. Так что продолжаем учиться и узнавать что-то новое.
- Объясните смысл пословицы “Делу – время, потехе - час”. (Потеха – это игра, забава.
Значит надо сначала выучить уроки, помочь по дому родителям, и только потом можно играть.)
- Давайте и мы с вами немного отдохнем.
Физминутки.
III. Решение задач.
- Ребята, вы любите решать задачи? А какие знания и умения вам потребуются для этого?
- Итак, послушайте задачу. Только не торопитесь давать ответ. Подумайте хорошо.
Папе 40 лет, а сын на 28 лет младше папы. Сколько лет сыну?
- Объясните, какое действие использовали для решения задачи? Почему?
- Поднимите руку, кому легко было решать такую задачу?
- Послушайте еще одну задачу.
Ежедневно второклассник читал 7 страниц. Сколько страниц он прочитал за 5 дней?
- Поднимите руку, кто уже знает, как решить задачу и сможет объяснить другим?
(Один ученик работает у доски, все остальные записывают решение в тетрадь.)
IV. Определение времени по часам.
- Послушайте загадку.
Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (часы)
- А какие виды часов вы знаете?
- Покажите и назовите часы, которые вы знаете.
(На доске висят изображения ручных, напольных, электронных часов, будильника, часов
с кукушкой. Часы показывают разное время.)
- А кто из вас умеет определять время по часам?
- Я вижу, что не все дети умеют это делать. Тогда какую еще цель должны поставить перед собой? (Научиться узнавать время по часам.)
- Ребята, кто сможет выйти к доске и объяснить, как определять время по часам?
(Работа с моделью часов)
- Определите, какое время показывают часы на доске. Запишите показания в тетрадь.
- У нас осталась еще одна пословица. Почему так говорят: “Минутка час бережет”?
V. Закрепление изученного.
- У вас на партах есть листочки с выражениями и буквами. Как вы думаете, какое задание надо выполнить? (Наверное, отгадать зашифрованное слово.)
- Правильно! Постарайтесь за одну минуту найти значение всех выражений, а потом отгадать слово.
(У детей на листочках и на доске записаны выражения.)
Н 5*2 А 6*6 Т 8*4 У 3*3 Р 7*2 Ы 8*5 К 9*7
- Подведем итог работы. Если вы правильно нашли значения произведений, то должно получиться слово.
(Дети читают выражение и называют результат. Учитель записывает соответствующую букву под нужным числом. На доске появляется запись:
63 | 9 | 14 | 36 | 10 | 24 | 40) |
К | У | Р | А | Н | Т | Ы |
- Кто слышал это слово? Что оно обозначает?
(Показываю картинки)
VI. Итог урока.
- Я предлагаю вам найти сведения о курантах, выполнить рисунок и на следующем уроке поделиться знаниями с одноклассниками. Дома поупражняйтесь в определении времени по часам.
- А теперь подведем итог нашему уроку:
- Кому на уроке было интересно?
- Какие новые знания получили?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Попробуйте оценить себя:
- Кто на уроке был активным и показал свои знания?
- Кому было трудно?
- Кому понравилось домашнее задание, и он с удовольствием будет его выполнять?
- Урок окончен. Сделал дело, гуляй смело.