Цели и задачи:
- Конкретизация позиционного обозначения звуков; расширение понятия об орфограмме; развитие умения применять алгоритм правила;
- Классифицировать слова; развивать умение работать с орфографическим словарём.
Оборудование:
- учебник “Русский язык” авт. С.В. Иванов УМК “Начальная школа ХХІ века”;
- рабочая тетрадь, авт. М.И. Кузнецова. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2006 г.
Ход урока
І. Организационный момент.
- У нас сегодня много дел, давайте начнём, не теряя ни минуты.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (интересным, с трудностями)
- Как вы будете мне помогать? (будем внимательными)
На доске записаны слова: Где есть желание - найдётся путь.
- Обратите внимание на слова, записанные на доске. Прочитайте их (один ребёнок читает вслух).
- Как вы понимаете эти слова? (если будем с желанием работать, у нас получится интересный урок)
- По вашим умным и любознательным глазам я вижу, что у вас есть огромное желание -значит у нас поучится познавательный и очень важный урок.
II. Обзор работ в тетрадях. Минутка чистописания.
- Откройте тетради. Посмотрите на свои проверенные работы. Кто хочет поделиться своей радостью? На что надо обратить внимание, чтобы не было замечаний? Какой совет могут дать те, у кого удачная работа?
- Запишем: 22 ноября.
Класная работа. (дети увидели ошибку в записи, обратили внимание на орфограмму - удвоенная н)
Появляется рисунок (в объёмной букве ц - написаны вразброс буквы-ш-3 раза, ж-2 раза, ц - 3 раза)
- Посмотрите внимательно на рисунок.
- Что видите? (буквы)
- Что общего у этих букв? (обозначают шипящие звуки)
- Каких букв больше? (ц)
- Напишите эту букву в паре с каждой гласной буквой алфавита.
- Каким знанием будете пользоваться, чтобы не пропустить ни одну гласную букву? (знание алфавита)
- Сколько сочетаний букв у вас получилось? (10).Почему? (в алфавите 10 гласных букв)
- Давайте проверим. (ца, це, цё, ци, цо, цу, цы, цэ, цю, ця)
- Какой букве мы сегодня уделили особое внимание? (ц)
- Как думаете, почему? (может, выучим новую орфограмму с этой буквой)
- У вас интересные предположения. Эта буква поможет нам раскрыть очень важный секрет русского языка.
III. Постановка учебной задачи.
- А сейчас попробуйте отгадать загадки. (2 человека будут записывать отгадки на доске, а все остальные в тетрадях)
1.
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (циркуль)
2.
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (цифры)
3.
Летом в огороде -
Свежие, зелёные,
А зимою в бочке
Крепкие, солёные. (огурцы)
- А теперь давайте проверим. (у одного ученика написано цыркуль, )
- Решили по-разному.
- Кто согласен с …..? А с …..?
- Как же нам быть? Как разобраться кто прав? Может так и будем писать дальше – кому как нравится? (надо разобраться, найти правило, подумать)
- Над чем же сегодня поработаем? Какую цель поставим? (разобраться, в каких случаях после ц будем писать ы, а в каких и)
IV. “Открытие” нового.
- Давайте попробуем разобраться. Обратимся к учебнику или подумаем сами? (попробуем сами)
Групповая работа.
- Одна голова - хорошо, а две лучше, поэтому искать ответ на вопрос вы будете в группах. Давайте повторим правила работы в группах. (выслушать мнение каждого участника, постараться прийти к общему мнению и представить одного выступающего)
- Я вам раздам слова, а вы подумаете, каким образом их можно разделить на группы, чтобы сделать важное открытие. (раздаю слова)
Скворцы, мотоцикл, улицы, цилиндр, циркачи, пальцы.
(По мере выполнения работы 2 человека выходят к доске и делят слова на группы)
- Вы договорились и пришли к общему мнению? А теперь нам важно выслушать ваши мнения.(Если у групп получились разные мнения, говорю:
- Давайте рассмотрим мнение ребят, которые предлагают вот такой вариант:
скворцы циркачи пальцы мотоцикл улицы цилиндр)
- Почему вы разделили слова таким образом? (мы обратили внимание, что после ц в одних словах буква и пишется в корне, а в других словах после ц буква ы пишется в окончании, поэтому слова разделили таким образом)
Какое же “открытие” нам сегодня удалось сделать?
- Давайте выведем схему или алгоритм, которым будем пользоваться, если нам встретятся слова на такую орфограмму (уч-ся предлагают: если встретится слово на такую орфограмму – надо обратить внимание на то, где находится эта буква. Если в корне – пишем и, если в окончании – пишем ы)
V. Первичное закрепление.
Работа в парах.
- Хотите себя проверить ? Я предлагаю вам поработать в парах. Давайте повторим правила этой работы. (один объясняет, другой внимательно слушает и, если неправильно - объясняет)
- Две пары будут работать у доски, а остальные на местах.
(Раздаю карточки с заданием)
Вставить ы или и.
ц..ферблат ц..клон синиц.. птенц.. ц..ркуль певиц..
- Кто согласен с мнением этих ребят? Кто считает по – другому ? (все согласны с парами,.)
- Справились с задачей, поставленной на урок? Научились разбираться?
VI. Работа со словами-исключениями.
- А теперь послушайте ещё одну загадку:
Возле строгой мамы-квочки
Скачет маленький сыночек.
Тоненько попискивает,
Червячков отыскивает. (цыплёнок)
- Как будем писать? (дети говорят, что надо писать и, так как мы познакомились с правилом, а один ребёнок говорит, что в книге видел это слово с буквой ы)
- Давайте обратимся к орфографическому словарю и посмотрим, как написано там (дети ищут написание слова в словаре)
- Что же произошло? (закон нарушен)
- Оказывается, в русском языке есть такие слова, которые не захотели подчиняться общепринятому правилу (один ребёнок знает, что такие слова называются исключениями)
- Правильно! Это слова-исключения. Их очень легко запомнить, если выучить такую фразу:
Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул: “Цыц!” (дети произносят эти слова хором, а затем учат в парах)
VII. Итог урока.
- Какую задачу ставили на урок? Где можно применить свои знания? Каким правилом надо пользоваться, чтобы грамотно писать слова с такой орфограммой? Кто уверен? Кто нам сегодня был хорошим помощником на уроке?
VIII. Домашнее задание.
- Кто ещё не уверен в себе - возьмите помощь в учебнике на стр.99 и выполните упражнение 3 в тетради на печатной основе с.29, а кто хочет задание посложнее – я раздам слова двух стихотворений, а вы вставите нужные буквы.
Ц..плёнок прыгнул на ц..новку
И там на ц..почки привстал.
А мимо шёл ц..ган на танц..
- Ц..п-ц..п, -ц..плёнка он позвал.Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде её птенц..
Ц..рк откроется в субботу.
Уж приехали борц..
- Мне очень хочется поблагодарить вас за урок! (показываю плакат: “МОЛОДЦИ!” Дети замечают ошибку в слове)