РОДИТЕЛИ УЧЕНИКОВ – МОИ ГЛАВНЫЕ ПОМОЩНИКИ.
Достичь успехов в воспитании наших учеников помогают нам наши родители, а для этого надо, чтобы они стали нашими союзниками во всех наших делах. И тогда мы вместе можем сделать жизнь наших детей интересной и содержательной.
Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны: это родительские собрания, посещение уроков, участие в подготовке и проведении праздников, организация экскурсий, походов, посещение выставок, предприятий, организация интересных встреч, руководство кружков, секций.
Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями. И в доказательство этого хочу рассказать об одном только направлении работы с родителями в системе моей работы - о привлечении родителей в работе с детьми.
В этом году у меня первоклашки. А в предыдущем выпуске у меня в классе работала изостудия «Веселая радуга». Эту изостудию с 1-го по 4-й класс руководила, но это слово «руководила» не отражает полностью работу этого родителя, потому что она всю душу вложила в эту работу; наша мама, наша помощница, всесторонне развитая, добрая, красивая Эмма Васильевна Васильева.
Эмма Васильевна мать 4-х детей, по профессии художник-оформитель, сотрудник Музея народного творчества им. С. Зверева в с. Сунтар. Она человек очень увлеченный талантливый. Кроме семьи, работы, она член районной команды по волейболу, постоянно, по приглашению женщин, работает, как парикмахер и кроме всего этого она вела у нас эту изостудию.
В первом классе в студию записались 12 детей. Студийцы участвовали во всех внутриклассных, внутришкольных выставках, собирались дети раз или два в месяц. Во 2-ом классе ребят осталось 8, но это остались те, которые «нашли себя», кому понравилось это творчество. В этом году студиец Иванов Тамерлан на улусной выставке, посвященной 60-летию Победы в ВОВ, стал дипломантом. А коллективная работа – оригами «Петушок» и «Теремок» стала лауреатом улусного конкурса «Бумажный бум». А в 3-ем классе Васильева Маша стала уже обладателем Диплома 1 степени на республиканском конкурсе рисунков детей «Дорога-это жизнь», посвященном открытию дороги федерального значения Якутск – Мирный. В 4-м классе Маша опять стала дипломантом республиканского конкурса «Всесоюзная перепись».
А участие детей в школьных, районных конкурсах, выставках – их не перечесть. А как дети готовились к этим выставкам, сколько работ сделано – переделано, выстрадано, сколько творчества, сколько радости испытали дети за эти 4 года! А сколько узнали нового интересного! А как много дают эти занятия в плане общения, эрудиции. Дети за 4 года узнали много нового о культуре своего народа, об искусстве, о традициях.
А в конце 4-го класса по итогам всех четырех лет работы мы устроили выставку в доме «Олонхо» в павильоне «Алгыс алаьата», где выставили наши работы на суд населения с. Сунтар. Выставку за несколько дней посетили многие дети, ученики разных школ, родители. Признание всех и явилось итогом нашей работы. И я надеюсь, что студийцы продолжат своё увлечение, а кто-то сделает это увлечение своим признанием в жизни.
Поэтому могу с уверенностью сказать, что изостудия «Веселая радуга» выполнила цель и задачу, которую поставили мы, составляя программу работы на 4 года. Это:
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющей использовать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого обучающегося;
- уважительное отношение к результату детского творчества;
- совершенствование интеллекта, расширение кругозора.
Ниже приведу программу работы изостудии.
ПРОГРАММА РАБОТЫ ИЗОСТУДИИ
Объяснительная записка.
Данная программа предназначена для детей начальной школы с 6 до 11 лет. По этой программе могут обучаться новички, также дети, обладающие определенными навыками рисования.
Цель данной программы не просто научить ребенка приемам художественного изображения и декоративного рисования, а способствовать развитию у детей интереса к творческой деятельности, любознательности и воображения, превратить рисование в средство познания окружающего мира, где ребенок будет не созерцателем, а преобразователем.
Основным образовательным результатом обучения является развитие у детей способности восприятия искусства во всем его многообразии (классическое, народное, декоративно-прикладное), формирование умений и навыков художественного ремесла. Обучение детей по данной программе может способствовать формированию мировоззрения, духовно-эмоциональному обогащению личности, развитию психики, интеллекта, углублению их общей культуры.
Важность работы изостудии основывается на изучении и анализе потребности и интересов младших школьников и их родителей. Во-вторых, имеющаяся в нашем селе одна художественная школа всего с одним художественным классом не отвечает потребностям населения.
1-й год работы
Тема: Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя.
Цель всей работы:
- приобщение детей к наблюдению за окружающей действительностью;
- создание фундамента для последующего развития ребенка.
1-я четверть.
- Мы знакомимся с волшебными красками. Какого цвета осенний лес? Экскурсия в осенний лес. Сбор красивых разнообразных листьев. Практическая работа. Наблюдение за листопадом.
- Изменения в природе. Наблюдения за природой во время дождя, во время первого снегопада.
- Рисуем для любимых мам (ко дню мам). Коллективное составление поздравительных открыток, оформление классной комнаты для праздника.
- Обобщение всей работы за 1 четверть. Выставка наиболее удачных работ.
2-я четверть.
- Здравствуй, зима! Мы наблюдаем за братьями нашими меньшими.
- Наблюдение за животными в различных состояниях по произведениям писателей, по иллюстрациям, слайдам. Лепка фигур животных.
- «Наши зимние узоры». Узоры на стекле. Новогодние снежинки. Рисунок гуашью.
- Новогодняя сказка. Путешествие в сказку. Рисунок акварелью.
- Итоги работы. Выставка.
3-я четверть.
- Зимой в нашем дворе. Беседа о друзьях наших меньших. Практическая работа. Рисунок карандашом.
- Наши друзья живут вместе с нами. Работа с бумагой. Коллективная работа.
- Животные со всего света. Художественная лепка объемных фигур.
- Мир в аквариуме.
- Изображение воинов-героев ко дню Российской Армии.
- Ко дню женщин. Наши мамы на работе. «Мамы разные нужны. Мамы разные важны».
- Итоги работы за четверть. Выставка работ.
4-я четверть.
- Какого цвета небо.
- Какого цвета весна.
- Птицы прилетели.
- Праздник Победы. Цветы ветеранам.
- Наша мечта о лете.
- Обобщающее занятие. Выставка работ.
2-й год работы
Тема: Ты и искусство.
Цель:
- введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их наблюдений, переживаний, раздумий.
- формирование у детей первоначальных представлений о содержании и роли искусства.
1-я четверть.
- Гуашь, три основных цвета. Гуашь – огромное богатство красочных оттенков.
- Пастель или цветные мелки.
- «Изображение и реальность». Упражнения с лоскутками.
- «Изображение и фантазия». Иллюстрация сказок.
- Итоговое занятие. Выставка работ.
2-я четверть.
- Уголь и тушь.
- Аппликация.
- Пластилин.
- Бумага, ножницы, клей.
- Итоговое занятие. Выставка работ.
3-я четверть.
- Изображение природы в разных состояниях. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Изображение животных в разных выразительных движениях.
- Иллюстрация диснеевских мультиков.
- Образ человека и его характер.
- Образ мужчины к 23 февраля.
- Образ женщины к 8 Марта.
- Итоговое занятие. Выставка работ.
4-я четверть.
- Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Глухие и звонкие цвета.
- Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
- Линии как средство выражения. Характер линий. Ритм линий.
- Цвет, ритм, композиции – средства выразительности.
- Итоговое занятие. Выставка работ.
3-й год обучения
Тема: Искусство вокруг нас.
Цель: Дальнейший шаг приобщения детей к миру окружающей их среды.
1-я четверть.
- Твои игрушки (дымка, городки, современные игрушки).
- Твоя посуда. Моделирование и изготовление игрушек.
- Рисунок на ткани. Платки, обои, шторы.
- Итоговое занятие. Выставка работ.
2-я четверть.
- Твои книжки.
- Поздравительные открытки, декоративная закладка.
- Разрисовывание ёлочных игрушек.
- Итоговое занятие. Выставка работ.
3-я четверть.
- Экскурсия по селу Сунтар. Знакомство с работами архитекторов, строителей. Витрины на улицах, реклама.
- Наши дома.
- Наш Сунтар в будущем. Проектирование на бумаге.
- Транспорт. Моделирование.
- Итоговое занятие. Выставка работ.
4-я четверть.
- Музеи искусства. Натюрморт.
- Экскурсия в весенний лес. Пейзаж.
- Портреты. Скульптура. Мемориалы воинской славы.
- Итоговое занятие на природе.
- Итоговое занятие Выставка работ.
4-й год обучения
Тема: Каждый народ – художник.
Цель: Формирование представления о многообразии и увлекательности художественного творчества во всех уголках Земли, у каждого народа.
1-я четверть.
- Экскурсия по родному селу. Гармония жилья и природы.
- Как жили наши предки. Экскурсия в музей.
- Воспевание труда в искусстве.
- Образ человека труда.
- Обобщение работы за четверть.
2-я четверть.
- Природа и селения народов нашей страны.
- Архитектурные памятники.
- Образ женщины в искусстве.
- Образ мужчины в искусстве.
- Образ человека труда.
3-я четверть.
- Образ художественной культуры Древней Греции.
- Образ художественной культуры Японии.
- Образ культуры средневековой Западной Европы.
- Образ культуры Саха (Якутия).
- Обобщение темы четверти.
4-я четверть.
- Все народы воспевают материнство.
- Все народы воспевают мудрость старости.
- Искусство объединяет всех и в радости и в горе.
- Искусство видеть скорбь павших.
- Обобщение всей работы. Выставка работ.