Внеклассная работа – один из приемов активизации в изучении иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Вряд ли есть необходимость доказывать важную роль внеклассной работы в процессе обучения иностранному языку. Внеклассная работа по иностранному языку, если она сопровождает весь курс обучения, успешно поддерживает так называемую близкую мотивацию, так как в каждой точке процесса создаются условия для применения приобретенных знаний, навыков, умений, что в свою очередь обеспечивает стойкое положительное отношение к учению. При проведении праздников, утренников, викторин, конкурсов идет расширение кругозора ученика, повышение его общей культуры, приобщение к культуре народа, которые его создал, к его духовной жизни. Учащиеся знакомятся с его традициями, историей, литературой и многими другими сторонами жизни народа, говорящего на изучаемом языке.

Необходимо постоянно поддерживать любовь к изучаемому языку. Ведь любить язык, значит постоянно работать над ним. Нельзя не согласиться с Г. Пальмером: “Изучение языка имеет начало, но не имеет конца”. Внеклассная работа открывает широкие возможности в привитии любви к иностранному языку, в поддерживании постоянного интереса при изучении его.

Чем же руководствоваться, определяя стратегию планирования внеклассной работы? Каковы секреты технологии этой работы? Разумеется, трудно ответить на этот вопрос однозначно, поскольку, как мне кажется, каждый учитель, применяя основные принципы этой формы работы, имеет и свой индивидуальный подход. Но в любом случае в этой работе действует принцип коллективного взаимодействия и принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса. Данные принципы отвечают современным требованиям преподавания иностранных языков в школе, и о них не следует забывать. Необходимо помнить и о создании таких условий, когда учащиеся из активных слушателей превращались бы в не менее активных участников разговора, игры. Большую роль для активизации общения играет создание музыкального фона, т.к. он обеспечивает подсознательное усвоение материала. Поэтому при подготовке мероприятия объявляется конкурс на подбор музыкального сопровождения, что также вызывает большой интерес у учащихся.

Прежде чем приступать к внеклассным мероприятиям необходимо:

  • определить задачи (практические, общеобразовательные, развивающие,
    воспитательные)
  • определить цель, какую преследует учитель, проводя то или иное мероприятие.
  • определить, какой языковой материал (лексические единицы, грамматические
    структуры) необходимо отобрать.

Для работы в кружке необходимо также определить спектр упражнений и ситуаций для развития монологической и диалогической речи.

Главная задача, которая стоит перед учителем иностранного языка - это обучение общению. А главной особенностью общения является его эвристичность, т.е. незапланированность, нестандартность, непредсказуемость, творческое начало. Эти навыки общения тоже приобретаются в ходе внеклассной работы.

Во время выступления на сцене часто возникают непредвиденные паузы, заминки, когда необходимо актерам самим искать выход из сложившейся ситуации. В этом случае и должна проявиться способность осуществлять умение своего речевого поведения.

В своей работе я часто прибегаю к проведению уроков-праздников, по определенным темам, провожу КВНы, викторины, утренники, посвященные праздникам страны изучаемого языка. Предлагаю разработку новогоднего праздника в 5 классе (Приложение №1). Также использую и другие формы работы, позволяющие вовлечь учащихся в процесс обучения на английском языке. Участие детей в театральном проекте, который заканчивается постановкой музыкального спектакля, является одним из действенных способов организации речевого общения. Набор реплик, героев, стихи, рифмовки, песенки, используемые в сценариях, после всего берутся из учебного курса. Подготовка к спектаклю и любому внеклассному мероприятию тогда не требует много времени, а достаточно будет двух-трех репетиций для того, чтобы учащиеся смогли поставить сказку (инсценировку) перед зрителями. Но иногда в спектаклях бывают длинные монологи, имеющие непрерывный характер высказывания и в этом случае важна определенна психологическая настроенность. Учитель должен помнить это и не разрушать эту настроенность. Заучивание ролей и воспроизведение их - это еще и повышенная нагрузка на память, в тоже время и тренировка памяти. При этом даже сам ребенок выстраивает себе свою схему запоминания: или он заучивает свою речь в спектаклях отдельными словами, или фразами, или сразу полными предложениям. Иногда, если роль в стихах, уместно подобрать подходящую мелодию и заучивать все как песню. Для запоминания объемных высказываний необходимо учить детей выделять "ключевые фразы", вокруг которых развивается идея.

При работе над постановкой пьесы или при подготовке к проведению конкурса чтецов особое внимание уделяется качеству выразительности речи и нужной интонации. Это довольно трудоемкий, но важный аспект в изучении иностранного языка. Поскольку на уроках не всегда удается отработать эти штрихи до нужного уровня, то внеклассная работа дает дополнительный шанс в этом направлении.

Естественно, общий успех в изучении иностранных языков зависит от многих факторов - и от знания учителем предмета, и от общей его эрудиции, и его увлеченности в свой предмет, умения зажечь и увлечь учащихся своей идеей и даже от человеческого обаяния и той теплоты, которая исходит от каждого слова и жеста учителя. А так же учитель должен владеть методическим мастерством в организации внеклассной работы, чтобы суметь преодолеть обилие отрицательных, тормозящих факторов коммуникативного порядка, возникающих зачастую на уроках. Когда же ученик участвует в спектакле, посещает кружки, он преодолевает с большей уверенностью барьер страха высказать свою мысль неправильно, допустить ошибки и получить за ответ плохую оценку. Готовясь же к выступлению, каждый участник шлифует свою речь, работает над интонацией, мимикой и жестами чтобы в результате успешного выступления получить заслуженную награду: дружные аплодисменты зрителей, почувствовать свою уверенность в изучении иностранного языка. При этом и учитель видит результаты своего труда.

Нужно отметить еще один интересный прием вовлечения учащихся в активный процесс обучения и развития разговорных и письменных навыков - это сочинение рассказов, стихов, шуток, анекдотов. Такой вид работы очень важен в учебном процессе, потому что:

  • это ключевая часть развития ребенка;
  • и это дает ребенку возможность использовать новый язык чувствовать его, развивать беглость речи, что является основным аспектом творчества и означает желание развивать способность говорить, слушать и участвовать в беседе. Конечно, на это уходит много времени, и при этом важно правильно организовать работу. Учитель должен подсказать сюжетную линию, помочь определиться с формой написания, а также помочь в подборе необходимой лексики. (Приложение №3). Обсуждается время, место действия и ход происходящих событий в рассказе, характеры героев и предполагаемые выводы. Дети могут писать рассказы или инсценировки, рисовать иллюстрации и постеры к своим произведениям, а также составлять кроссворды и викторины по изученным темам, сочинять стихи о родном городе, любимом уголке, своей Малой Родины, готовить презентации. Такой вид работы предлагает участие уже группы учащихся. Групповая работа целесообразна главным образом там, где требуется коллективный разум, взаимопомощь и творчество. Групповая работа развивает способность к общению, укрепляет межличностные отношения, учит лучше понимать друг друга, объективно оценивать не только других, но и самого себя, обеспечивает обмен знаниями и улучшает условия для развития речевых умений. Группа способна трудиться успешно лишь при оптимальном распределении функций между ее членами. В этом плане необходимо выделять лидеров и консультантов, которые распределяют задание, контролируют их выполнение и оценивают результаты.

Вовлечение учащихся в практическую деятельность ведет к приобретению навыков и умений конструирования своих собственных знаний. Отсюда и дифференциация и индивидуализация учебного процесса и практического применения приобретенных знаний в реальных условиях. В этом плане очень эффективна игра "Что? Где? Когда?". Проведению игры предшествовала своего рода исследовательская работа: была поставлена задача подобрать необходимую лексику для ведения дискуссии при обсуждении вопросов при ведении игры. Работали группами. Затем, объединили в общий список слова, ввели в активный словарь и объявили конкурс на интересные вопросы (Приложение №4).

При таком виде работы осуществляется межпредметная связь, поскольку вопросы берутся из различных сфер нашей жизни: литературы, физики, истории и т.д. (Приложение №5). Такой вид работы лучше проводить на средней и старшей ступени обучения, когда учащиеся имеют более широкий диапазон знаний, способный делать выводы и умозаключения.

После проведения любого мероприятия необходимо проводить анализ работы, рассматривать позитивные стороны и недостатки, отметить, какие новые знания, умения и навыки приобрели учащиеся. Причем при таком обсуждении активное участие должны принимать сами учащиеся, что является важным фактором в этой работе.

В заключении уместно сказать, что проведение внеклассных занятий повышает интерес к изучению иностранного языка, развитию навыков, повторению и закреплению изученной лексики, расширению словарного запаса. Когда дети играют в пьесе, исполняют песни, декламируют стихи, участвуют в конкурсах и играх, они получают большое эстетическое наслаждение, углубляют свои знания. И все это создает мотивацию, без которой нет успешного изучения иностранного языка. Формы внеклассной работы могут быть весьма разнообразными, но если эту работу проводить регулярно, то она несомненно дает хорошие результаты.

Литература

  1. Г. А. Китайгородская,Методика интенсивного обучения иностранным языкам, Киев, 1988
  2. Е. И. Пассов, Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению, Москва, 1989
  3. Е. И. Пассов, Урок иностранного языка в средней школе, Москва, 1988

Приложение 2