Программное содержание:
- Развивать понимание взаимообразных отношений между числами: «предыдущий», «последующий», «между».
- Умение уменьшать и увеличивать число на единицу.
- Повторить состав числа 6 из 2-х меньших чисел.
- Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять названия геометрических фигур.
- Закреплять знания о днях недели, временах года, весенних месяцах.
- Развивать сообразительность внимание, память и логическое мышление.
- Воспитывать интерес к математике, желание заниматься.
Демонстрационный материал: схема-карта с геометрическими фигурами, "домик" состава числа 6, числовые карточки, кукла в костюме принцессы, плоскостное изображение «замка», фланелеграф, картонные цифры - камни.
Раздаточный материал: цифры, листки бумаги в клетку, цветные карандаши, листы бумаги квадратной формы, ручки.
Предварительная работа: дидактическая игра "Назови соседа" на закрепление соседних чисел.
Методические приемы и методы: Словесные: вопросы, ответы, уточнения, обобщения, поощрения, оценка. Наглядные схемы.
Практические методы: на листах бумаги, с цифрами.
Игровые методы: сюрпризный момент, физкультминутка, дидактические игры: «Считай дальше», «Найди соседа».
Структура занятия:
- Организационный момент;
- Сюрпризный момент;
- Составление план - к;арты;
- Вопросы по ориентировке на листе бумаги;
- Физкультминутка;
- Счет десятками;
- Игра с числовыми карточками;
- Физкультминутка;
- Работа в тетрадях;
- Работа по ориентировке на листе в клетку;
- Сюрпризный момент;
- Анализ занятия.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня я хочу вам прочитать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями.
- Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Поехал ее искать Иван Царевич. Едет день, едет два. Подъезжает к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич ответит на ее вопросы. Слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:
- Какой сегодня день недели?
- Какой был вчера день недели?
- Какой будет завтра день недели?
- Какие времена года знаете?
- Назовите осенние месяцы.
- Назовите весенние месяцы.
- Назовите зимние месяцы.
- Назовите третий тень недели.
- Назовите пятый день недели.
- Назовите второй день недели.
Воспитатель: Справились мы заданием Бабы Яги.
Затем Баба Яга сказала, что она продиктует план - карту до замка, где спрятана царевна, однако, нужно нарисовать план - карту на бумаге, по которой можно добраться до царевны.
Воспитатель: Давайте поможем Ивану Царевичу нарисовать план. Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать и рисовать: (Приложение 1)
- в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
- в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
- в центре нарисуйте черный овал;
- в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
- в правом верхнем углу нарисуйте желтый квадрат.
Воспитатель: Теперь проверим. Какую геометрическую фигуру нарисовал Булат в правом нижнем углу. Где нарисовал желтый круг? В каком углу нарисовал овал?
- Карту мы нарисовали, можно идти дальше. Но сначала чтобы набраться сил проведем физкультминутку.
- Вот мы с вами попали в сказочный лес. В лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание. Выставляется домик с числом. (Приложение 2)
Посмотрите на этот домик, какое число живет в этом домике? Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 6. Давайте начнем с самого верхнего этажа. На этом этаже уже живет число 2, а какое число должно жить рядом? Молодцы, справились и с этим заданием. Идем дальше.
Воспитатель: Вот вход в замок. Дверь в замок, за которым спрятана царевна, завален камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни. Данил разберет у доски, а мы ему поможем за столами. Откройте коробки и выложите числовой ряд от 1 до 9 слева направо. Все приготовились, начали работать.
- покажите число больше 6 на 1 (7);
- покажите число, которое состоит из двух крючков (3);
- самое м аленькое число (1);
- число, которое меньше 7 на 1 (6);
- число, обозначающее день недели - вторник (2);
- число, последующее числа 4 (5).
Воспитатель: Молодцы, дверь в замок, мы очистили от камней. Но войти не можем, нужно выполнить еще одно задание, если правильно все сделать, то дверь откроется. Для этого возьмите листочек бумаги в клеточку, найдите красную точку, возьмите ручку, слушайте внимательно: (Приложение 3)
- 2 клетки вниз;
- 5 клеток вправо;
- 1 клетку вверх;
- 1 клетку вправо;
- 1 клетку вверх;
- 1 клетки вправо;
- 4 клетки вниз;
- 8 клеток влево;
- 2 клетки вниз;
- 2 клетки влево;
- 6 клеток вверх;
- 2 в клетки право.
Воспитатель: Вставляем ключик в замок, и дверь открывается и появляется царевна.
Царевна: Спасибо за то, что помогли меня освободить!
Воспитатель: Вот мы и побывали в сказке, сделали доброе дело. На этом сказке конец. Какое задание было самым трудным, а какое самым интересным?
- Занятие закончилось, всем спасибо.